ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.
Абибулаева Виолетта Кимовна учитель географии НОУ «СОШ «Эрудит» г. Москва
Статья содержит опыт использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) в школьном учебном процессе, описаны некоторые приёмы данной технологии и примеры их включения в учебные занятия по географии в 5 классе в соответствии с ФГОС. Статья включает технологическую карту урока по технологии РКМЧП. Материал статьи может быть полезен для педагогов в решении задач повышения познавательного интереса обучающихся, развития их читательской культуры, культуры общения в классе и группе в ходе выполнения совместного задания и представления результатлов своего труда. Статья адресована учителям, методистам и студентам педагогических учебных заведений.
Использование педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках географии в 5 классе в соотвествии с ФГОС.
Технология РКМЧП является общепедагогической, надпредметной и представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Организация урока по технологии РКМЧП напоминает коллективный способ обучения А.Г. Ривина – В.К. Дьяченко, т.к. основой является работа обучающихся в динамических парах и группах. Широко применяются комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.). Тексту отводится приоритетная роль: его чиьтают, пересказывают, анализируют, трасформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Обучающемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и олна имеет право на существование. Роль учителя – в основном координирующая. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают обучающимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает воплощение.
Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любой программе и на занятиях по любому предмету. В основу технологии РКМЧП положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Стадия вызова. Первый этап работы в данной технологии (evocation stage). С вызова нередко начинается работа в режиме проблемного обучения. В классической педагогичнеской литературе используется понятие «создание мотива к обучению». В режиме технологии РКМЧП на этом этапе возникают собственные цели и мотивы для изчения нового. Именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления. Когда ученики читают текст (учебный, научно – популярный, художественный), слушают объяснения учителя, просматривают фильм, они пытаются услышать ответы на поставленные ими же вопросы. Учитель может предложить ученикам во время чтения делать карандашные заметки на полях, записывать в одну колонку основные слова, подтверждающие высказанные во время стадий вызова версии или позволяющие разрешить возникшие тогда противоречия, а также ключевые слова, характеризующие новую для каждого ученика информацию. То же самое можно делать и во время объяснения учителя. Особенно ценны вопросы, которые рождаются у учеников. Для начала можно предложить использовать для их формулирования ключевые слова (что? почему? каким образом? чем вызвано? и т.д.), а со временем ученики сами без помощи учителя смогут сформулировать простые и сложные вопросы. В процессе знакомства с содержанием текста на уроке (особенно, если речь идет о ярком сюжетном тексте) школьники с помощью вопросов, которые формулируют учитель и они сами, ищут ответы в самом тексте, используя цитаты из текста.
Стадии осмысления и рефлексии. Вторая стадия называется осмысление содержания (realization of meaning). Используюя в работе технологию РКМЧП, уменьшается доля участия учителя в процессе знакомства учеников с новым материалом. Учитель предлагает обучающимся (особенно в старших классах) альтернативные источники информации. Ученики со временем гораздо более вдумчиво начинают читать, слушать, задают вопросы и стремятся не ограничиваться только объяснением учителя, текстом учебника или художественного произведения.
Как часто бывает, на уроке не хватает времени на то, чтобы оценить, что школьники смогли понять и усвоить по теме урока. Учитель полагается на то, что они смогут сделать это самостоятельно дома. На следующем уроке идет проверка знаний и умений по пройденному материалу. Вместе с тем третья стадия работы по технологии РКМЧП – стадия рефлексии (reflection) необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.
Рефлексивный анализ напрвлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это не понятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т.д.). но подобный анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание.
На стадии рефлексии ученики систематизируют новую информацию по отношению к имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным.
Предлагаемый подход к обучению с помощью технологии РКМЧП предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе, т.е. – компетентностный подход. Опираясь на современные психолого – педагогические исследования, выделим ключевые компетенции учащихся, и представим их формулировки в деятельностной форме.
Учебно – познавательные компетенции предполагают умения:
задавать вопросы по наблюдаемым фактам и явлениям;
обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
выдвигать гипотезы;
описывать результаты;
формулировать выводы.
Коммуникативные компетенции предполагают умения:
владеть приёмами действий в ситуации общения;
искать и находить компромиссные решения.
Информационные компетенции предполагают умения:
владеть навыками работы с учебным текстом;
ориентироваться в информационных потоках;
уметь находить в них главное, необходимое для решения поставленой проблемы;
самостоятельно искать, анализировать, систематизировать, отбирать необходимую информацию.
