Мастер-класс Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы


Мастер-класс
«Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках русского языка и литературы.
Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.
Ход мастер-класса:
Свой мастер-класс я хочу начать с притчи. Прошу вас после прослушивания ответить на мой вопрос. Итак…
«Пришел один голодный человек к берегу реки. Видит: сидят два рыбака. Попросил он его накормить. Первый рыбак отдал ему весь улов, а второй – свою удочку».
А вы как поступили бы в такой ситуации? Аргументируйте.
А смог бы он пользоваться удочкой сразу?
 Главное слово НАУЧИТЬ. А чему научить?
Где можно найти информацию о том, как пользоваться удочкой?
Нужно просто найти информацию или что-то еще голодный человек должен с ней сделать?
Интернет, найти информацию, сохранить информацию, но самое главное её осмыслить.
Я считаю, что главное - научить мыслить, потому что мысль формирует самосознание и мировоззрение человека.
Давайте проведём тест на мышление (слайд 1)
В предложенном списке вам необходимо выбрать и выписать только те составные элементы и вещи, в которых есть потребность для рыбалки и указать их в соответствующем порядке.
- складной стул,
- удочка,
- леска,
- крючки,
- поплавок,
- резиновые сапоги,
- многофункциональный нож,
- рыболовные очки,
- сигнализатор,
- приманка,
- наживка.
- Какое количество предметов вы выписали? Какие это предметы?
Посмотрите, все вы мыслите одинаково.
Каждый из нас имеет представление о том, какими могут быть разные вещи, о том, какими они «должны быть» или какими они «постоянно остаются». Все это затягивает нас в круговорот, в ту «коробку», в которую частенько попадаем мы со своими мыслями, необходимо выйти за рамки своего ограниченного мышления, мыслить не из «коробки». Это и есть движение вперёд.
Я, используя ТРКМЧП, учу детей мыслить. (Слайд 2)
Урок по данной технологии состоит из трёх фаз: вызов, осмысление, рефлексия. (Слайд 3) Стадию вызова я вам продемонстрировала. Перед вами приемы, которые можно использовать на этой стадии. (Слайд 4)
Ценный момент данной технологии в том, что она предлагает опираться на личный опыт детей в изучении школьных предметов, тогда изучаемый материал становится понятнее и ближе. Этим мы занимаемся на стадии осмысления. (Слайд 5) - 4 минуты
Давайте поработаем в парах.
Расскажите друг другу что-то хорошее, что когда-то произошло с вами.
(рассказывают в парах)
А теперь поделитесь впечатлениями, что вы чувствовали во время рассказа?
(делятся со мной впечатлениями)
Каждый из вас испытывал сейчас чувство радости, счастья.
А как можно узнать счастливого человека в толпе?
(он улыбается, веселый, на него приятно смотреть)
А много счастливых людей вокруг?
(больше грустных, раздраженных, угрюмых)
Трудно ответить на этот вопрос. Счастье многолико, каждый понимает его по-своему. Например, счастье рыбака – это его улов, занятие любимым делом, счастье голодного человека – это пища.
В фильме «Доживем до понедельника» есть такие слова: «Счастье - это когда тебя понимают». Это отрывок из детского сочинения.
Как вы думаете, что значит счастливое детство? Составьте кластер к этому словосочетанию. Этот прием можно использовать не только на стадии осмысления, но и на стадии рефлексии.
Итак, посмотрим, что у вас получилось.
(зачитывают) - 3,30 минут
Обратимся к главе романа Владимира Киселева «Девочка и птицелёт». И увидим, так ли это.
Читаем первый отрывок.
«Это всё взрослые выдумали про счастливое детство. Чтобы им было не так стыдно. Есть только счастливая взрослость. А счастливого детства нет и не может быть. Спросите у любого ребёнка.
Начнем с работы. У взрослых в нашей стране семичасовой рабочий день. У школьника – шесть уроков в школе, а потом ещё, даже если учиться на тройки, как я, нужно дома готовить уроки не меньше трёх часов. Значит, выходит девятичасовой рабочий день. У взрослого – два выходных в неделю. У школьника – один.
Когда у взрослого что-нибудь не получается на работе, ему все сочувствуют, все его жалеют.
Но когда я схватила двойку по алгебре, весь двор смеялся».
Какой вы себе представляете девочку: возраст, характер, проблемы.
«Но самое худшее не это. Самое худшее…»
Что может быть самым худшим для девочки-подростка?- 1,30 м
«Во многих государствах, по-моему, уже отменены физические наказания. Для взрослых. А детей бьют. Даже у нас взрослый сильный человек может ударить ребёнка. И это называется счастливое детство!
Из кухни вернулись мои родители. Мама и отчим, я всегда звала его папой, но теперь я поняла: он мне всё-таки отчим. Не папа, а Николай Иванович, я ему этого никогда не прощу. Никогда!
Я прислушалась:
И незачем устраивать из этого трагедию. Она уже большая девочка, ничего с ней не случится, - сказала мама.
Уже случилось, - сказал папа. - Я никогда себе не прощу, что ударил девочку. В жизни мне не было так гадко и стыдно, как сейчас! Ведь я её люблю. И ударил её в день рождения!
В самом деле, сегодня день моего рождения, 21 октября и мне исполнилось тринадцать лет. И я заплакала.
А первый раз я заплакала в школе».
Попробуйте угадать причину слёз девочки?
«Первый раз я заплакала в школе на первом уроке. Плакала, правда, не одна я, а все наши девочки. Наша русичка Елизавета Карловна рассказывала нам про Михаила Лермонтова, а когда она рассказывает про этого писателя и ещё про Николая Островского, все всегда плачут и даже из других школ приходят послушать. И всем хочется стать лучше.
