Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии







« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ БИОЛОГИИ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ».



Учитель биологии Мишушина Ирина Геннадьевна,
ГБОУ СОШ с. Ташелка







Ноябрь 2015

СОДЕРЖАНИЕ


Введение: цель, задачи, актуальность, ценность технологии. Инструментарий этапов технологии3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
ГЛАВА 1.Технология « Развитие критического мышления»
1.1 Планирование учебных занятий с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» .. 4
1.2. Эффективность применение педагогического инструментария технологии. 4
ГЛАВА 2. Приёмы технологии «Развитие критического мышления»
2.1 Приёмы технологии на стадии «вызов»..5
2.2. Приёмы технологии на стадии «осмысление».9
2.3 Приёмы технологии на стадии «рефлексии»12
ГЛАВА 3. Эффективность внедрения технологии РКМЧП на уроках биологии
3.1Формы и методы диагностики сформированности критического мышления у учащихся 14
3.2 Диагностика сформированности критического мышления у учащихся 5-7 классов.
3.3 Анализ использования технологии развития критического мышления..14
ВЫВОДЫ.15
Литература.16
Приложение







«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», говорил академик Александр Львович Минц.
А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность».
Введение
 В соответствии с требованиями нового Федерального Государственного стандарта образования и инициативы президента «Наша Новая школа» использование на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является актуальным.
Цель методической разработки:
- рассмотрение особенностей использования приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках биологии.
Для реализации заявленной цели определяются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы технологии «развитие критического мышления»;
- показать приемы и методы по использованию технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках биологии.
Ценностью данной технологии является не только её логическое построение, но и огромное разнообразие педагогических приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а  не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.  Эта технология нужна, чтобы приблизить ученика к процессу познания, дать ему возможность работать с удовлетворением и создать условия для работы.
Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой.
Так, Роберт Эннис определяет критическое мышление как «принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить»
Благодаря этой технологии можно открыть в каждом ученике исследователя!
Для педагогов по организации учебного процесса С.И.Заир–Беком, И.В.Муштавинской предложена таблица, определяющая деятельность учителя и ученика на занятии. Даны рекомендации по использованию педагогического инструментария на определенных этапах (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Любая технология имеет свои принципы.
Принципы стадий критического мышления. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1)
ГЛАВА 1. Технология « Развитие критического мышления»
1.1Организация работы педагогов-предметников основывается на рабочих программах. Целесообразно при составлении календарно- тематического планирования включает материалы по использованию приемов технологии РКМЧП, что позволит учителю формировать систему развития навыков критического мышления.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2),
1.2 Эффективное применение педагогического инструментария технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технология РКМЧП предлагает широкий набор методических приемов, методов и стратегий ведения урока, что способствует формированию навыков работы с различными источниками информации и умений бесконфликтного общения.
Существуют следующие приемы технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).
Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения: Кластеры.Таблица «Инсерт».Прием «Общее-уникальное».Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?».Стратегия «Фишбон».«Бортовой журнал».
Умение осознанного, «вдумчивого» чтения: «Инсерт». Дневники: двухчастный и трехчастный. Чтение с остановками.Стратегия «Идеал».Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов. Таблица «ПМИ» или «ПМ?».Таблица «Сравнение источников».
Умение формулировать и решать проблемы:Стратегия «Фишбон».Стратегия «Идеал». Умение работать с понятиями:Прием «Выглядит, как... Звучит, как...»Синквейн.
Умение вести аргументированную дискуссию: Таблица «перекрестной дискуссии».
Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного: Синквейн. Кластеры. Эссе и другие приемы рефлексивного письма. Прием «Общее-уникальное». Сводная таблица. Рамка.
Умения в области само- и взаимооценки: Лист взаимооценки. Парная письменная взаимооценка. Градация. Совокупная оценка.
Умение планировать собственную учебную деятельность:
Таблица «Верные - неверные утверждения». Вопросы «Верите ли вы?». Кластеры.
Коммуникативные умения:
Приемы парной и групповой работы: «Зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и многие другие). Все эти приемы работают на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов-осмысление-рефлексия», они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Для формирования критически мыслящих учеников существует ряд педагогических стратегий (педагогических приемов), которые помогают учителю реализовывать цели, ставящиеся на разных стадиях урока.
ГЛАВА 2. ПРИЕМЫ СТАДИИ ВЫЗОВА
Прием «ПМИ» и «ПМ?» На стадии вызова работает и прием «ПМИ» - таблица «Плюс-минус-интересно» либо модификация данной таблицы «ПМ?» - «Плюс минус вопрос» (создатель Э. де Боно). Например, нам необходимо выяснить, можно ли прокариотическую клетку заставить работать на нас? Занесем имеющуюся у нас информацию в таблицу «ПМ?». Учащиеся систематизируют свой информационный запрос в виде вопросов и заносят их в третью графу (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления содержания. По ходу чтения параграфа или прослушивания лекции новая информация заносится в таблицу: заполняются соответствующие графы. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую: положительные стороны явления - П «+»,
отрицательные стороны явления - М «-»,
а также информацию, которая просто заинтересовала - «И».
Или вопросы, возникающие по ходу чтения текста.
Прием «Верные - неверные утверждения» Как организовать работу в режиме технологии, если в опыте учащихся информации по изучаемой теме нет? Началом урока по теме «Отличительные признаки живого» (учебник В.В. Пасечник «Биология»), могут быть следующие высказывания:
живые организмы состоят из разных химических элементов, что и объекты неживой природы;
каждый живой организм состоит из клеток;
живые организмы разные по химическому составу;
необходимое условие существования живых организмов - обмен веществ.
Работа с этим приемом может быть оформлена в таблицу «Верные - неверные утверждения» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Затем прошу учащихся установить, верны ли данные утверждения. Если ученик согласен с предложенным утверждением, просим его поставить в графе «До чтения текста» знак «+», если не согласен - «-».
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию, и заполнить графу таблицы «После чтения текста». Можно расширить задание на стадии рефлексии, попросив учащихся дополнить список утверждений, которые могли бы стать основой таблицы, если бы учителями были они сами. Таким образом, мы вернем учащихся к тексту, сделав его чтение более внимательным, и усилим рефлексивные умения учащихся.
Таблица «Верные - неверные утверждения» - универсальный прием технологии развития критического мышления, позволяющий работать с любыми видами текста.
Прием «Кластеры» Наиболее известным приемом технологии можно назвать прием «Кластеры». Кластер по теме: «Строение растительной клетки»
Определение понятия приёма
Цель применения
Рекомендации
по использованию приёма
Эффективность приёма

