Отчет по декаде естественно-математических дисциплин (2015-2016 учебный год)


ГККП «Колледж сервиса и новых технологий»
Управления образования акимата ЗКО
Отчет по декаде естественно-математических дисциплин (2015-2016 учебный год)
Подготовила:
преподаватель физики и математики высшей категории
Андрусенко Н.А.
Уральск, 2015
С 14 по 26 декабря в колледже проходила Декада естественно-математических наук.
Человек всегда стремился познать окружающий его мир и определить место, которое он в нём занимает. Человек всегда стремится к чему-то неизведанному, хочет открыть что-то новое, то, о чём ещё не знает никто. И именно этот стимул позволяет ему добиться поставленной цели и прийти  к желаемому результату. Добиться своего, ему помогают науки, которые он начинает изучать ещё в школе.
Задачи, которые решаем мы – преподаватели ЕМД, традиционны: вовлечь учащихся в творческую самостоятельную деятельность, развивать логическое мышление учащихся, интерес к решению нестандартных  ситуаций.
Мы не любим (а потому и не проводим!) мероприятий с заранее расписанными ролями и многочасовыми репетициями, а преимущество отдаем формам работы, которые не требуют от учащихся большой предварительной подготовки. При этом мы стремимся к тому, чтобы все наши мероприятия были больше познавательными, чем развлекательными, и чтобы всем при этом было интересно. В общем, «максимум удовольствия при минимуме затрат». Надеемся, что наши методические идеи и находки были интересны ученикам и преподавателям.
Химия, география, биология, физика, математика, информатика – естественные науки, которым была посвящена декада в нашем колледже. Разнообразные  мероприятия, проводимые на I, II курсах позволили учащимся расширить свои знания в области этих наук.  Декада естественно-математических наук  была проведена с целью развития познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла, воспитания патриотизма, духовно-нравственной и экологической культуры  учащихся.
-102870877570Декада была открыта  14 декабря. Открытие проходило в форме торжественной линейки «Парад естественных наук», в подготовке которой приняли активное участие ребята.  Учащиеся показали значимость изучения предметов естественно- математического  цикла. В проведении линейки приняли участие учащиеся I , II и III курсов .
2336801270
Цель декады: Повышение профессионально-педагогической компетенции в системе методической и научно-методической работы познавательной и творческой активности учащихся в рамках естественно-математических дисциплин.
Задачи:
- Совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию, проведение открытых мероприятий.
- Выявление учащихся, имеющих особые способности к творчеству и углубленному изучению учебной дисциплины.
- Вовлечение учащихся колледжа в самостоятельную творческую деятельность в системе уроков, внеурочных мероприятий.
- Повышение интереса учащихся к предметам естественно-математических дисциплин.
- Расширение знаний учащихся о выдающихся ученых прошлого и настоящего, о практической значимости математики, информатики, физики, химии, биологии, географии.
Приоритет отдан был интеграции внеклассных мероприятий в урочную деятельность. Проведенные мероприятия были разноплановыми, обучающими и воспитывающими.
-164465-8255В фойе был размещен стенд с заданиями заочной викторины, иллюстрациями к предметам. 
В ходе декады были проведены следующие открытые уроки:
15.12.15 преподавателем Андрусенко Н.А. в группе №222 «кондитер» был проведен урок «Вращение фигур вокруг оси. Цилиндр как фигура вращения. Сечения цилиндра»
412305519050Этот урок является началом нового материала для учащихся. Данная тема помогает дальнейшему развитию пространственного представления и изобразительных умений; логического мышления и речи; умения проводить систематизацию.
В ходе урока формируется и совершенствуется математический язык (словесный, символический , графический), качества личности, необходимые для жизни в современном мире (ясность, точность мысли, интуиция); отношение к математике как к части общечеловеческой культуры. На уроке вводятся понятия конуса, его элементов, рассматриваются виды сечений конуса разными плоскостями с опорой на ранее изученный материал; показывается связь между элементами конуса в процессе решения по готовым чертежам, а также связь с внешним миром, с профессией.  
Для обеспечения оптимального взаимодействия между преподавателем и учащимися на уроке предусмотрены: организация проблемного диалога; использование готовых знаний. Для поддержания интереса и устойчивой концентрации внимания предусмотрена смена видов деятельности: фронтальная работа - учебный диалог; индивидуальная работа - построение чертежей; компьютерная презентация - введение новых понятий.
