Краткое сообщение на тему Использование ЭОР на уроках татарского языка и литературы
Электронно-образовательные ресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках татарского языка и литературы в русскоязычной школе.
Садыкова Венера Анваровна, учитель татарского языка и литературы МБОУ СОШ №104 им. М. Шаймуратова
Сегодня применение электронно-образовательных ресурсов является эффективным и актуальным средством формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Опыт и практика показывает, что при использовании ЭОР на уроках татарского языка и литературы повышается качество преподавания, активизируется деятельность учащихся и возрастает интерес к изучаемому языку.
Инструментами ЭОР являются:
-Мультимедиа;
-Электронные пособия;
-Интернет ресурсы.
Не каждый предметник может являться автором электронного пособия, так как необходимы высокотехнологичные программы. И не у всех коллег может быть Интернет-соединение для проведения онлайн-работ. А вот опираться на мультимедийные средства учитель обязан регулярно и эффективно. Причем, мультимедийные материалы, я считаю, учитель должен уметь составлять сам. Надо заметить, что сегодня современных детей не удивишь со скачанными материалами из Интернета. Поэтому их необходимо отредактировать, адаптировать. А это требует от учителя уровня «активного пользователя» и постоянного совершенства.
Самое главное, при использовании ЭОР нельзя забывать три золотых правила:
«С толком». Учитель четко должен знать, для чего и с какой целью используется электронный ресурс. Насколько он уместен?
«В меру». На уроках важно использовать разнообразные, дифференцированные типы работ. Желательно их чередовать. Применямые ресурсы должны мотивировать учащегося на поиск необходимой познавательной информации.
«Не навреди». С использованием ЭОР «перегибать палку» тоже нельзя. Не смотря на то, что сегодня компьютер является неотъемлемой частью учебно-образовательного процесса, мы, в первую очередь, должны думать о здоровье ребенка. Должны учитываться, нет ли у ребенка медицинских противопоказаний для работы с ЭОР и какие у него психо-физиологические особенности и возможности.
Применяется ЭОР на уроках татарского языка как средство повышения качества обучения и формирования коммуникативной компетенции школьников в следующих случаях:
Для целей обучения изучаемым языковым явлениям /наглядно представить явления и процессы/;
При обеспечении диалога, коммуникации;
При формировании речевых навыков на изучаемом языке;
При контроле знаний, определенной степени формирования умений и навыков;
При автоматизированном поиске нужной информации в учебных целях;
При моделировании различных ситуаций, презентации и объяснении учебного материала.
Использование ЭОР в обучении татарскому языку является важным средством, который развивает у обучаемых навыки чтения, письма, а также позволяет значительно расширить словарный запас, реализовать основные методы обучения татарскому языку: показ, объяснение, коррекция, оценка знаний, тренировка и др. Эти материалы составляем основываясь на программы Microsoft Office (а именно, Excel, PowerPoint, Publisher, Word), Звукозаписью, Paint, Windows Movie Maker, а интерактивные тесты на MyTest и «Система тестирования».
Итак, используя ЭОР, уроки татарского языка получаются интересными, насыщенными разнообразной информацией. Деятельность учителя и учеников становится более эффективной и успешной, повышается интерес, что является важным условием для формирования коммуникативной компетенции в русскоязычной школе.