Кластер – это выделение крупных смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди
Систематизация учебного материала
Учитель рисует на доске модель, напоминающую Солнечную систему. В центре размещается овал, в который вписывается тема урока или ключевое понятие темы. Вокруг него, как планеты вокруг Солнца, рисуются овалы меньших размеров – это крупные смысловые единицы темы
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе. Максимальная продуктивность определяется наглядностью, компактностью, насыщенностью информацией, простотой исполнения

Например, при изучении темы «Строение растительной клетки» в 6 классе предлагаем учащимся в конце урока систематизировать изученный материал с помощью кластера. Работа выполняется учениками индивидуально, а также в парах и группах.
Центральный овал – ключевое понятие темы «Растительная клетка». Вокруг школьники расположили части, её составляющие (оболочка, цитоплазма, ядро), а также выделили то, что находится в них. Соединили в определённом порядке смысловые единицы с центральным овалом, а для наглядности раскрасили их разными цветами. Схема 1





Прием заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». «Грозди» (кластеры) могут стать как ведущим приемом на стадиях вызова и рефлексии, так и стратегией урока в целом.
( ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
Прием «Толстые» и «тонкие» вопросов. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Только ученики, которые задают вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления это способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении демонстрация понимания пройденного (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правую колонку вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.
Например, на уроке биологии по теме «Пищеварение» на стадии вызова учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Это может выглядеть так (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
Прием «Верите ли вы?» Стадию вызова может продолжить следующая игра.
Учитель предлагает ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения.
Например: Верите ли вы, что...:
хитиновый покров членистоногих растет вместе с ним;
ракообразные имеют хорошо развитые органы чувств;
среди ракообразных есть сидячие виды;
большинство ракообразных раздельнополые;
тело рака состоит из головы, груди и брюшка.
После того, как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать текст параграфа, найти подтверждения своим предположениям и ответы на вопросы.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
Прием «Ромашка Блума»

(ПРИЛОЖЕНИЕ 8.1)
Прием Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ» Джеймса Брэмсфорда
Основные этапы работы в данной стратегии строго технологичны, учитывают опыт участников, позволяют расширить представления по обсуждаемой теме. Основные этапы работы в данной стратегии таковы:
Сформулируйте проблему в виде вопроса. Вопрос должен быть предельно уточненным, конкретным, начинаться со слова «Как?», в нем должно отсутствовать отрицание (частица «не»).(Пример: как повысить сопротивляемость организма к инфекциям?)
Расскажите, какой важной информацией по обсуждаемому вопросу вы владеете?
Генерируйте как можно больше вариантов решения проблемы. Этот этап осуществляется посредством использования «мозговой атаки». Любая критика здесь запрещена. Важно количество чем больше, тем лучше.
Выберите три главных способа решения проблемы.
Определите, какой из выбранных вами способов наилучший? Почему?
Работая с текстом, можно использовать следующую таблицу (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).
ПРИЕМЫ СТАДИИ ОСМЫСЛЕНИЯ
Не менее важным в рефлексивном обучении станет стадия осмысления. Важно, чтобы работа на втором этапе урока была тесно связана с деятельностью учителя и учащихся на стадии вызова. Нельзя «забыть» о поставленных учениками целях, заданных вопросах, предъявленном опыте. Изучение нового материала накладывается на знания, опыт или вопросы, вызванные на первом этапе урока. Существуют отдельные приемы, работающие на стадии осмысления.
Прием «Инсерт» «Инсерт» - это маркировка текста значками по мере его чтения «Инсерт» (авторы приема Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил). Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления.
Во время чтения текста прошу учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10 ПРИЛОЖЕНИЕ 11)
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение.
Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу.
Прием «Бортовой журнал»
Определение понятия приёма
Цель применения
Рекомендации по использованию приёма
Эффективность приёма