На уроке поэтапно осуществлялось построение конуса, акцентировалось внимание на элементы конуса.
Данная разработка урока направлена на формирование профессиональных компетенций.
-22669519050Готовясь к проведению урока, преподаватель дает творческое задание, для исследовательской работы студентам по теме. Тема исследовательской работы на уроке освещается лишь тезисным выступлением авторов в защиту своей работы. Данный прием относится к инновационной технологии проектного обучения.
Использование новых технологий позволяет строить объяснения нового материала с помощью интерактивной доски, которая заменяет построение чертежей мелом. Работа с мультимедийной установкой позволяет сделать урок более плотным и насыщенным.

18.12.15 преподавателем Рахимгалиевой Т.Н. в группе №121 «кондитер» был проведен урок химии «Химиялық элементтердің адам өміріндегі маңызы»
404304513335Урок-соревнование в форме игры с коллективными технологиями позволил проверить знания учащихся, легко и с интересом вспомнить основные химические понятия, символы химических элементов. способствовал развитию интереса учащихся к химической науке; осознанию значения химии в различных  отраслях народного хозяйства, в питании.
Интерес и хорошая психологическая обстановка на уроке поддерживается за счёт эффектов разнообразия, поиска, стремления к творчеству.
23.12.15 преподавателем Манохиной Е.А. в группе №182 «контролер-кассир» проводился урок биологии «Биосфера и человечество»
-17335531750Урок очень насыщен, требует огромной подготовки. Материал изложен в доступной форме, используются методы доступные для детей: рассказ преподавателя, фронтальная беседа, практическая работа, использование информационных технологий для лучшего наглядного усвоения материала. В ходе урока используются разнообразные приемы и методы работы, осуществляется многократная смена видов деятельности учащихся. Разработана авторская мультимедийная презентация к уроку.
В ходе разгадывания кроссворда, на основе выполненных ранее заданий, ребята смогли сформулировать тему "Биосфера», которая была уточнена после разбора слов В.А. Сухомлинского. В ходе урока учащиеся просматривали видеофрагменты видеофильма «Биосфера и человек», читали стихи, работали с учебником, выполнили тестовое задание.
Ученикам было раскрыто значение и суть теории Владимира Ивановича Вернадского о биосфере.
В теме развивается понятие о биосфере как гигантской экологической системе земного шара, освещается проблема истощения ресурсов биосферы в результате деятельности человека и раскрываются перспективы превращения биосферы в ноосферу и перевода эволюционного процесса на рельсы ноогенеза. Обучающиеся учатся
3891280105410использовать полученные знания для анализа деятельности людей в конкретной ситуации, в том числе в условиях своей местности.
Урок структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы.
Урок имеет целостное восприятие, демонстрирует ранее приобретённые знания, умения, навыки учащихся.
Решена триединая задача: образовательная, развивающая, воспитательная. На каждом этапе урока использовались методы развивающего обучения, которые способствовали развитию познавательной активности учащихся. Дети усвоили материал, смогли его воспроизвести и применить в новых условиях.
Урок был плодотворным, о чем свидетельствует зеленое «дерево надежды», созданное учащимися на этапе рефлексии.
24.12.15 преподавателем Абдрахмановой Б.А. был проведен открытый урок информатики «Вставка таблицы, редактирование табличных данных» в группе №112 «повар»
-17335528575На данном уроке продолжилась работа с текстовым редактором Ms Word.
Учащиеся повторили предыдущий материал, который понадобился для изучения новой темы, затем выяснили, как построить таблицу и как ее отформатировать, закрепили новый материал. В целях здоровье сбережения проведена физкультурная минутка, затем рефлексия, выставление оценок. К концу урока ребята научились строить таблицы, а также их формировать, то есть оформлять.
На данном уроке развиваются следующие компетенции:
Информационная – способность грамотно выполнять действия с информацией;
Коммуникативная – способность вступать в общение с целью быть понятым;
Предметная – способность применять полученные знания на практике.
В ходе урока учащиеся: ставили и решали проблемы; анализировали данные и результаты; формулировали выводы; выражали собственное мнение; оценивали результат.
Все участники показали хорошее знание текстового редактора, хорошие навыки работы с использованием современных компьютерных технологий. 
-15557512065Время распределено равномерно, с достаточной четкостью, т.к. по тематическому плану стоит 2 урока – первый – контроль и объяснение, второй – практика (пара). Между этапами присутствуют логические связки, одно вытекает из другого.
