Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения «Иван Сергеевич Тургенев. Жизненный и творческий путь» по технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо».
ГБОУ СПО Самарский техникум авиационного и промышленного машиностроения им. Д.И. Козлова
Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения
«Иван Сергеевич Тургенев. Жизненный и творческий путь»
по технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Выполнил:
Самохина Вера Басировна,
преподаватель русского языка и литературы
ГОУ СПО СТАПМ им. Д.И. Козлова
г.о. Самара. 2014
Технологическая карта занятия
Преподаватель: Самохина В.Б.
Предмет / дисциплина: Литература
Специальность: 09.02.04 Информационные системы ( по отраслям)
Группа: ИС-1
Тема урока / занятия: «Иван Сергеевич Тургенев. Жизненный и творческий путь»
Тип урока: комбинированный урок
Длительность: 45 минут
Технология – Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Дидактические задачи (цель учебного занятия):
- познакомить студентов с биографией писателя И. С. Тургенева, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; показать связь личности писателя, его мировоззрения с его произведениями;
-совершенствовать умение работы с текстом, развивать критическое мышление через чтение и письмо;
- воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности.
Развивающие задачи:
-анализировать собственные знания;
- поставить вопрос;
-систематизировать полученную информацию
Формирование общих компетенций:
ОК 4. – осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5.- использовать информационно- коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6.- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Оборудование: учебник «Литература» под редакцией Г.А. Обернихиной, Москва 2008 г., презентация , раздаточный материал (распечатка текста из книги Н.И.Якушина «И. С. Тургенев в жизни и творчестве»)
Ход учебного занятия
Этапы учебного занятия
Содержание учебного материала
Методы обучения
Средства обучения
Ориентировочная дозировка времени
Организационный момент
Преподаватель сообщает студентам тему урока. На доске: « Иван Сергеевич Тургенев. Жизненный и творческий путь»
Студенты фиксируют её в тетрадь.
Слово учителя: И.С.Тургенев - блестящий прозаик и поэт, публицист и переводчик. Он прожил в литературе большую жизнь, был знаком со многими известными русскими писателями, вел огромную переписку, внимательно следил за литературно-общественной жизнью, русской и западноевропейской. Он открыл Европе русскую литературу, получил признание как «великий романист». Сочинения Тургенева -стихи, очерки, повести, романы Они населены умными, благородными мужчинами и прекрасными женщинами. Жизнь тургеневских героев ярка, но, к сожалению, быстротечна. С Тургеневым в русскую литературу вошел поэтический образ «тургеневской девушки», а вместе с ним и «тургеневской любви». Ю. В. Лебедев: «Все тургеневские герои проходят испытание любовью – своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимных, но и в общественных убеждениях
- Сегодня мы проведём экскурс в жизнь и творчество писателя, чтобы понять, насколько он гениальная личность, больше узнать о его книгах, вошедших в мировую классику.
Активизация деятельности студентов на дальнейшую работу.
Рабочая тетрадь
2 мин
Вызов -
актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению информации; постановка обучающимся собственных целей обучения
На доске записано несколько ключевых слов из текста «И.С. Тургенев в жизни и творчестве»:
Древний род;
Московский университет;
А.С.Пушкин;
Магистр философии;
В.Г.Белинский;
«Параша»;
Некролог Гоголю;
Роман «Рудин»;
Н.Г.Чернышевский
Поэзия «Дворянских гнезд»;
Романист романов;
Переводы русских книг;
«Стихотворения в прозе»
Преподаватель предлагает студентам написать в тетради несколько предложений о И.С.Тургеневе, используя ключевые слова.
Мозговой штурм
Презентация
3 мин
Организация парной работы.
Обменяться имеющимися знаниями с соседом по парте.
Ддиалогический метод.
Активизация познавательной активности
Рабочая тетрадь
2 мин.
Фронтальный опрос.
Зачитать составленные предложения.
Обмен мнениями
6 мин.
1.Студентам предлагается составить таблицу
Знаю
Хочу узнать
Узнал
и заполнить графу таблицы «Знаю», записывая всё, что они знают или думают, о жизни и творчестве писателя.
2.Заполнить графу таблицы «Хочу узнать» вопросами, на которые они хотели бы получить ответ.
3. Графу «Узнал» пока не заполнять
Работа с таблицей
Таблица
5 мин.
Осмысление содержания-
сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знаний «старого» к «новому»
1. Работа по тексту. Преподаватель предлагает студентам прочитать текст «И.С. Тургенев в жизни и творчестве» :
- сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями;
-акцентировать свое внимание на поиске ответов на вопросы , возникшие раннее;
2.Маркировка с использованием значка «V», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях)
Метод активного чтения
Раздаточный материал:
Текст «И.С. Тургенев в жизни и творчестве»
15 мин
Рефлексия
-вернуть обучающихся к первоначальным записям – предположением, внести изменения, дополнение, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Студенты соотносят «новую» информацию со «старой» , используя знания, полученные на стадии осмысления, и заполняют графу «Узнал»
Таблица:
Знаю
Хочу узнать
Узнал
7 мин.
