Христианское начало в русских сказках

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
(В.Берестов «Сказка»).
«Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Л.Д.Короткова
I. Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь – вспомните о русской сказке и прислушайтесь к её тихому, древнему, мудрому голосу. Сказки детям читают бабушки, а тем читали прабабушки. Слушая русские сказки, мы чувствуем, что заключенная в них мудрость исходит из глубины веков. Сказки очень разные: о царях и птицах, о солдатах и ведьмах, о страданиях добрых людей, но неизменна в них победа добра над злом. И от этого на душе становится тихо и радостно, и в эти моменты мы чувствуем, что рядом с нами милостивый Господь.
Русская народная сказка ни на что не притязает, никому не навязывается, ничего не затевает: «Не любо – не слушай»Она - как цветок; но не садовый, не взращённый намеренно и искусно, а как полевой цветок, который сам обсеется, сам укоренится, сам листочки выгонит и чашечку разорвёт, Божьим солнышком угрет, Божьим дождичком полит, Божьей птичкой опет, Божьей пчёлке мёд свой отдаст. И мёд этот – чудесный, благоуханный – не дастся гордому умнику из «образованных», а даётся от пчелы только простому и мудрому пасечнику.
Духовный смысл сказки – как тонкий и благоуханный мёд : попробуешь и слышишь на языке всё неизречённое естество родной природы – и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее, - всё в сочетании неописуемого вкуса и аромата. Сотни и тысячи лет накапливался этот аромат в русских сказках.
О чём же спрашивает человек сказку? И что же она ему отвечает?
Спрашивает человек сказку о том, о чём всегда и все люди от века до века будут спрашивать своих родителей, пастырей и Бога; о том, что всем нам важно и необходимо, без чего трудно жизнь прожить и без чего мы всё-таки, в труде и страданиях, проживаем её; и уходим из жизни, многого не поняв и не осмыслив; а под конец жизни вздыхаем : «Прошла жизнь; о, если б это было прожито начерно, а теперь бы начать жить заново и и жить бы её начисто!..»
Человек спрашивает сказку, и она отвечает ему – о смысле земной жизни. Но спрашивает он, как существо, ещё не узревшее и не постигшее Бога. Спрашивает по-младенчески, беспомощно, недоумённо, коснувшись зла и страха на земле, но не коснувшись ризы Божией, и с тем чтобы немедленно поверить. А ответ ему даётся из религии, из духовного опыта человечества.
Что такое счастье? Само ли оно в жизни приходит, или его надо добывать? Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности и подвиги? И в чём же счастье человека? В богатстве ли? Или в любви и свободе? Или, может, в добре и правоте? В жертвенной любви доброго сердца? И как быть человеку в трудную минуту жизни, когда горько плачется и тужится, а ума ни к чему не приложить? Как быть человеку на распутье жизненных дорог и на тропинках жизненного леса, в беде, в несчастье?
А ведь есть в мире злые силы: нечисть всякая – вихорь, чёрт, кащей бессмертный, ведьмы, мачехи, разбойники. Можно ли избежать их в жизни? Терпеть их или одолевать хитростью и обманом?
А можно ли жить и прожить кривдою на свете? И не сильнее ли она правды? Или правда лучше и всегда в конце концов победит? И почему это так бывает, что посеянное добро, хотя бы маленькое семечко добра, расцветает потом на пути посеявшего человека благоуханными цветами?
Вот о чём спрашивает человек свою сказку. И все эти вопросы – о том, что всегда и для всех: о счастье, о судьбе, о правде и о зле, о смысле и о путях жизни. И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что всегда и теперь есть, и всегда будет, пока человек будет жить на земле.
Чему может научить мудрость народных сказок? Самое главное – это стараться жить согласно христианскому учению, быть добрым, смелым и милосердным, честным и трудолюбивым. И сказочные повествования ненавязчиво рассказывают о том, что добро и трудолюбие будет вознаграждено, а зло наказано.