Высокая работоспособность обеспечивается за счет постоянной постановки перед учащимися проблем, которые необходимо решить для выполнения задания.
Психологическая атмосфера поддерживается непринужденной беседой, разговором, обсуждением.
25.12.15 преподавателем физики и информатики Гумаровой З.М. в группе №211 был проведен открытый урок физики «Рентгеновские лучи».
-15557566675Учащиеся знакомятся с историей открытия рентгеновского излучения, использования рентгеновского излучения в медицине и промышленности: досмотр багажа и грузов, рентгеновская дефектоскопия, рентгеноспектральный анализ, рентгеноструктурный анализ, рентгеновская микроскопия, рентгеновская астрономия, рентгеновские лазеры.
Анализируют широкое применение и вредное воздействие на живой организм рентгеновского излучения.
Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение группой, соблюдение дисциплины. Характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.
3980815449580Преподаватель старалась обеспечить активное участие каждого ученика. Учащиеся были доброжелательны к преподавателю, показали умения творческого применения знаний (написание и защита эссе), умений и навыков самостоятельно делать выводы. Урок способствовал развитию монологической и диалогической речи, умению выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитывающие, развивающие цели урока.
Анализ открытых уроков показал, что все преподаватели владеют методикой организации и проведения урока.
Одной из интересных форм  внеклассной работы являются игровые соревнования. Этот познавательный метод обучения и воспитания обладает образовательной, развивающей и воспитательной функцией, которые действуют в органическом единстве.
Практически все внеклассные мероприятия декады – это игра. А игровая деятельность – “мощная” форма воспитательного воздействия на учащихся.
-15557518288018.12.15 Внеклассное мероприятие по физике и информатике «Образованное поколение – основа будущего» (преподаватель Гумарова З.М.)
Игра построена таким образом, чтобы сочетать в себе различные виды учебной деятельности по физике и информатике.
-155575702310Игра состоит из 10 конкурсов. Конкурсы отличаются друг от друга разносторонностью работ, сочетают в себе знание теории и экспериментальной работы. Интегрированные задания по физике и информатике позволяют проверить знания учащихся по данным предметам.
Игровая форма и использование инновационных технологий подпитывает интерес к изучаемым дисциплинам, дает возможность увидеть межпредметные связи программы, воспринимать обучение как единое целое. Мероприятие способствует воспитанию культуры поведения на открытых мероприятиях, культуры построения речи, взаимопонимания при работе в команде, воспитанию информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
21.12.15 Внеклассное мероприятие по математике «В мире математики» (преподаватель Абдрахманова Б.А.)
-1644408921
1586865748030Соревновались 2 команды «Пифагор» и «Виетт». Игра состояла из 5 туров: знакомство, логические задачи, загадки, продолжить казахскую пословицу, содержащую цифру, конкурс капитанов. Игра была увлекательной и поучительной. Даже самые пассивные включились в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде. В перерывах проводилась игра со зрителями. Команды набрали равное количество баллов, но баллы набранные болельщиками принесли победу команде «Виетт».
-24447522161522.12.15 Внеклассное мероприятие «Химия и физика за чашкой чая» (преподаватели Андрусенко Н.А., Манохина Е.А.)
Игра проводилась преподавателями – химии и физики; игру судило жюри по заданиям – ответы на чайные вопросы, викторина, вопросы командам «заочный поход», аукцион чайных слов.
21386801460500Во время мероприятия, для достижения цели использовались различные приемы и методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный. Кроме этого, во время внеклассного мероприятия прослеживалась межпредметная связь с музыкой (музыкальное сопровождение в презентации - показ видео - Людмила Рюмина песня «Мы за чаем не скучаем»), с литературой (чтение стихов поэтов - В.Рождественского; С. Есенина, Б. Окуджавы, А. Блока, А. Говорова, высказываний ), с географией (путешествия по странам и континентам), с историей чая в разных странах.
Все учащиеся в командах работали активно, т.к. данная форма проведения мероприятия актуальна, способна раскрыть индивидуальные особенности каждого участника команды.