Ценностно – смысловые компетенции предполагают умения:
владеть способами самоопределения в ситуации выбора на основе собственных позиций;
принимать решения;
осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом принятых норм.
В рамках данной разработки технологической карты по географии в 5 классе представлено описание наиболее востребованных, в силу их простоты, приемов технологии РКМЧП.
Прием «Кластер»
Прием графической систематизации учебного мтаериала используется при изучении нового материала или при его повторении. Выделяют основные положения по теме, графически оформляют тему и её составляющие в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это тема, вокруг неё планеты – основные характеристики (смысловые блоки) темы. Соединяя прямыми линиями тему с её основными блоками, получают графическое отображение прочитанного текста (Рисунок 1). Каждая основная характеристика имеет свои составляющие (каждая планета – свои спутники, у них – свои и т.д.). Далее легко можно закончить составление кластера.
Рисунок 1 – Модель кластера
Прием «Ключевые слова»
Стадию вызова на уроке можно осуществить с помощью приёма «ключевые слова». Для этого необходимо выбрать из текста 4 – 5 ключевых слов и выписать их на доску. По ключевым словам можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем и на стадии осмысления, искать подтверждение своим предположениям. Другой вариант: парам обучающихся отводится 5 минут на то, чтобы «мозговым штурмом» дать общую трактовку этих терминов и предложить, как они будут применяться в конкретном контексте данной темы.
Прием «Линии сравнения»
Прием особенно полезен, когда предполагается сравнение трёх и более аспектов или вопросов. Строится таблица: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Категории сравнения Категории сравнения Категории сравнения
Персоналии, факты Персоналии, факты Прием помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Эти таблицы помогают обучающимся увидить не только отличительные признаки объектов, нои возволяют быстрее и прочнее запомнить информацию. Составление таких таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего предлагать ребятам заполнять её карандашом, т.к. после работы с текстом может возникнуть необходимость в исправлениях, котрые выполняются ручкой. Таблица по линиям сравнения позволяет более качественно подготовить домашнее задание, т.к. является готовой памяткой, сделанной на уроке.
Прием «Сиквейн»
Слово «Сиквейн» происходит от французкого «пять». Это «белое» стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке заявляется тема или предмет – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное). Во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка сгостоит из трех глаголов, показывающих действия темы/предмета. Четвертая строка представляет сосбой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к новой информации, полученной на занятии (по теме/предмету). Пятая строка – синоним, обобщающий или рсширяющий смысл темы/предмета (одно слово), с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Прием применяется для «присвоения» новой информации.
Строка Вопрос Число слов, часть речи
1 Кто? Что? 1 существительное
2 Какой? 2 пилагательных
3 Что делает? 3 глагола
4 Что автор думает о теме Фраза из 4 слов
5 Кто? Что? (новое звучание темы) 1 существительное
Прием «Инсерт»
Название приема представляет английскую аббревиатуру: I – interactiv, N – noting, S – sistem, E – effective, R – reading and, T – thinking. Переводится как «самоактивирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления». «Инсерт» - прием маркировки текста, который традиционно применяется для чтения сплошных инфомационных текстов. Иногда этот прием называют «чтение с пометками».
Во время чтения текста необходимо делать особые пометки (проставлять особые значки), а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки становятся заголовками столбцов таблицы.
- (минус) ? (вопрос) + (плюс) ˅ (галочка)
Я думал (а) иначе, это противоречит моим представлениям Непонятно или захотелось узнать подробнее Новое для меня Мне это известно
Сведения из текста в таблицу заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его сокращению в конспект. Заполнив таблицу, дети имеют мини – конспект текста.
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Иногда встречаются вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», но гораздо чаще на вопросы нельзя ответить однозначно. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на котрые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы), и те, на котрые столь опрделенно ответить невозможно («толстые» вопросы). Прием можно использовать на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способы активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; в ходе рефлексии – демонстрация понимания пройденного. Данная работа способствует развитию мышления внимания обучающихся, заставляет вдумываться в текс и лучше усваивать его содержание, помогает в поиске ответов, что является предпосылкой к формированию умения вести диалог.
Прием «Свободное письмо»
Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.
Технологическая карта урока.
Урок № 8. Слои «твердой» Земли (§ 6)
Тип учебного занятия – вводный урок и урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник (§ 6, с. 29 - 34), рабочая тетрадь (с. 15 - 17), видеофрагменты, разночветный пластилин, дощечка для лепки, Приложение 1 (таблица «Внутреннее строение Земли», кроссворд «Оболочки Земли», «О романах Ж. Верна и В.А. Обручева»).