2.Подведение итогов урока.
Анализ урока. Выставление оценок.
Задание на дом: составить кроссворд по жизни и творчеству И.С. Тургенева.
5 мин.
Приложение
Раздаточный материал к уроку
Отрывок из текста «И. С. Тургенев в жизни и творчестве»
Родословная. Детство, отрочество и юность. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] относились к древнему дворянскому роду. Вот как выглядит геральдическая запись, описывающая их герб: «Под рыцарским, лазоревого цвета с золотым подбоем, наметом1 , увенчанным шлемом и обыкновенною золотою дворянской короной, осеняемом тремя страусовыми перьями, поставлен щит, разделенный на четыре равные части, из коих в нижней половине в левой части в голубом поле золотая звезда, из Золотой орды происхождение рода Тургеневых показующая, над коею серебряная рогатая луна, означающая прежний магометанский закон, а над сею частию, в верхней половине на левой части, в серебряном поле, парящий с распростертыми крыльями и как бы отлетающий от луны орел, смотрящий вверх - означает удаление от магометанства и воспарение к свету христианской веры. В той же верхней половине на правой части в красном поле обнаженный с золотою рукояткою меч - в воспоминание кровавoгo заклания страдальца Петра Никитича Тургенева от Гришки Отрепьева Самозванца за безбоязненное обличение его, в нижней половине на правой части в золотом поле готовый, седланный, бегущий по зеленому лугу конь, показующий всегдашнюю рода Тургеневых готовность и ревность к службе государю и отечеству». При всей стилистической непривычности строк этой записи очевидно героическое прошлое нескольких поколений Тургеневых: их судьба воспроизведена в геральдическом описании.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Лутовиновых иная. «Варвара Петровна не могла похвастаться предками: дед ее был скряга, отец скандалист и буян, обиравший, еще будучи молодым офицером, валдайских ямщиков. Дядя - сумрачный скупец (любил только покупать жемчуг). Знаменитый сын Варвары Петровны не одну горькую страницу своих писаний посвятил Лутовиновым» (В. Зайцев).
Писателя живо интересовала судьба предков, в eгo произведениях не раз звучали истории, сохраненные домашними преданиями. Но более всего привлекали Тургенева события из жизни родителей. Судьба матери была трагична и исполнена безысходности до того момента, когда она неожиданно стала самой богатой невестой губернии. Поздний брак с молодым красавцем, холодность и надменность мужа, характер отношений далёких друг от друга людей воспроизведены в повести «Первая любовь» (1860). Это любимая повесть самого Тургенева. Он никогда не скрывал ее автобиографического характера, более того - был вынужден оправдываться перед друзьями за такую открытость в изображении интимных сторон жизни своих родителей. В семье Тургеневых-Лутовиновых уживалась высокая культура, даже изысканный вкус и неприкрытый деспотизм, порождавший откровенную жестокость не только по отношению к крепостным крестьянам, но и к собственным детям. В доме звучала [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], исполнялись спектакли и концерты; в нем бывали и В. А. Жуковский, и известный баснописец И. И. Дмитриев .
Детство кончается быстро. Начались годы учебы. Подросток овладел английским, немецким, французским и латинским языками и получил знания в других областях наук. В 1833 году Тургенев поступает на словесный факультет Московского университета, затем переводится в Санкт-Петербургский университет и заканчивает eгo в 1837 году. В университете с ним происходит ряд событий, значение которых он оценил много позже: ему довелось слушать лекции Гоголя, в 1836 году присутствовать на первых представлениях «Ревизора», оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». И была еще одна встреча, которая запомнилась на всю жизнь: «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был в ту эпоху для меня, как и для многих моих сверстников, чем -то вроде полубога. Мы действительно поклонялись ему... Пушкина мне удалось видеть... за несколько дней до eгo смерти, на утреннем концерте в зале Энгельгардта. Он стоял у двери, опираясь на косяк и, скрестив руки на широкой груди, с недовольным видом посматривал кругом. Помню eгo смуглое небольшое лицо, eгo африканские губы, оскал белых крупных зубов, висячие бакенбарды, темные желчные глаза под высоким лбом, почти без бровей, и кудрявые волосы... Heсколько дней спустя я видел eгo лежащим в гробу».