-17335585090В течение всего мероприятия преподаватели создавали положительно-эмоциональный настрой, комфорт в коллективе команды и в кабинете со зрителями. Учащиеся, работая в командах , учились слушать друг друга, взаимооценивать, сотрудничать. В течение мероприятия прослеживался воспитательный момент, т.к. все учащиеся команд слушали преподавателей, выполняли их пожелания, атмосфера была доброжелательной. Очень важно, что учащиеся самостоятельно выполняли предложенные задания, с легкостью справлялись с проблемными ситуациями. Каждый этап мероприятия имел логическое завершение и последовательный переход. Активность учащихся и высокая работоспособность их говорила о том, что им было интересно, и они проявляют большую заинтересованность в предметах химия и физика.
25.12.15 «Поле чудес» по математике (преподаватель Андрусенко Н.А.)
-17335565405В ходе проведения игры, ребята познакомились интересными фактами из истории математики, а также интересными фактами  из жизни великих математиков. 
Игра строилась по плану: вступительное слово преподавателя, определение участников игры проведено заранее (составлен список), проведение игры (1, 2, 3 туры, 4 – финальный тур и 5-супер-игра), награждение победителя и участников игры. Заключительное слово учителя.
-17335515240Игровые приёмы способствуют повышению мотивации к изучению математики, создают доброжелательную атмосферу. Всем присутствующим игра «Поле чудес» понравилась, особенно участникам игры и зрителям, получившие дополнительные знания по математике. А финалистка игры, учащаяся 1 курса, группы № 122 – Андросова Александра – была в полном восторге от полученных призов, на сумму 3000 баллов (собрала все приготовленные призы – как на поле чудес).
407733524066525.12.15 Внеклассное мероприятие по географии «Глобальное потепление климата» (преподаватели Ербузова Б.Ж., Урынгалиева Н.И.)
-1733551239520В ходе проведения внеклассного мероприятия урока – конференции, учащиеся знакомятся с понятием «глобальный экологический кризис»; с причинами возникновения экологического кризиса; с влиянием урбанизации, сельского хозяйства, транспорта и промышленности на окружающую природную среду и живые организмы, в том числе на здоровье человека; с глобальными экологическими проблемами: глобальное потепление климата, «парниковый эффект», разрушение озонового слоя земли, кислотные дожди. Данный урок синтезирует различные отрасли биологии, географии, физики, химии, экологии, и таким образом, занимает важное место в системе обучения.
Учащиеся под руководством преподавателей готовили сообщения на заданные вопросы.
Внеклассное мероприятие прошло интересно и познавательно
26.12.15 Внеклассное мероприятие «Веселая информатика» (преподаватель Абдрахманова Б.А.)
-17335511430Данное мероприятие является завершающим этапом декады естественно-математических дисциплин в колледже, способствует сплочению не коллектива группы в отдельности, а коллектива студентов в целом. Оно способствовало установлению межпредметных связей, стимулированию познавательной деятельности учащихся, развитию интереса к предмету, воспитанию внимания, расширению кругозора и развитию логического мышления, умению быстро ориентироваться в обстановке.
Всем была предоставлена возможность раскрыть свои способности. В целом атмосфера мероприятия была праздничной, тёплой и дружеской!
-14668518415Учащиеся реализовали себя, продемонстрировали знания, свою смекалку и находчивость, а победитель Заам Александр (гр.№112 «повар») был по достоинству оценен и награжден.
3225165442595В заключении выступила зам. директора по УР Нурмукашева С.С., отметив значение проведенных мероприятий и наградив победителей олимпиады и активных участников.
Победители олимпиад:
(русский язык обучения)
I курс
I место - Белова Дарья, гр.№182
II место – Косиванова Юлия, гр.№182
III место – Жерехова Анастасия, гр.№112
2835910107950
II курс
I место - Варакина Кристина, гр.№212
II место – Пересунько Кристина, гр.№212
III место – Асницкая Алина, гр.№212
(государственный язык обучения)
396367026670I курс
II место – Кобдабаева Альбина, гр.№121
III место – Есмадиярова Гулбану, гр.№121
II курс
III место – Серикбаева Адия, гр.№211
Все намеченные мероприятия прошли на хорошем уровне. Все уроки и внеклассные мероприятия соответствуют поставленным целям и задачам. Не было проведено внеклассное мероприятие по биологии преподавателем Рахимгалиевой Т.Н. по
причине болезни ответственных учащихся.
Хотелось бы отметить интересное содержание открытых мероприятий, слаженную работу всех преподавателей, тесное сотрудничество преподавателей и учащихся.
130873597155