Разработка урок на тему Феодальное поместье 6 класс
Тема "Феодальное поместье"
Цель: изучить основные характеристики феодального поместья;
раскрыть значение общины в жизни крестьян;
продолжить формирование навыков самостоятельной работы с письменными источниками
Оборудование: план феодального поместья
аппликации
схема двуполья
План урока:
1.Общий вид поместья
2. Зависимость крестьян
3. Крестьянская деревня.
4. Господский замок.
5. Феодальные повинности
6. Натуральное хозяйство
Ход урока
Учитель. И снова урок истории - в минуты сжатые века...
А ведь это действительно так; за несколько минут урока мы можем перенестись на много столетий назад, побывать в разных странах и городах на далеких континентах и уже не существующих цивилизациях. Вот и сегодня на уроке мы мысленно перенесемся в далекое средневековье.
Я приглашаю вас в путешествие...
Учащиеся: слушают рассказ учителя одновременно рисуют план феодального поместья.
Учитель. "Тропинка тянулась через великолепный строевой лес, где гигантские стволы дубов образовывали как бы длинные коридоры , а их ветви изгибались словно своды величественного собора, возведенного самой природой. Тропинкой этой ,как видно, пользовались так редко, что она местами совсем исчезала в траве и ее рыжеватая бороздка снова появлялась между стволами уже где -то далеко впереди. Здесь в глубинах лесного края, было очень тихо. Безмолвие нарушалось лишь шелестом веток и далеким воркованием диких голубей.
Вдруг деревья начали редеть, лес сменился широкой луговиной, где в солнечных лугах лежали коровы и бродили стада свиней. Луговину пересекала быстрая лесная река, через нее был переброшен грубо сколоченный мост.
Учащиеся на план наносят : лес, река, мост, луг.
Учитель Вот мы оказались в одном из поместий. Но прежде чем мы двинемся дальше давайте послушаем разговор троих путников.
Задача для учащихся: Определить кто эти путники, о чем они говоря, как живут?
В результате выполненного задания учащиеся делают вывод: крестьяне основные жители и работники поместья. Узнают о причинах по которым они попали в зависимость.
Учитель: Давайте и мы пойдем вслед за ними...Посмотрим как живут крестьяне.
Учащиеся работают с учебником . Находят описание крестьянской избы. Ее внутреннее убранство.
Задание. Новую полученную информацию наносим на план.(дом, сад, хозяйство)
Предлагается работа с письменным источником. Необходимо выяснить о распределении земли. Входе данной работы вводится понятие ОБЩИНА, ТРЕХПОЛЬЕ.
Урок продолжает крестьянин(элементы костюма обязательны) Предлагается к прослушиванию рассказ о работе на господских полях. Вводятся понятия ПОВИННОСТЬ,БАРЩИНА,ОБРОК.
Продолжая путешествие по территории поместья проходим мимо полей на которых работают крестьяне.
Учащиеся рассматривают рисунки в учебнике и аппликации на доске и делают вывод о орудиях труда в эпоху раннего средневековья. Наносят на план рисунки крестьянских орудий труда .Делают вывод о причинах медленного их усовершенствования.
Учитель. А вот уже виден господский дом. (наносим на план)
Сообщение учащихся с использованием видеосюжета о доме феодала.
Закрепление материала: работа с источником. Выписать различные виды повинностей и права господина.
Из письменных источников узнаем о различных ремеслах. Разнообразие ремесленных изделий способно было обеспечить поместье всем необходимым для жизни.
Учитель подводит к понятию Натуральное хозяйство.
Учитель.: Ну пора возвращаться домой, но прежде выясним все ли вы поняли о жизни феодального поместья
Учащиеся получают разноуровневые карточки: Например: перечислить характерные черты феодального поместья;
Объяснить средневековые пословицы;
Сон феодала или крестьянина (все ли так и было)
Вывод по уроку. (Возвращаемся к плану, схеме)
Домашнее задание: На основе изучения материалов учебника определите , о каких сторонах жизни поместья не сказали на уроке, этими сведениями дополните схему- план поместья.