II. В известной сказке «Морозко» говорится о девочке-сиротке, которую невзлюбила злая мачеха. Свою родную дочку баловала и лелеяла, а старикову дочку работой тяжёлой изводила и при этом сильно обижала. Мачеха – один из самых отвратительных персонажей русских народных сказок. Даже бабу-ягу иногда можно смягчить, и она сменит гнев на милость. А злая женщина пылает ненавистью к несчастному ребенку, который не может защититься и пожаловаться отцу, часто такому же смиренному и жертвенному, как и его дитя. И вот по настоянию мачехи младшую дочь отвезли в лес, чтобы она там замерзла в сильный мороз. Обратимся к тексту сказки. «Осталась, бедненькая, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:
– Девушка, девушка, я Мороз красный нос!
– Добро пожаловать, Мороз, знать Бог тебя принес, по мою душу грешную.
Мороз хотел её стукнуть и заморозить, но полюбились ему её умные речи, жаль стало!
Чем же тронула Мороза добрая девочка? Смирением и незлобливостью. Морозко даёт сиротке теплую шубу и богатые дары.
Хотя и зла мачеха, а посылает мужа в лес за замёрзшей девочкой, чтобы похоронить по-христиански. Отец привозит из леса дочку – живую и невредимую, да ещё с богатыми подарками. Но это чудо вызывает у мачехи только злость и зависть. Теперь мать посылает в лес родную дочь, но она преисполнена грубости и злобы. Дерзко отвечает Морозке и из-за этого погибает.
Почему же так случилось? Наверное, это расплата за грехи. И здесь чувствуется предупреждение всем детям и родителям. Недаром сложена в народе поговорка «Не в силе Бог, а в правде».
Мачехина дочка была избалована и ничего не делала, и от этого она стала грубиянкой и ленивицей. Возможно, чтобы она не согрешила ещё больше и не принесла много зла, и случилось это наказание. Только трудолюбие и честность могут сделать человека благородным. Такова мораль этой сказки.
В сказках часто изображается много страданий и много смирения перед ними. И в сердце это вызывает чувство милосердия и сострадания. Сказка рисует путь от страданий к радости.
Логику развития сказочного сюжета помогают понять изложенные в Евангелии от Матфея «Заповеди блаженства», данные в Нагорной проповеди Христом Спасителем:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное.»
(Мф 5:3-10)
Другая сказка «Несмеяна-царевна» начинается необычными словами: «Как подумаешь, куда велик Божий свет! Живут в нём люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их презирает и рассуждает Господь. Живут роскошные – и празднуют; живут горемычные – и трудятся; каждому своя доля!»
Вот как говорится об этом в сказке: «В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житьё, какое приволье, какое роскошье. Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось».
Значит, царевне чего-то не хватает, иная пища нужна для души. Несмеяне противопоставлен бедный, но счастливый «честный работник». Самое ценное для этого человека не деньги, а добрые дела. Три года он работал на хозяина и за это время заработал три копейки. Другой бы этими деньгами дорожил, а работник, не колеблясь, отдал их мышке, сому и жуку. Благодарные животные обеспечили этому человеку победу: помогли рассмешить Несмеяну-царевну.
Вот, оказывается, что необходимо человеческой душе – радости, не связанной с материальными благами. Хлеба единого человеку мало, он радуется и улыбается тому, что, казалось бы, не даёт пользы.
Народ понимал, что материальная сторона – далеко не всё, что нужна жизнь духа. Недаром были сложены такие пословицы: «Злой плачет от зависти, добрый от радости», «От радости кудри вьются, от печали секутся», «Делай не ложью – всё выйдет по Божию».
III. У каждого  народа - свои  обычаи, праздники, свои песни  и сказки. В них  отражается  душа  народа: уклад его жизни, любовь к труду  и земле, почитание  отцов и дедов.
Каждому из нас  необходимо  знать  и обычаи  своего народа. Это наши корни, наши истоки. Ведь мы земляки: у нас одна  родина – наша  прекрасная  Кубань.
В различных жанрах народного слова отразились представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к своей родине.
