Родительское собраниеРоль домашнего задания в учебной деятельности школьника»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сузопская средняя общеобразовательная школа
Родительского собрания в 6 классе
«Роль домашнего задания в учебной деятельности школьника»
Подготовила
Учитель физики Истошина Н.С.
Тема собрания: Роль домашнего задания в учебной деятельности школьника.
Эпиграф «Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями». /Н.Г.Чернышевский./
Задачи собрания:
Показать родителям значение учебной домашней работы школьника.
Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.
Выработать единые требования при подготовке домашнего задания.
Форма проведения собрания: встреча детей и родителей
с учителями- предметниками.
Вопросы для обсуждения:
Домашнее задание и его значение в умственном труде школьника.
Назначение домашнего задания в самостоятельной работе школьника.
Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.
Подготовительная работа к собраниюДиагностическое исследование мнения учащихся, учителей по теме собрания.
Подготовка памяток для учащихся и родителей по выполнению домашних заданий по разным предметам.
Выставка тетрадей учащихся с различными видами домашних заданий.
Выставка методической литературы.
Анкетирование учащихся
Подумай и ответь на вопросы анкеты:
Готовишься к учебным занятиям ежедневно?
Какое количество времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?
С чего начинаешь выполнение домашнего задания: с устных или письменных предметов?
Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь?
Ты делаешь домашние задания самостоятельно или с помощью взрослых?
Выполняя домашнее задание используешь дополнительные источники?
Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?
Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?
Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке?
Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь?
Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей?
Выполняешь домашнее задание сразу после школы или после отдыха?
Анкетирование учителей-предметниковНа вопросы анкеты отвечают все учителя, по предметам которых задаются ученикам домашние задания.
Всегда ли вы задаете по своему предмету домашнее задание?
Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при дозировке домашнего задания?
Предлагаете ли вы своим ученикам альтернативные задания, разноуровневые, творческие (по желанию), задания на выбор учеником?
Всегда ли вы даете домашнее задание на уроке?
Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют домашнее задание по вашему предмету всегда хорошо?
Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют задание плохо или вовсе не выполняют?
Как вы поступаете, если ученик по какой-то причине не выполнил домашнее задание?
Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее задание?
Какие методы стимулирования учащихся за выполнение домашних заданий вы используете?
Какие рекомендации родителям вы хотели бы предложить по теме родительского собрания?
Подготовка детей к родительскому собранию:
Дети пишут мини-сочинение на тему «Нужно ли мне домашнее задание».
Выставка тетрадей.
Классный руководитель: на основании анкет готовит памятки для детей и родителей.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Разработайте для ребенка режим дня, это поможет развивать собранность и волю, контролируйте его выполнение.
Оговорите с ребенком его обязанности в семье.
Разбирайте с ребенком домашние задания, попросив его рассказать, как учитель объяснял в классе.
Играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.
Просите ребенка, каждый день читать вслух, пересказывать прочитанное.
Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
Не пытайтесь выполнять за своего ребенка домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил, инструкций.
Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
Покупайте энциклопедии, справочники, словари.
Демонстрируйте достижения ребенка перед другими членами семьи.
Памятка «Как готовить домашние задания»:
Внимательно слушать на уроке учителя и своих товарищей, отвечать на вопросы.
Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос.
Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.
Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.
Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания.
В процессе приготовления домашнего задания необходимо делать перерывы.
Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.
Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться.
Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.
Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.
Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.
Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.
Надо составлять план устного ответа и проверять себя.
Методы выполнения домашних заданий
Метод ключевых слов
Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста.
Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова — сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.
При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.
Метод «5П»
Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, метод «5П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.
1П — просмотри текст (бегло);
2П — придумай к нему вопросы;
ЗП — пометь карандашом самые важные места;
4П — перескажи текст (используя ключевые слова);
5П — просмотри текст повторно.
Ход собрания
Статистика собрания. Данные исследований.
Ученик 6 класса, согласно нормативных требований, должен готовить домашнее задание 1,5-2 часа. Если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1—3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий.
Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3—5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.
Вступительное слово классного руководителяУважаемые папы и мамы!
Сегодняшняя наша встреча посвящена его величеству — домашнему заданию. Еще не начав наш разговор, вы прочитали результаты исследований, касающиеся домашнего задания, обратили внимание на выставку тетрадей учащихся, возможно, уже полистали и сравнили тетради с домашним заданием своего ребенка и других учеников.
Информация для детей и родителей
Школьные годы – важнейший период в жизни человека, яркий, самобытный, незабываемый. И от того, кто вел ребенка в эти годы, что вошло в разум его и сердце, зависит, каким человеком он станет.
Сегодняшняя наша встреча посвящена его величеству – домашнему заданию.
Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.
Нередко в учебе ребят возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы часто связаны:
- с низкой техникой чтения;
- с не умением анализировать;
- со слабой памятью и вниманием;
- с нежеланием;
- с неорганизованностью;
- с ослаблением контроля со стороны родителей;
- слабое развитие интеллекта; - слабое развитие воли;- слабое развитие эмоциональной сферы личности;- отсутствие познавательных интересов.
е эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.
Почему так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?
Во-первых, потому, что дети учатся у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он столкнется с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.
Во-вторых, изменилась ситуация общения ученика и учителя, так как каждый предмет ведет учитель-предметник.
В-третьих, само содержание домашнего задания на среднем этапе обучения направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.
Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке — неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления — этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.
Домашнее задание должно учить ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.
Самое элементарное в домашнем задании — это буквальное повторение пройденного учебного материала. Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:
Дети должны быть для нас не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами, а просто детьми. Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек. Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии. Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, дети избавятся от внутри личностного конфликта, научатся самокритичности. Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.
Главное назначение домашнего задания:
воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
На заметку родителямНе превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток;
Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу;
Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;
Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;
Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;
Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий;
Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;
Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
Таблицы анкетирования учащихся
ученик Норма выполнения домашнего задания Затраченное время на выполнение домашнего задания Успехи в учебе Результаты выполнения домашнего задания
Таблицы опроса учителей- предметников по выполнению учащимися домашнего задания
Учитель предметник % выполнения домашнего задания % не выполнения домашнего задания рекомендации
Итог собранияРодители по очереди говорят о том, что положительное они узнали в ходе собрания поданной теме, определяют для себя сроки собственного участия в тематической консультации по этой проблеме.
В ходе рефлексии может быть определено участие отдельных детей в стимулирующих и дополнительных занятиях по отдельным предметам.