Бпзовое содержание урока Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) Ценностный компонент урока Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания Учебно – познавательные и учебно – практические вопросы и задания 1 2 3 4 5
Организационно – мотвационный этап урока.
Стадия вызова.
Определение темы урока Прием «Ключевые слова»
Изучая раздел «Земля как планета Солнечной системы», мы узнали о том, что Земля:
возникла из…
имеет форму…
имеет средний радиус…
О каких особенностях плнеты Земля нам пока ничего неизвестно?
Прием «Кластер»и «Ключевые слова»
Ознакомьтесь со вторым разделом учебника (используйте оглавление). Чему он посвящен? Какие крупные темы нам предстоит изучить? Опираясь на текст и оглавление учебника, составьте общий план – схему изучения геосфер Земли.
Прием ««Тонкие» и «толсты» вопросы»
Для чего человеку необходимо знать о внутреннем строении Земли? Сформулируйте вопросы на которые вы хотели бы получить ответы на уроке. Заканчивают предложения:
газово – пылевого облака, вращающегося вокруг звезды Солнце;
шара, немного сплюснутого у полюсов;
6371 км.
Высказывают свои предположения:
о внутреннем строении нашей планеты;
о поверхности Земли, воздушной и водной оболочках Земли;
об обитателях Земли.
Составляют схему.
План.
Структура геосферы.
Состав геосферы.
Процессы, происходящие в ней (связанные с ней).
Человек и геосфра.
Задают вопросы.
Как устроена Земля изнутри?
Что происходит внутри Земли? И т.д. Составляют кластер изучения раздела.
Создание мотивацион-ной установки Посмотрите видеофрагмент «Почемучка. Строение Земли» (http//www.youtube.com/watch?feature=pleyer_detailpage&v=o-7t4HS0LjE) и сформулируйте цель нашей работы на уроке. Знакомятся с видеофрагментом и формулируют цель своей работы на уроке: определить особенности внутреннего строения Земли. Формулируют цель своей деятельности на уроке Формулиро-вание задач урока Определите, какие задачи понадобиться решить для достижения этой цели. Совместно с учителем определяют основные задачи урока.
Изучить внутреннее строение Земли.
Выявить изменения, происходящие в недрах Земли.
Определить способы изучения недр Земли. Формулируют основные задачи урока Процессуально – содержательный этап урока.
Стадия познания.
Недра Земли Прием «Кластер»
Используя рис. 12 «Внутреннее строение Земли» (с.30 учебника), ответьте на вопросы и сотавьте схему.
Из каких слоев сотоит Земля?
Где распоожено ядро?
Как называется оболочка, покрывающая глубинные слои планеты?
Где раполагается мантия?
Определите мощьность (толщину) каждого слоя.
Прием «Линии сравнения»
Заполните таблицу (Приложение 1), используя текс учебника (с. 29 – 30) и рис.12 (с.30)
Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы.
Какой внутренний слой Земли имеет наибольшую мощность (толщину)?
Какой из слоев Земли имеет самую высокую температуру?
Какой слой Земли имеет наибольшую глубину залегания?
Работают с рисунком учебника.
Ядро, иантия, земная кора.
В центре Земли.
Земная кора.
Под земной корой.
1225 м – внутреннее ядро, 2246 м – внешнее ядро, 2230 м – нижняя мантия, 625 м – верхняя мантия, 45 м – земная кора.
Заполняют таблицу.
На основании таблицы выявляют Особенности внутренних слоев Земли.
Ядро имеет наибольшую мощность (толщину).
Ядро имеет самую высокую температуру. Таким образом, чем дальше от центра Земли, тем температура ниже.
Ядро находится в центре Земли (состоит из внутреннего и внешнего ядра) и покрыто мантией, над которой располагается земная кора. Строение литосферы Прием «Сиквейн»
Прочитайте о литосфере стр.30 – 31 в учебнике. Вспомните видеофрагмент, который вы смотрели в начале урока. Составьте синквейн о литосфере
Сформулируйте определение и найдите подтверждение определения понятия «литосфера» в учебнике.
Выполните задание № 2 в рабочей тетради (с.16), опираясь на текст учебника (с.31 - 31) и рис.13 (с.31 учебника). Проверка задания осуществляется на интерактивной доске (или на обычной).
Для уточнения правильного расположения стрелок ответьте на вопросы.