Кубань входит в состав России . Но при этом здесь сохраняется все своеобразие, неповторимость и неподражаемость этой части России.
В фольклоре казаков известны все жанры сказки: волшебная и авантюрная, бытовая дидактическая, сказки - анекдоты, небылицы, сказки о животных, и каждый жанр представлен прекрасными образцами.
Б. Алмазов обработал и пересказал в своей книге "Казачьи сказки" около 100 сказок.
Вот одна из них - сказка "Тройная благодарность":
Шел казак в дозор на бекет. На самую границу тропками пробирался. Вдруг видит: в луже муравей барахтается - тонет. Пожалел его казак - соломинку подал. Ухватился за нее муравей, на сушу выбрался.
- Спасибо тебе, казак, за помощь!
- Не стоит благодарности! - казак отвечает. - Велика ли помощь : соломинку подать.
- Для тебя соломинка, а для меня -жизнь! - говорит муравей. Настанет время, я тебя трижды отблагодарю.
Посмеялся казак: какая может быть помощь от такого маленького муравья? Да и дальше пошел.
А на бекете его дала беда. Ночью абреки казаков перерезали, в бурки их завернулись да смену поджидали. Казак, ничего не ведая, подошел: думал к своим. Тут его скрутили веревками, посадили на коня и повезли в полон. А казак от бессилия зубами скрипит, да ничего поделать не может - руки за спиною туго связаны.
Вдруг чувствует - веревка лопнула. И слышит голос муравья:
Не показывай виду, казак, что ты развязался. Это я веревку перегрыз. Как доедем до поворота - прыгай с коня и плыви на ту сторону, абреки тебя не догонят - плавать не умеют, их кони воды боятся.
Так и сделал казак. Ударил одного абрека по бритому затылку, другому в лоб, да прямо с кручи в волны.
Третий вытащил ружье и поймал на мушку уплывающего казака. Муравей опять выручил: укусил стрелка за щеку, тот дернулся, завизжал от злости, ружье кинул. Ушел казак и на другом берегу в лесу скрылся.
Идет казак по звездам, аулов сторонится, дорог бережется. Совсем ослабел.
Лег казак на землю - помирать собрался.
Вдруг слышит голос муравья:
- Рано тебе умирать. У тебя еще срок не выслужен, и дети не подросли.
Откуда ни возьмись, наползли муравьишки, натаскали зернышек пшеничных.
Казак баланды наварил, поел, поспал - будто заново родился.
- Ну, спасибо, муравей, за помощь!
- Не стоит благодарности, муравей отвечает.
- Для тебя зернышко, а для меня - жизнь! - говорит казак.
- Ну что, - смеется муравей, - понял теперь, что и от малого добра большая польза бывает.
Показали муравьи казаку тайную тропку, по ней он на казачьи посты к своим и вышел.
Мотивы христианских заповедей звучат в сказке: «и от малого добра большая польза бывает», не бывает добра малого, добро всегда есть милость Божья, и оно всегда будет «сторицей возвращено», то есть вернётся к тебе стократно.
Семья в Православии – это одновременно спасительный ковчег и подвиг крестоношения. Именно через семью человек угождает Богу и расширяет свое бытие. Семья дана Богом человеку для помощи. Семейная жизнь приучает к высоким христианским добродетелям. “Недаром даже и про ветреных людей сложилась у нас поговорка: “Женится – переменится”.
Русская народная волшебная сказка впитала в себя и донесла до наших дней существовавшие в эпоху матриархата отношения между мужчиной и женщиной, патриархальный семейный уклад и влияние православной традиции.
В сказках даны счастливые семьи, живущие по законам Православия. Муж и жена в таких вариантах сказок мыслятся как одно целое, как один человек, одни и те же мысли и чувства приписываются им обоим. Например, в сказке “Орел и Иван-царевич” супруги “опечалились”, “промучились”, “Богу помолились”. Уезжающий из дома герой всегда просит благословения у отца-матери, а не у кого-то одного из них или у каждого по отдельности. В семьях, живущих по христианскому закону, всегда царит любовь и согласие между супругами. “Самый великий подвиг супружеской жизни – это вопреки всего семью сохранить”. В сказке герой вредит своей волшебной супруге - сжигает ее шкурку, и героиня улетает от него. Но сила супружеской любви помогает героям вновь воссоединить семью.
