ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
-45720255905
ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МЕТОДИСТОВ
135255327660СИСТЕМА СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ
0СИСТЕМА СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ
92900524377650020072355321300Тирасполь
2015
Тирасполь
2015
32734252266950Методист по профориентации
Хильчук О.А.
Методист по профориентации
Хильчук О.А.
1389380462915Проблемы и перспективы профессиональной ориентации
и профессионального самоопределения учащихся
0Проблемы и перспективы профессиональной ориентации
и профессионального самоопределения учащихся
«СИСТЕМА СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ»
Наше учебное учреждение третий год работает над методической темой «Построение индивидуальных траекторий самоопределения учащихся для будущей профессиональной деятельности». В своей работе мы используем все возможности по совершенствованию образовательного процесса. Тематика мероприятий тесно переплетается с основной целью - профориентация учащихся. Сегодняшнее наше методическое объединение не есть исключением, а является продолжением системной работы. Тема доклада «Проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащихся ». Эпиграфом взяты слова
"Проблема самоопределения есть, прежде всего,
проблема определения своего образа жизни"
С.Л. Рубинштейн
Мир профессий огромен и включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Много сомнений и заблуждений стоит на пути школьника. Их манят разные профессии.
Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед человеком в том возрасте, когда он еще недостаточно подготовлен для принятия такого решения вследствие своего небольшого жизненного опыта, недостаточного умения согласовывать свои мечты и способности.
Выбор профессии является для школьника чрезвычайно сложной и ответственной задачей, поскольку само время диктует высокие требования к уровню развития трудовых ресурсов, постоянному повышению творческого и трудового потенциала работников. Несомненно, что подростку, вступающему в жизнь, очень сложно разобраться в мире информации.
Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора. Кто или что поможет молодому человеку сделать такой выбор – от этого зависит очень многое.
Изучение проблемы профессионального самоопределения молодежи приобретает актуальность в свете изменений, происходящих в обществе рынка труда. Поэтому оно так чрезвычайно важно и для выпускников, и для их родителей, и для общества, и для государства.
В систему профессиональной ориентационной работы входит такое понятие как профессиональное самоопределение, так как выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение – это процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, и с кем работать.
Профессиональное самоопределение является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.
Главную цель профессионального самоопределения можно сформулировать следующим образом: постепенное формирование у учащихся готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определённого времени, пространства и смысла, постоянно расширяющим свои возможности и максимально их реализующим.
Требования к профессиональному самоопределению учащихся 10-11 классов четко определены и предполагают развитие их индивидуальных способностей, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, переход на качественно новый уровень работы.
Сегодня функции УПЦ намного шире. Кроме своей основной задачи – подготовки учащихся к трудовой деятельности, – они также занимаются развитием социально значимых личностных качеств старшеклассников, позитивного отношения к труду, их стремления к достижению значительных результатов в трудовой деятельности.
Форм и методов такой работы более чем достаточно.
Общая цель системы профориентационной работы УПЦ – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.
Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на следующих следующих принципах:
сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии.
Главный принцип, которым руководствуются преподаватели УПЦ в своей работе по профпросвещению, — связь его с жизнью. А жизнь требует уделять большое внимание во всех направлениях своей деятельности поиску и грамотному использованию и применению новых инновационных технологий в образовательном процессе, созданию своего информационного банка данных для учащихся и преподавателей.
Результатом деятельности педагога является состояние готовности подрастающего человека к сознательному, самостоятельному обдумыванию своего будущего.
В систему профработы УПЦ входит:
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;
обеспечение широкого диапазона комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на занятиях и в системе воспитательной работы.
Важной задачей которых является организация в единую систему представлений о себе, своих склонностях, талантах, умениях, интересах, фантазиях и желаниях, представлений о своих целях и правилах, согласно которым распределяются роли в обществе. В образовательной системе УПЦ профессиональная ориентация рассматривается как одна из функций современного образования, связанная с обеспечением условий для повышения уровня обоснованности осознанного выбора личностью своей будущей профессии и реализации профессиональных планов.
В профессиональной ориентации выделяют основные направления:
профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда), профессиография, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор) и профессиональная адаптация.
Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа.