Бортовой журнал – приём обучающего письма, согласно которому учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли
Научить фиксировать свои мысли, связывать полученную информацию со своим личным опытом
Приём представляет собой работу с таблицей, состоящей из двух граф. В первую необходимо записать, что ученику известно по данной теме на стадии вызова, а во вторую, – что нового узнал, вынес для себя
Школьник, имея теоретические знания, сможет осознанно использовать их в своей жизни, т.к. материал изучается, основываясь на личном опыте ученика

Фрагмент урока по теме «Бесполое размножение» в 9 классе.
На стадии вызова школьники вспоминают, что это изучали в 6-7 классе (знают определение этого понятия и могут назвать способы бесполого размножения у растений и животных). Свои знания заносят в левую колонку таблицы. При более подробном прочтении и разборе текста параграфа заполняется правая колонка. Оказывается понятным, почему многие организмы размножаются другим способом.
( ПРИЛОЖЕНИЕ 12) В «бортовые журналы» учащиеся записывают свои размышления до начала изучения темы и после знакомства с материалом. «Бортовой журнал» можно оформить, например, как указано в таблице .
Что мне известно по данной теме?/ Предположения
Что нового я узнал из текста? / Новая информация




На этой стадии работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе «предположения», ставит знаки «+» и «-», в зависимости от правильности предположений; второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально.
Прием «Маркировочная таблица».

Знаю
Новое для меня
Удивило
Возникли вопросы






( ПРИЛОЖЕНИЕ 13)
Прием «Дневники». Интересным приемом является ведение двухчастного дневника Этот прием также дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.
Цитата
Комментарии




В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление. Короче, такие цитаты, на которых они «споткнулись». Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Если учитель хочет привлечь внимание к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения, он знакомит учащихся с собственными комментариями. Трехчастный дневник имеет третью графу - «Письма (вопросы) к учителю». Этот прием позволяет не только работать с текстом, но и обращаться к учителю по поводу прочитанного.
Цитата
Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?
Вопросы к учителю





Трехчастный дневник может быть оформлен и так

Цитата
Почему эта цитата привлекла ваше внимание? (вопросы)
Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы)





Дневник будет служить для более вдумчивого, «длительного» чтения. Учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени.
Прием «Фишбоун», Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий. Например, при изучении зрительного анализатора в 8 классе, мы рассуждаем следующим образом: в голове скелета – проблема, которая рассматривается на уроке. (Почему мы видим?). На верхних косточках отмечаются отделы зрительного анализатора, т.е. его строение; на нижних косточках функции зрительного анализатора