Священное Писание дает основную модель семьи, где муж является ее главой, он должен предстоять перед Богом, жена должна быть покорна супругу, а дети - почитать своих родителей.
Любовь к отцу и матери в сказке, как правило, проявляется в заботе о престарелых родителях: получив царство (или же просто женившись) сын всегда вспоминает о них: “ – Да, надо бы сходить домой к родителям, родители у меня старики”. “Забрал отца, мать, и повез всех к себе. И стали жить-поживать да добра наживать”. Н. Пушкарева отмечает: “... отношение к родителям говорит более всего о духовном развитии человека, о его памяти”
Считается, что слово “крестьянин” произошло от слова “христианин”. Это, пожалуй, лучшее подтверждение влияния христианского начала на мировосприятие русского народа. Любопытно, что в сказке о мачехе и падчерице семья всегда крестьянская – т.е. наиболее приближенная к христианской, действительности.
Падчерица – самый трогательный образ русской волшебной сказки, образ, воплотивший идеал добродетельной дочери и девушки. Восприятие этой героини шло прежде всего через христианской мировоззрение. Она работящая (интересно, что сказка показывает работу падчерицы как подневольную, хотя отношение к домашней работе у русских таким никогда не было. Вероятно, это подчеркивает полярность мачехи и ее приемной дочери). “Дуню заставляла (мачеха) всю работу по дому и в хлеву делать”. Падчерица смирилась со своей долей и не пытается противиться воли мачехи. Девочка-христианка понимает: “Нужно принимать то, что посылается, - искушения или испытания”. И она покорно принимает испытание. Следует отметить: эта добродетель – следствие не бессилия, а силы духа. “Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю”. Падчерица – образец кротости и жертвенности. Идея жертвы - одна из важнейших в христианском миропонимании. Именно в приятии Божьей воли человек уподобляется Богу. (“Именно в жертвенном служении ... человек уподобляется Богу”, с непротивлением злу ( “А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, подставь левую” (Мф. 5,39))
Еще одной важной чертой героини является жалость (кормит мышку, аккуратно моет детей Бабы-Яги). Это качество христианство считает тождественным любви. Проявивший жалость достоин помощи. Падчерица, вернувшись с подарками(«Морозко»), пытается наладить отношения с мачехой и ее дочерью – выражает неродной матери свое почтение. “Приехали домой, и девица бух в ноги мачехе”, одаривает их подарками. Дар, согласно христианскому учению, “блаженнее давать, нежели получать”. Это очередное подтверждение высоких моральных качеств падчерицы: она не помнит причиненного ей зла.
В русских народных волшебных сказках семейные отношения между мужем и женой, между родителями и детьми подчиняются нормам православной морали.
IV. Чтобы личность ребёнка была сформирована в соответствии с общехристианскими нормами необходимо приучать его к сказкам с самого младенчества. Л.Д.Коротковой был разработан метод сказкотерапии ,как инновационная технология духовно-нравственного воспитания средствами авторской сказки для дошкольников младшего школьного возраста и школьников. Путём сказкотерапии детям прививаются нормы морали, они учатся постигать добро и нравственность. В игровой форме, используя иллюстрации, дети учатся выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения, рассуждать над поступками и анализировать происходящее. Данный метод учит ребёнка приёмам рефлексии: «Ты – солнышко! Тебя закрыла туча. Нахмурься, покажи, как ты на неё сердишься! Туча ушла, улыбнись всему миру: травке, листочкам, муравью. А вот Матвейка – неслух. Погрози ему пальчиком. Солнышко устало светить целый день. Отдохни! Ложись на облачко, укройся им и поспи. Испугайся, уже ночь, а ты проспало! Нет, ещё день! Вздохни с облегчением. Подари лучи зайчатам, ребятам».