Почему литосферные плиты перемещаются?
В каких напрвлениях они могут перемеаться?
С какой скоростью происхоит их перемещение в горизонтальном и вертикальном направлении?
При встречном движении плиты…
При противоположном движении плиты…
Выскажите свое предположение о том, какие процессы могут происходить в результате сближения литосферных плит. В результате раздвижения? Сиквейн
Литосфера
Подвижная и твердая
Плавает , опускается и поднимается
Состоит из литосферных плит
Оболочка
Литосфера твердая и подвижная оболочка земли состоящая из литосферных плит.
(Литосфера – земная кора и верхняя часть мантии.)
Учащиеся индивидуально с помощью стрелок показывают направления движения литосферных плит в рабочей тетради.
Отвечают на вопросы.
Плиты лежат на пластичном врхнем слое мантии. Движения литосферных плит возникают при перемещении вещества мантии.
В горизонтальном и вертикальном.
В горизонтальном – 1 – 6 см. в год, в вертикальном – несколько мм. в год.
… сближаются.
… раздвигаются.
Предполагают, что поднимаются горы; образуются впадины Как изучают внутреннее строение Земли Прием «Инсерт»
Прочитайте пункт «Как изучают внутреннее строение Земли» используюя пометки на полях. (с.31 – 33 учебника).
Прием «Тонкие и толстые вопросы».
Подготовьте вопросы к данному тексту.
Прием «Кластер»
Просмотрите видеофрагмент «Как исследовали строение Земли» (http://video.yandex.ru/users/lionheart-07/view/154/). Приведите примеры использования человеком различных методов при изучении недр Земли. Предложите вариант схемы «Методы исследования внутреннего строения Земли». Сравните со схемой в задании 3 рабочей тетради (с.16) Работают с текстом учебника и составляют таблицу по приему «инсерт».
Составляют вопросы.
Как называют ученых, изучающих строение и развитие Земли?
Как называется наука, которая изучает состав и стороение земной коры, а такжзе находящиеся в ней полезные ископаемые?
Что помогает исследователям открывать секреты геологической истории?
Почему ученые называют национальный парк «Большой Каньон» учебником геологической истории?
Где находится самая глубокая в мире буровая скважина? Какова её глубина?
Какие прямые методы изучения недр Земли (помимо бурения скважин и исследований ущелий и каньонов) существуют сегодня)?
Какие существуют косвенные методы изучения недр Земли?
Приводят примеры. Сотавляют кластер «Методы исследования внутреннего строения Земли» и заполняют её наименованиями методов и примерами. Составляют кластер «Методы исследования внутреннего строения Земли»
Этап закрепления и перевичной проверки
Стадия осмысления
Первичная проверка знаний Игра «путешествие к центру Земли»
Посмотрите на рисунок на интерактивной (или обычной) доске. (На рисунке изображен земной шар в разрезе, на который нанесены цифры, обозначающие этапы путешествия от поверхности к центру Земли)
Вопросы к этапам:
(Точка расположена в горах)
Решите кроссворд (Приложение 1)
(Точка расположена на дне океана)
Выберите правильное окончание предложения.
Литосфера не является цельной сферической оболочкой, а состоит из некоторого числа
А) литосферных зон
Б) литосферных поясов
В) литосферных плит
(Точка расположена на срезе в районе земной коры)
Выберите правильное утверждение.
Геология – наука изучающая
А) особенности Земли
Б) проявление внутренних процессов
В) состав и строение земной коры, а также находящиеся в ней полезные ископаемые
(Точка расположена в мантии)
Ответьте на вопрос:
Что такое недра Земли?
(Точка расположена во внешнем ядре)
Выберите неверные утверждения.
А) Земную кору и верхнюю часть мантии называют литосферой.
Б) Мощьность земной коры под океаноми сотавляет 85 км, под материками 10 км.
В) Сейсмический метод применяют для геологических исследований.
(Точка расположена во внутреннем ядре)
Ответьте на вопрос:
Что означает слово «мантия» в переводе с греческого языка? Устно отвечают на вопросы, совершая мысленное путешествие к центру Земли. Объяснение домашнего задания
Обязательное задание Прием «Свободное письмо»
Составьте рассказ «Внутреннее строение Земли»
Выполните задание № 1,3 в рабочей тетради Формулируют уточняющие вопросы
Формулируют уточняющие вопросы Составляют текст на предложенную тему
Школа географа - следопыта Ознакомьтесь с заданиями Школы географа – следопыта (с. 33 – 34 учебника и с.17 рабочей тетради). Определитесь с размерами модели и цветом внутренних слоев Земли.