Начало творчества. В 1834 году И. С. Тургенев пишет поэму «Стено» (первый литературный опыт), занимается переводами. Увлекаясь созданием художественных произведений, он все еще не определился со своим будущим: в расчете на ученую карьеру поступает на философский факультет и заканчивает его. Затем для завершения образования едет в Берлин (1838-1841), где изучает философию, филологию и историю. Вернувшись в Петербург, сдает экзамены на степень магистра философии. «Тогда у меня бродили планы сделаться педагогом, профессором, ученым. Но вскоре я познакомился с Виссарионом Григорьевичем Белинским, с Иваном Ивановичем Панаевым, начал писать стихи, а затем прозу, и вся философия, а также мечты и планы о педагогике оставлены были в стороне: я всецело отдался русской литературе» - так определяет И. С. Тургенев свой выбор.
Вступление Ивана Сергеевича на литературное поприще весьма не нравилось Варваре Петровне. «-Дворянское ли это дело?.. По-моему, писатель и писец одно и то же!.. Дворянин должен служить и составить себе карьеру и имя службой, а не бумагомараньем...» - вспоминает В. Житова, воспитанница Варвары Петровны. Однако успех поэмы «Параша» (1843) мать порадовал, хотя не изменил общего взгляда на будущее любимого сына.
Тем временем Тургенев прочно вошел в круг литераторов. Как же воспринимали eгo в писательской среде? Не всегда первое впечатление было благоприятным: «Я встречал... довольно часто на Невском проспекте очень красивого и видного молодого человека с лорнетом в глазу, с джентльменскими манерами, слегка отзывавшимися фатовством» - таково свидетельство И. И. Панаева. Но вскоре он лучше узнает этого юношу: «Все, начиная с Белинского, очень полюбили eгo, убедившись, что у него, при eгo блестящем образовании, замечательном уме и таланте, сердце предоброе и премягкое... Тургенев не изъят был в это время от мелочного, светского тщеславия и легкомыслия, свойственного молодости».
Отношения с матерью все это время были напряженными, и в 40-e годы последовала окончательная ссора, а вместе с ней и прекращение материальной помощи. Тогда же в жизни писателя произошли два знаменательных события: сближение с В. Г. Белинским и встреча с Полиной Виардо.
В 1847 году в № 1 журнала «Современник» был опубликован, кроме стихов Тургенева, рассказ «Хорь и Калиныч», который многие считают переломным произведением в судьбе мастера прозы. Белинский утверждал, что именно это eгo «настоящий род». И, доверяя суждению друга и чуткого критика, Тургенев увлеченно работает над созданием прозаических произведений.
В 1852 году умирает Гоголь. Тургенев пишет некролог, который запрещают публиковать в Петербурге, но eгo печатают в «Московских новостях». В апреле «за ослушание и нарушение цензурных правил» писателя арестовали и заключили под стражу Под арестом Тургенев написал рассказ «Муму», В мае писателя высылают в Спасское-Лутовиново. Все это время он много работает. Но eгo как автора уже не устраивают те малые жанры, которыми он овладел. 28 октября 1852 года он пишет П. В. Анненкову: «Надобно пойти другой дорогой - надобно найти ее - и раскланяться навсегда со старой манерой. Довольно я старался извлекать из людских характеров разводные эссенции... чтобы влить их потом в маленькие скляночки - нюхайте, мол, почтенные читатели, - откупорьте и нюхайте - не правда ли пахнет русским типом? Довольно-довольно! Но вот вопрос: способен ли я к чему-нибудь большому, спокойному? Дадутся ли мне простые, ясные линии...»
Пройдет совсем немного времени, и Тургенев напишет И. И. Панаеву, что начат роман и он «погрузился по уши» («как крот, роюсь и вожусь в недрах своего романа»).
«Романист романистов». В 1855 году окончен роман «Рудин», прочитан друзьями, чьи мнения автор ценил. Это - не повесть, а poман - роман о передовом человеке cвoeгo времени Тема «лишнегo человека» развивалась Тургеневым в повестях и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Дневник лишнего человека», «Два приятеля»... Роман «Рудин» в значительной мере суммировал наблюдения писателя за этим типом человеческого характера.
С 1856 года возобновляются поездки по Европе. 1857 год. Париж, Дижон, Париж, Лондон, Париж, Берлин, Дрезден, Зинциг, Баден-Баден, Париж, Булонь, Париж, Куртавнель, Париж, Куртавнель, Париж, Mapсель, Ницца, Генуя, Рим. За один год - 20 мест (Heкоторые по несколько раз).
1858 год. Рим, Неаполь, Рим, Флоренция, Генуя, Мидан, Триест, Вена, Дрезден, Париж, Лондон, Париж, Берлин, Петербург, Москва, с. Спасское, Орел, с. Спасское, Москва, Петербург. За этот год - 22 места.