Воспитывать и развивать социально-трудовую компетенцию учащихся, как одно из основополагающих условий на успешное жизненное и самоопределение, необходимо с нескольких позиций:
с позиции учащихся – создание условий для дальнейшего профессионального определения каждого школьника в соответствии с его индивидуальными задатками, способностями, склонностями, потребностями;
с позиции родителей – удовлетворение социального заказа, ожиданий родителей по организации и результативности профессионального самоопределения и воспитания на всех ступенях школы;
с позиции общества, рынка труда – формирование профессиональных компетентностей школьников в соответствии с социально-экономическими потребностями общества, рынка труда;
с позиции образовательного учреждения – создание условий непрерывного трудового обучения и воспитания, обеспечивающих каждому учащемуся возможность для саморазвития, самореализации в дальнейшей жизни.
Хочется еще раз подчеркнуть, что в УПК модель формирования профессионального самоопределения старшеклассников базируется на компетентностном, системном, деятельностном и технологическом подходах. Данная модель представляет собой динамическую структуру, раскрывающую способ связи и последовательность этапов процесса, которые обеспечивают количественные и качественные изменения компонентов социально-трудовой компетентности старшеклассников.
К основным функциям управления профориентацией относятся
планирование, организация, координация, контроль, информационное обеспечение. Здесь необходимо предусмотреть несколько направлений как научно-методической, так и организационной работы.
С 2013 года УПЦ является координатором деятельности в сфере развития и совершенствования профориентации, разработки и внедрения новых технологий в профориентационную работу системы столичного образования. Мы ведем предпрофильную подготовку учащихся 9-х классов. Были создании программ предпрофильной подготовки по таким направлениям:
Они способствуют ориентированию учащихся на соответствующие профили:
Информационно-технологический
Информационно-лингвистический
Информационно-технический
Социально-гуманитарный
Социально-педагогический
Гуманитарный
Филологический
Биохимический
В городском конкурсе элективных курсов наши 2 программы заняли первое место.
Предпрофильная подготовка дает возможность учащимся 9-х классов:
Программы которых включают профориентацию, учащиеся получают интересующие их знания и пробуют применить их на практике. Учитывается фактор профориентационной направленности каждого курса. Учебный план предусматривает время на выполнение индивидуального проекта (информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного). То, что мы видим при защите проектов на итоговых занятиях нашими учащимися.
Так же в рамках подготовки учащихся к защите учебных проектов, занимаясь интересующими именно их проблемами и вопросами, ребята приобретают необходимую мотивацию для получения и совершенствования приобретенных ранее знаний, умений и навыков, которые смогут им пригодиться во взрослой жизни.
Научить учащихся максимально использовать различные ресурсы в открытом образовательном пространстве для построения своего образовательного маршрута, создать в образовательном учреждении условия для его активности и творчества.
С целью накопления информации разработанны «Портфолио» в 10-11 классах, «Карта индивидуального творческого маршрута ученика 8-9 класса», где отображаются параметры учебного успеха ученика на протяжении всего обучения в УПЦ.
Постепенное формирование персонального познавательного стиля можно осуществлять различными средствами, при помощи которых выстраивается индивидуальный образовательный маршрут с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
С целью изучения профессиональных намерений учащихся выпускных 9-х классов ежегодно проводится мониторинг профессиональных намерений.
Анализ анкет показал, что 73% определились с выбором, 69% владеют информацией о рынке труда Приднестровья
Изучая мотивы профессионального образования: выбора будущей профессии, фактора выбора будущей профессии, выбора будущей работы, в УПЦ проводится: анкетирование, тестирование, социологические опросы.
Широко используются:
Многофакторные тесты «Секреты профессии»
Личностная методика «Мой ориентир»
Социальные тесты «Преемственность выбора», «Профессия и время»
Многоаспектные опросники по Климову, К. Леонгарда, Д. ГолландаКомпьютерные тесты
Анализ полученных результатов позволяет говорить, что профессиональная ориентация в УПЦ способствует осознанному выбору профессии и появляется более выраженная ориентация на содержательную сторону профессии и учет внутренних особенностей, возможности самореализоваться в профессии.
Диаграмма «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»
47% творческая реализация в труде
26% материальное благополучие
12 % престижность
15% смешанный
Заметна тенденция изменения мотивации выбора профессии от младшего к старшему возрасту. Можно отметить возрастающее число высказываний о содержании профессии, как главном факторе, влияющем на отношение к ней, увеличивается ориентировка на свои особенности при оценке профессии и возможности самовыражения
Существенно отличаются результаты социализации выпускников. Здесь мы видим, как сориентированы учащиеся на поступление в ВУЗЫ,СПО по профилю.