Прием «Восстанови текст». Учащимся предлагается учебный текст, в котором имеются пропуски. А под текстом записаны пропущенные цифры или слова. Учитель предлагает восстановить текст, затем сверить в паре или в группе и сравнить с образцом. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 14)
ПРИЕМЫ СТАДИИ РЕФЛЕКСИИ
Прием «Синквейн» Самым популярным приемом, применяемым на стадии рефлексии, стал синквейн (пятистишие) Он может помочь организовать итоговое повторение, резюмировать полученную информацию, оценить понятийный багаж учащихся, научить излагать сложные чувства и представления в краткой форме.
( ПРИЛОЖЕНИЕ 15. ПРИЛОЖЕНИЕ 16)
Прием «Общее - уникальное» Это прием, который способствует развитию важного метапредметного умения - способности выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов и т. д. По таксономии Б. Блума, используя данный прием, мы способствуем развитию аналитических способностей, работаем на уровне и синтеза, и сравнительной оценки. Работа с этим приемом на стадии рефлексии может быть индивидуальной, парной, групповой. Используя графические методы (Кольца Венна), представьте общие и уникальные черты двух изученных явлений. Примером применения данного приема на уроке может служить занятие по теме «Бионика». (ПРИЛОЖЕНИЕ 17)
На уроке в 11 классе по теме «Бионика» - прошу учащихся, используя прием «Общее - уникальное», в графической форме представить свои взгляды. В центре «Общее» мы должны увидеть общее для живой и неживой природы, в секторах «Уникальное» будут представлены признаки живых организмов и неживых объектов.
Прием «Перекрестная дискуссия» В технологиях, связанных с дискуссионными методами, большое внимание уделяется правилам ведения самой дискуссии, что, несомненно, важно, но в работе с информацией не это умение является ведущим. Этот прием дает возможность работать с темой в целом - на уровне ее идеи и проблематики. Само слово «перекрестная» предполагает столкновение противоположных точек зрения. Таким образом, такая дискуссия уместна, если по обсуждаемому вопросу возможно возникновение противоположных суждений.
Вопрос или спорное утверждение могут быть предложены организатором дискуссии или самими ее участниками. В основе организации работы лежит следующая таблица (ПРИЛОЖЕНИЕ 18) Участникам дискуссии предлагается заполнить таблицу. Они работают в парах, последовательно записывая несколько аргументов «за» (4-5 суждений) и несколько аргументов «против». Затем аргументы «за» и «против» последовательно озвучиваются. В зависимости от ответа «да» или «нет» учащиеся делятся на группы: команда утверждения и команда отрицания. В группах обсуждают результаты перекрестной дискуссии, отбирая наиболее значимые аргументы и контраргументы.
Аргументы оглашаются поочередно представителями каждой из групп и фиксируются в тетради. В результате может получиться таблица. (ПРИЛОЖЕНИЕ 19)
ГЛАВА 3. Эффективность внедрения технологии РКМЧП на уроках биологии учителя И.Г. Мишушиной
3.1 Формы и методы диагностики сформированности критического мышления у учащихся
Б.Блум выделяет следующие уровни сформированности основных показателей развития критического мышления: 1. Воспроизведение и вызов информации 2. Понимание – интерпретация материала, схем, таблиц. 3. Понимание понятий, законов, процедур в новых ситуациях.
4. Анализ - выделение скрытых предложений, нахождение ошибок в логике рассуждений. 5. Синтез – написание творческого сочинения, составление плана к тексту.6. Оценка логики построения материала, значимости продукта деятельности.
3.2Диагностика сформированности критического мышления у учащихся 5-7 классов по С.И.Заир-Беку
В течение трех лет на уроках биологии мной проводились сопровождающая и обобщающая диагностики.
Цель: выявление сформированности критического мышления у учащихся школы. Школьникам предлагались задания, которые помогали определить степень развития определенного показателя. (ПРИЛОЖЕНИЕ 20)
3.3 Анализ использования технологии развития критического мышления
можно проанализировать по результатам внутришкольного учебного мониторинга.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 21) Динамика качества знаний учащихся по предмету «Биология»
Использование РКМЧП способствует лучшему усвоению детьми учебного материала. Успеваемость обучающихся по предмету возросла
Отсутствуют неуспевающих школьников по предмету. Немаловажным фактором является сохранение стабильных результатов в обучении среди всех категорий обучающихся.
В 2015г. для сдачи ОГЭ предмет биология в 9 классе выбрали 11 учеников из 14.
Учащиеся школы активно принимают участие в окружной олимпиаде.
Многие ребята участвуют в олимпиадах через сеть интернет.
Выросла активность участия выступлений учащихся школы в муниципальных и региональных олимпиадах и конференциях. (ПРИЛОЖЕНИЕ 22)


Выводы.
Хорошо владеть традиционной методикой преподавания необходимо. Разнообразить или украсить свой урок, применяя новый прием – значит повысить его продуктивность. От этого выигрывают все: и ученик, который научился чему-то новому, и учитель, который смог увлечь класс, повысить интерес к своему предмету.
Применение на уроках разнообразного набора инструментария технологии РКМЧП помогает учителю развивать у школьников различные виды компетентности.
Итак, подводя итоги моей работы по использованию на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», можно сделать выводы, что данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она является общепедагогической, надпредметной, рефлексивной, компетентностно-ориентированной технологией, открытой для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.




















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1, – М., НИИ школьных технологий, 2006.
Клустер Д. Что такое критическое мышление.// Подборки «Первое сентября

Загашев И.О. Умение задавать вопросы. // Перемена, 2001 г. №4,– с.12-13.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

moluch.ru/conf/ped/archive/143/6235/


. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.

. Заир-Бек С. И.,  Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке- М.: «Просвещение», 2011.- 233с.

Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.

Сухова Т.С. Урок биологии: Технология развивающего обучения. - Москва.: «Издательский центр» Вентана- Граф», 2001.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE 15


13PAGE 14415



растительная клетка

оболочка

целлюлоза

пластиды

включения

хромосомы

ядрышко

цитоплазма

ядро

почему мы видим?


Зрительная зона

Строение

Функции



15