В 1859 году в журнале «Современник» было напечатано «Дворянское гнездо». Свой второй роман писатель также посвящает «лишнему человеку», у котopoгo нет блестящих талантов Рудина, но, в отличие от нeгo, он обладает естественностью поступков и переживаний. Критики сошлись в том, что Лаврецкий, герой романа, безупречен с точки зрения нравственных оценок даже в своих неудачах и поражениях. Поэтичный и горестный финал отношений Лизы Калитиной и Лаврецкого считается одной из лучших страниц тургеневской прозы. Поэзия «дворянских гнезд» - прекрасный фон для волнующего сюжета.
Впереди у Тургенева новые произведения: среди них роман «Накануне», который был напечатан в журнале «Русский вестник» в январе 1860 года. В основание eгo, писал автор, «...положена мысль о необходимости coзнателъно-героических натур... для тoгo, чтобы дело подвинулось вперед». Герои романа - Инсаров и Елена. Мы видим полную гармонию между теоретическим идеалом и практикой ежедневного поведения главного героя. Но Инсаров вырос не на русской почве. А Тургеневу и eгo читателям хотелось видеть «собственного» героя.
В журнале «Современник» выходит статья Н. А. Дoбролюбова «Когда же придет настоящий день?», посвященная роману «Накануне». Критик сделал выводы, которые никак не соответствовали авторской позиции, истолковав роман как призыв к революции. Тургенев активно протестовал против такой трактовки cвoeгo произведения. Разногласия с редакцией «Современника» усилились. Именно в этом журнале, с которым Тургенев был тесно и постоянно связан, появляется резкий отзыв Н. Г. Чернышевского по поводу романа «Рудин». В октябре 1860 года обиженный автор посылает И. И. Панаеву записку с просьбой не считать eгo сотрудником «Cовременника». Позади осталось более 10 лет плодотворной работы с журналом, который ввел eгo в большую литературу. Следом за романом «Накануне» начинается работа над произведением «Отцы и дети» (1862), герой которогo вырос на родной почве.
И. С. Тургенев активно стремится популяризировать русскую литературу среди европейских читателей. В 1863 году он переводит на французский язык «Евгения Онегина» (совместно с Луи Виардо), в 1865 году - «Mцыри» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Писатель привлекает внимание лучших переводчиков к произведениям русской классики. Под eгo влиянием появляются переводы русских книг на французский, немецкий, английский языки.
Творчество «романиста романистов» продолжалось. Это были и рассказы, и повести, и романы «Дым» (1867) и «Новь» (1877). После «Отцов и детей» не было ни oднoгo произведения писателя, появление котopoгo не вызывало бы активного обсуждения публики и критики.
Последние годы. Еще с начала 60-x годов Тургеневу стало казаться, что он устарел, что у нeгo вce в прошлом», Однако, когда в 1879 году он приехал на родину, то совершенно неожиданно для нeгo началась полоса триумфов в Москве и Петербурге, причем никем не подготовленных, стихийных. Eгo окружали поклонники: студенты, актеры, члены Английского клуба, ученицы консерватории, художники, желающие писать eгo портреты.
Наступил 1880 год, который стал «довольно важным для pyccкoгo просвещения: в Москве открывали памятник Пушкину. Подводился итог восторгам, охлаждениям, вновь вознесениям дела и памяти поэта. На открытие памятника собралась «вся [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»: Тургенев, Достоевский, Гончаров, Писемский, Фет, Аксаков, Майков, Григорович, Полонский, Островский, представители научных, литературных, благотворительных обществ. Памятник открыли 6 июня. «Представляешь себе июньское утро, благовест страстного Монастыря, толпу, трибуны, переполненные публикой, группу важных стариков во фраках у подножия памятника, пеструю тень летних облаков по ним, великолепного полицмейстера, городовых, таращащих глаза, opкестр, играющий гимн. гусарский офицер Александр Пушкин (сын поэта. -Aвт.) стоял тут же... Тогда был он не стар... Пушкинский праздник - речи, обеды, чтения - для Тургенева был и высшим увенчанием, и прощанием с Россией. Он хорошо это понимал. (Oттoгo так и волновался.)» (В. Зайцев).
Жизненный путь близился к концу. Тургенев создает поэтическое завещание - «Стихотворения в прозе» (1882). Среди этих стихотворений часто выделяют «Pycский язык». К. Д. Бальмонт утверждал: Тургенев «спел такой гимн русскому языку, что он будет жить до тех пор, пока будет жить русский язык, значит, всегда». Творчество И. С. Тургенева отличает острое и благоговейное чувство любви к родине, родному русскому языку, чуткость к новым явлениям жизни, эстетическое совершенство произведений и нравственная взыскательность. Это можно еще и еще раз повторить, завершая рассказ о его жизненном и творческом пути.
Заголовок 1Заголовок 215