Вопросы после сказки заставляют детей обобщать полученные сведения и направляют на путь истинный в соответствии с христианскими заповедями: «Почему на Земле так много грустных деревьев? Какая боль сильнее: тела или души? А сейчас мы с вами попадём в сказку и встретимся с Матерью Землёй на её поляне. Она покажет вам тропинку, как выйти из этого леса. Но каждый из вас пройдёт её по-своему.
Вот тропинка, нарисуйте, как вы идёте по ней.
В жизни главное понять свои ошибки и не делать их больше. Пусть следующая тропинка будет для вас лёгкой!»
Задачи:
Воспитание ума - это значит уметь:
-различать добро и зло;
-решать проблемы;
-предвидеть результаты своего выбора;
-понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека, других людей и потомков.
Воспитание чувств:
-любовь к человеку и окружающему миру;
-совестливость и порядочность;
-умение прощать и не помнить зла;
-сопереживание, сочувствие;
-патриотизм;
-смирение и терпение;
-уважение родителей;
-мужество, справедливость.
«Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность» К.Чуковский
Рекомендуемые методы работы:
Объяснительно-иллюстративный.
Проблемно-поисковый.
Эвристический.
Практический
Игровой.
Формы работы могут быть разными:
Фронтальная – используется на традиционных занятиях с детьми, где читается литературное произведение, а затем проводится запланированная работа: беседа по вопросам; речевая зарядка; развитие мышления и воображения,иллюстра-
ции, поделки, проигрывание.
Групповая- используется с подгруппой детей (5-7 человек). Чтение, разыгрывание сказки, обсуждение, «оказать герою помощь» и т. п.Класс разбивается на несколько групп, каждая получает своё задание.
Индивидуальная –это прежде всего работа в семье. Чтение, поделки, иллюстрирование сюжетов, обыгрывание и т.д.
Инновационная технология духовно-нравственного воспитания состоит в том, что умело используя в работе с учащимися рекомендуемые формы и методы работы с русскими сказками, педагог получает возможность снять эмоциональную напряжённость, возбуждённость, тревожность, агрессивность, недоверие к себе и другим, помочь ребёнку обрести уверенность.
Педагог должен уметь понимать истинный смысл ответов детей, проявить сострадание, сочувствие к ребёнку, быть наблюдательным, соблюдать осторожность в словах и суждениях и самое главное, уметь любить ученика.
Педагог должен суметь дать ребёнку:
Развивать в себе духовно-нравственные качества;
Снизить уровень тревожности, агрессивности, страхов, «нелюбимости», чрезмерной обидчивости и приступов отчаяния при встречи с трудными жизненными ситуациями ;
Видеть смысл в повседневной жизни;
Ощутить связь и зависимость между своим поведением и отношением окружающих;
Ощутить единство с живыми существами окружающей природы;
Учиться управлять своими эмоциями, преодолевать негативные черты в своём поведении;
Воспитывать доброе, бережное отношение к своей и чужой душе, не забывая, что слово «экология» относится и к ней.
А всё это вместе взятое и есть соблюдение христианских заповедей, нормы духовно-нравственного воспитания детей.
V. Русские народные сказки дарят человеку незримые духовные богатства. И пока рассказывают бабушки русские сказки внукам, в душе человека будет побеждать не злое начало, не стремление к призрачным материальным благам, а возвышенное стремление к правде и добру.
Чем больше добрых дел, тем ближе к Богу.
Чем меньше зависти, упрёков и обид,
Тем легче отыскать нам ту дорогу,
Где нас Господь спасёт и сохранит.
Литература

Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. – М.: «Художественная литература», 1982
Седов А. К. Зачем детям нужны сказки? – «Русский дом», 2007, №9.
Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. – М.: «Лепта», 2000.
Шамаева С. Е. Апология сказки. – Воронеж: «Левый берег», 1996.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115












Заголовок 115