Возможный размер модели:
Радиус ядра ≈ 1,7 см.
Радиус ядра с мантией ≈ 3.2 см.
Земная кора ≈ 1 мм.
Радиус модели ≈ 3,3 см.
Диаметр итоговой модели ≈ 6,6 см.
Сделайте модель Земли. Опирайтесь на план работы в учебнике (с.33 - 34) и рабочей тетради (с.17) Читают задания и формулируют уточняющие вопросы учителю.
Изготавливают модель Земли. Используют метод моделирования для изучения особенностей объекта, уменьшенного в 200 млн.раз Создают модель внутреннего строения Земли, пропорционально уменьшенную в 200 млн.раз
Дополнитель-ное задание (по желанию и по выбору) Прочитайте произведение Ж.Верна «Путешествие к центру Земли» или В.А. Обручева «Плутония», по желанию посмотрите экранизацию первого романа. На основе сюжета одного из романов составьте коллаж на тему «Внутреннее строение Земли» (используйте интернет - ресурсы).
Представьте себя путешественником, исследующим глубины Земли, и создайте карту своего путешествия. Формулируют уточняющие вопросы Составляют коллаж по одному из произведений.
Составляют карту воображаемого путешествия.
Стадия рефлексии
Рефлексия деятельности Прием «Закончи фразу».
Продолжите следующую фразу: «Чтобы определить особенности внутреннего строения Земли, мы (что сделали?)… и (что узнали?)…»
Продолжите следующую фразу: «Для того чтобы определить, какие методы используются для изучения недр Земли, я обратился к следующим ресурсам:…» Называют свои действия: изучали рисунки и текст учебника, провели необходимые вычисления и заполнили таблицу, и, проанализировав её, выявили особенности внутреннего строения Земли.
Заканчивают предложение:… к тексту учебника, к которому составил вопросы;…к видеофрагменту «Как исследовали строение Земли», содержащему дополнительные факты о том, как изучают внутреннее строение Земли Анализируют свою деятельность на уроке. Рефлексия содержатель-ная Какие формы работы мы использовали на уроке для изучения процессов, происходящих в недрах Земли?
Какие изменения вы установили? Выделяют:
индивидуальную работу с текстом учебника и рисунком в задании 2 рабочей тетради (с.16)
группову работу по проверке задания у доски и обсуждениепредположений о напрвлении стрелок.
Отмечают горизонтальные и вертикальные движения литосферных плит, их сближение и раздвижение. Анализируют формы работы на уроке Рефлексия эмоциональ-ного состояния Приём «Фотография на память»
На круглых листочках (учитель заранее раздает) нарисуйте свой портрет, отражающий ваше эмоциональное состояние на уроке. Рисуют свой протрет Анализируют свое эмоциональное состояние Приложение 1
Таблица «Внутреннее строение Земли»
Показатели Внутренние слои Земли
Мощность (толщина) Температура Глубина залегания Кроссворд «Оболочки Земли»
1Я Д Р О 2Б И О С Ф Е Р А 3Г И Д Р О С Ф Е Р А 4Л И Т О С Ф Е Р А
5А Т М О С Ф Е Р А 6С Е Й С М И Ч Е С К И Й 7К А Н Ь О Н 8М А Н Т И Я 9З Е М Н А Я 10Г Е О Л О Г И Я 11П Р Я М Ы Е 12Г О Л И Ц Ы Н 13П Л И Т Ы Центральная, самая глубокая часть планеты Земля.
Оболочка жизни на Земле.
Водная оболочка Земли.
Земная кора и верхняя часть мантии.
Воздушная оболочка Земли.
Один из косвенных методов исследования внутреннего строения Земли.
Ущелье, глубокая узкая долина с отвесными или крутыми склонами, часто ступенчатыми.
Оболочка Земли, расположенная между ядром и земной корой.
Каменная оболочка Земли, тонким слоем покрывающая глубинные слои планеты - … кора.
Наука, изучающая состав и строение земной коры, а также находящиеся в ней полехные ископаемые.
Методы исследования внутреннего строения Земли (бурение скважин, строительство шахт, исследование каньонов и ущелий, изучение продуктов извержения вуланов).
Ученый, начавший применять сейсмический метод для геологических исследований.
Обширные жёсткие блоки, слагающие литосферу Земли – литосферные …