Так выглядит диаграмма сравнения за несколько лет. Видна тенденция к увеличению выбора профильного направления. Такие результаты говорят о профессиональном самоопределении учащихся по специальностям. Высокий % поступления
Повар 30%
Младшая медицинская сестра 27%
ППП 21%
Основы журналистики 32%
Основы искусства 14%
Воспитатели ДОУ 16%
Швея 7%
В УПЦ уже существует много традиций.
Посвящение в профессию
Дни самоуправления
Экскурсии
Предметные недели
Лучший по профессии
Мы не стоим на месте, а двигаемся в ногу со временем, стараемся работать по-новому. Новое, как говорится, - это хорошо забытое старое. Поэтому не надо создавать абсолютно новые модели управления: необходимо переосмыслить тот огромный опыт, который был накоплен в УПЦ.
Наши преподаватели выставляют учащихся для участия в городских и республиканских ИОУ, где занимают призовые места.
2012-2013
Открытие 4
Городские 6
2013-2014
Открытие 5
Республиканские 2
2014-2015
Открытие 5
Городские 4
Чтобы занятия проходили с интересом, были не забываемые, данные мероприятия проводятся с мультимедийными сопровождениями, презентациями:
«Моделирование швов»
«Автомобили будущего»
«Мастер класс по скрапбукингу»
«Классификация профессий»
«Карвинг как вид искусства»
«Современная медицина»
Наши преподаватели являются творческими и пишущими педагогами, способными к саморазвитию и самосовершенствованию. Мы продолжаем участвовать в «Школе цифрового века», публиковаться на страницах сборника «Открытый урок». Преподаватели участвуют в республиканских конкурсах «Покровские чтения», активно работают по обобщению и распространению педагогического опыта, получают дипломы, сертификаты и печатные издания. Так многие уже зарегистрированы в сети учительских сайтов, в частности на «Учительском сайте» проекта ИНФОРМУРОК. Создали свои сайты. Имеют свидетельства о публикации своих методических разработок разной направленности в социальной сети взаимовыручки учителей. Награждены Сертификатами за создание персонального сайта: Сыротюк О. А.,Сергейко Л. Д., ЗалевскаяТ. А., Сталиневич Н. Ю., Бабина Е. Н.
Учебно-профориентационный центр на взаимовыгодных условиях тесно сотрудничает со всеми школами, ВУЗами, НПО И СПО, городским центром занятости, с межшкольными учебными комбинатами Рыбницы и Днестровска, России, с потребителями информации всех категорий.
Совместно проводятся Дни выпускника, семинары, тренинги, дни информации, экскурсии.Дни «Открытых дверей» проводятся как на нашей базе, так и в этих учреждениях. Проводятся не только встречи, экскурсии, но и конкурсы, совместные занятия с целью профориентации на ту или другую профессию этого учреждения. Тесно сотрудничаем с профориентационным центром ПГУ и его кафедрами:
«Педагогики и психологии», куда наши учащиеся могут поступать на льготных условиях.
Физико-математический
Информатики
Инженерно техническим институтом им.ГагаринаТехникум коммерции, куда наши учащиеся могут поступить на льготных условиях, заняв призовое место в конкурсе «Лучший по профессии».
В УПЦ проводится большая воспитательная работа:
Разработаны и внедрены новые игровые формы работы для популяризации профессий: интегрированные брейн-ринги, КВН по специальности, игры-конкурсы «Педагоги», Ток-шоу профессий «Военный» и «Журналист». Эти игры являются своего рода презентациями профессий, отражением интеллектуальной и духовной сути отдельно взятой профессии.
Успешно разрабатываются другие направления, что помогает подросткам больше узнать о профессии, погрузиться в ее мир.
В помощь профильному и предпрофильному образованию проводятся практические занятия по поиску информации, обзоры новых публикаций о профессиях, профориентационные викторины и игры: «Окно в мир профессий» и «Бизнес-клуб».
В рамках занятий учащиеся знакомятся с современными профессиями, проходят творческие встречи со специалистами, проводятся психологические тренинги, экскурсии на различные предприятия и учреждения города.