Когда же я вернулась домой…»
Что ожидало именинницу дома?
Мама отпросилась с работы пораньше, чтобы всё приготовить к вечеру.
Садись пока за уроки, - сказала мама.
Я пошла в комнату, села за стол, раскрыла учебник по химии, но учить химию мне не хотелось, и я решила пока приготовить прибор для получения ацетилена. Я придумала очень простую конструкцию.
В это время мама попросила меня сбегать за сметаной. И пока меня не было, она успела перевернуть мой прибор, хотя я поставила его под кухонный столик.
Перед моими глазами вспыхнула иллюстрация № 71 из нашего учебника химии. Там изображён мальчик, который закрыл лицо руками, а перед ним на столе со взрывом вдребезги разлетается колба.
Я сейчас же бросилась к маме, вырвала у неё из рук полотенце, подбежала к бутылке и только успела обмотать её полотенцем, как раздался громкий, словно пушечный, выстрел, пробку вышибло из бутылки, она ударилась в потолок, и вслед за пробкой до самого потолка взлетела струя воды, смешанной с карбидом.
Мама даже не догадывалась, от какой опасности я её спасла, а я не хотела ей этого говорить. И вместо того чтобы радоваться, что всё обошлось так благополучно, она накричала на меня, сказала, чтоб я шла гулять, потому что от меня никакой пользы нет. Вечером…
Что было вечером?
«Вечером на мои именины были приглашены совсем не мои подруги и товарищи, а друзья моих родителей – взрослые люди, среди которых были и такие, которых я видела в первый раз.
Почему детские именины всегда у нас празднуют не дети, а взрослые – мне совершенно не понятно.
Настоящие неприятности начались с чая.
Когда мама принесла именинный пирог, я сразу заподозрила что-то неладное.
- Елена Павловна, должна вас огорчить, но в ваш пирог, в тесто очевидно попало тухлое яйцо.
И тут я вдруг поняла. Карбид… Когда газом выбило пробку из моего прибора, карбид с водой взлетел под потолок, и, очевидно, попал в тесто.
- Это всё ты, - сказала мама. – Это всё твои опыты… Мама закусила губу и на глазах у неё показались слёзы.
Чтобы как-то сгладить неловкость, папа стал показывать гостям фотопортрет мамы, который он недавно сделал сам. Мама в жизни очень красивая и молодая, а на портрете она получалась совсем красавицей.
Гости хвалили портрет, а папа рассказывал, что очень простым фотоаппаратом с примитивным объективом можно делать прекрасные снимки, что этот фотоаппарат он мне подарил, и я тоже хорошо научилась фотографировать, и показал, какие я сделала снимки.
И тут я почувствовала, что сейчас произойдёт самое ужасное.
Что же ещё ужасное может произойти на семейном вечере?
И тут папа сказал:
- Вот сейчас Оля сфотографирует всех нас. Сделаем на память такой групповой снимок. Принеси аппарат, - сказал он мне.
- У меня больше нет аппарата ,- ответила я.
- А где же он? – удивился папа.
Я посмотрела на стол и сказала:
- Я его продала
И когда гости разошлись лицо мамы стало некрасивым и она стала кричать, что я совсем от рук отбилась, что я делаю всё назло, что я связалась с тёмными людьми и уже ворую из дома ценные вещи.
- Зачем ты продала фотоаппарат и куда ты дела деньги, - спросил папа.
- Я не скажу, - ответила я. – Это тайна.
И тут он меня ударил по щеке. Ладонью. Очень больно. И закричал визгливым голосом, очень похожим на голос мамы.
- Я тебе покажу! Иди спать!
Он по- прежнему не смотрел на меня и тёр рукой щёку, как будто это ударили не меня а его. Но я теперь посмотрела ему прямо в глаза:
- Поздравляю с днём рождения. С днём моего рождения.
Опишите состояние девочки.
- Старались родители, столько хорошего хотела Оля. Следствием чего стала обида?
Каждый человек ждёт, чтобы его поняли. Должен состояться откровенный разговор по душам.
А. Грин сказал: «Есть не меньше чудеса: улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – владеть всем».
Стадия рефлексии. (Слайд 7)
На стадии рефлексии тоже важно нужное слово. Я предлагаю вам ряд афоризмов о счастье. Какой из них вам ближе? Выберите, запишите и аргументируйте свой выбор. (Слайд 8)
«Счастье – это когда все друг другу нужны»
Александр Вампилов
«Высшее счастье человека принесение радости другим людям»
Владимир Солоухин
«Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперед»
Эмиль Золя
«У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье...»
Лев Николаевич Толстой
«Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди»
Михаил Михайлович Пришвин
А мне хочется напомнить начало нашего разговора…. Для меня, да и вообще для людей любого возраста важно, чтобы тебя понимали. На уроке тоже важно понять и принять мнение каждого ребенка. Я даю возможность каждому своим путем прийти к своему открытию. Не случайно вначале я использовала притчу о рыбаке, который помог голодному человеку. Так же и ТРКМЧП помогает каждому ученику получать знания, открывать новое, самовыражаться.
И еще хочется в заключение сказать несколько слов. Буквально две недели назад мы изучали тему безударные проверяемые гласные в корне слова. Скажите, какую букву нужно написать в корне слова родители?
А проверочное слово?
Какую букву мог написать ребенок?
Какое проверочное слово он мог подобрать?
Он подобрал слово радость. Вот так креативно мыслят мои дети.
Хочется пожелать вам, чтобы вы были счастливы и работа в школе приносила вам радость.
Спасибо за внимание.