Новыми мероприятиями можно назвать встречу с представителями от учреждений, ветеранами производства, ролевые игры: «Сумей себя защитить» и профориентационный турнир, игру – знакомство «Ориентация на профессию строителя», час информации «Выбери профессию», «Новые профессии», «Окно в мир профессии», «Встреча с необычной профессией»», «Компьютерные профессии». Все эти мероприятия были успешно проведены в группах по всем специальностям.
В частности, в рамках предметных недель, проводя различные мероприятия, каждый преподаватель имеет возможность рассказать немного больше и шире о тех профессиях, где можно применить знания и умения, приобретенные на его занятиях.
1905254000
«Профессиональные россыпи»
«Мир отраженный в творчестве»
«Профессиональный марафон»
«Веселая технология»
«Калейдоскоп профессий»
демонстрирует достижения и повышает внутренний потенциал;
способствует повышению эффективности занятий, проявления интереса учащихся к выбранной специальности;
совершенствует и активизирует профессиональное мастерство преподавателей через организацию и проведение различных внеклассных мероприятий;
формирует способности и стимулирует к плодотворной творческой деятельности.
Направленность проведенных мероприятий свидетельствует о разнообразии и расширении профориентационного кругозора учащихся. Такие методы проведения дают возможность привлечь внимание и интерес к изучению специальности, продемонстрировать достижения в овладении профессией, повысить свой внутренний потенциал.
Только в юбилею на предметной неделе прошло ряд МЕРОПРИЯТИЙ «К 40 ЛЕТИЮ УПЦ»
ПРИУРОЧИТЬ ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСОВ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ:
9 классы:
«Самый радостный день в УПЦ»
10 классы:
«Моя профессия в будущем»
11 классы:
УПЦ - вчера, сегодня, завтра
Материали предоставить в разных видах :Стихи
Эссе
Рассказы
Рисунки на формате А-3
Фотоконкурс: «Профессии глазами художника»
теория и практика (в рамках формата А-4)
«Воспоминания родителей и выпускников»
Видео-ролики «Мой выбор»
«Реклама профессии»
Тематика работ представленных учащимися на конкурс очень разнообразна: мы получили ряд интересных статей все о профессиях, воспоминания от выпускников, династиях, рынке услуг, рекламе и будущих преобразованиях в сфере профессионального образования, пожеланиях. Это еще раз доказывает, о неравнодушии наших конкурсантов к проблеме выбора профессии и своего самоопределения.
В рамках системы содействия профессиональному самоопределению учащихся издано методическое пособие: «Профориентационная поддержка старшеклассников», газета «Выбор», которые пользуются большим интересом, предложенные в них материалы активно используются в работе.
Газета «Выбор», теперь уже выходящая в электронном варианте также расширяет наш информационный поток. В многообразии рубрик и статей по разным направлениям широко освещена вся профориентационная работа в УПЦ как педагогами так и учащимися.
В перспективе планируется выпуск «Приднестровского вестника» куда войдут методические разработки уроков и воспитательных мероприятий наших педагогов.
С уверенностью можно сказать, что основная цель профессионального самоопределения в системе образования — это формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственными и профессиональными качествами. В УПЦ существует реальная возможность создания научно-методической системы управления профориентацией молодежи в условиях новых рыночных отношений. Информация о проделанной профориентационной работе и мероприятиях размещается на сайте УПЦ, освещается телевидением ПМР.
Успехи наших учащихся в различных направлениях жизни позволяют сказать, что проблема, над которой работает УПЦ реализуется не на словах, а на деле.
В перспективе:
1.Продолжать способствовать эффективному проведению экскурсий в виде информации (визитная карточка и перечень специальностей учащихся о профессиях по которым проводят обучение в МУПК).
2.Рекомендовать преподавателям в дальнейшем использовать больше наглядной информации по своей специальности.
3.Шире использовать технические средства и информационные технологии в профессиональной ориентации учащихся, позволяющие умело ориентироваться в мире профессий.
Это тонкая грань между «Быть» и «Не быть»,
Это вечный раздор между «Надо» - «Не надо»
И умение истинный путь находить,
Достигая успеха как высшей награды!
Мы пытаемся дать возможность учащимся попробовать себя в роли разных специалистов по разным профессиям. Но учебный процесс это возможность творческой самореализации. Видеоролик представляемый сейчас снят нашими учащимися, где они пытались показать себя в роли дизайнера, режиссёра, оператора. Вместе с тем это реклама профессии.
Желаем успешной профессиональной деятельности!!!