презентация Обеспечение качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования для высокотехнологичных производств и креативных видов деятельности в условиях посткризисного развития экономики.
Обеспечение качества подготовкивыпускников учреждений профессионального образования для высокотехнологичных производств и креативных видов деятельностив условиях посткризисного развития экономики. Шарифуллин В.Т.Мастер производственного обучения профессионального лицея № 64 г. УфаПочетный работник начального профессионального образования РФ. Уфа 2012 г. Основная задача производственного обучения – научить учащихся производственному труду. Педагогический профессионализм мастера ПО складывается из основных компонентов:Умение организовать учебный процесс;Методически правильное построение изучения материала;Создание оптимальных условий труда. Хорошо организованная практика оказывает на учащихся образовательное и развивающее влияние. Производственная практика способствует:Воспитанию инициативы учащихся;Развитию самостоятельности;Формированию творческого подхода;Развитию личностных качеств. 1 В основу обучения учащихся должно быть положено последовательное овладение важнейшими производственными операциями. Производственное обучение должно проводиться на основе постоянной связи с теоретическим обучением. Будущие столяра должны проходить практику в учебных мастерских, а совершенствовать свои знания, приемы и навыки работы в производственных условиях на деревообрабатывающих и мебельных предприятиях. В последнее время во многих высших и средних профессиональных учебных заведениях применяется комплексный подход к обучению в подготовке рабочих специалистов широкого профиля. 2 Комплексный подход предполагает большее внимание -воспитывающей роли обучения;-развитие профессиональной самостоятельности и творческой активности учащихся; -внедрение новых эффективных методов и средств обучения. От будущего специалиста – мастера столярного мебельного производства требуется умение решать различные производственно-технические задачи интеллектуального и практического характера. Сегодня невозможно научить многим профессиям без наличия современного высокотехнологичного оборудования. 3 Основным приоритетом инновационного развития экономики является повышение качества жизни. Сегодня наша республика входит в число динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Большой вклад в воспитание молодого поколения вносит профессиональный лицей № 64 г. Уфы, который выпускает конкурентоспособных, востребованных на рынке труда квалифицированных рабочих. В 2008 году лицей стал одним из победителей в Приоритетном национальном проекте «Образование» среди учреждений начального профессионального образования. Объем государственной поддержки составил 29,2 млн. руб. 4 Реализация инновационной программы позволила создать в лицее оптимальную образовательную систему подготовки специалистов деревообрабатывающего производств для работы в условиях высокотехнологических производств, с учетом особенностей регионального рынка труда и возрастающих требований работодателей. С участием работодателей разработан перечень компетенций по заявленным профессиям. Совместно со специалистами предприятия, работодателями были внесены предложения по: -индивидуализации и демократизации учебного процесса, -повышению уровня взаимодействия « обучающийся – преподаватель- мастер производственного обучения – наставник предприятия работодателя». 5 У педагогов лицея появились новые специфические функции:-формирование моделей рабочих, выпускаемых учебным заведением, -создание программ развития, -поиск и разработка оптимальных технологий профессионального обучения,-проектирование содержания образовательных и воспитательных технологий подготовки современного рабочего. 6 Модернизация образования неразрывно связана с модернизацией материально – технической базы. Нами были реконструированы мастерские, полностью обновлен станочный парк оборудования для обработки древесины и древесных материалов. Столярная мастерская была оснащена современными ручными инструментами и приспособлениями. Одним из самых современных инструментов среди электрифицированных ручных является многофункциональное оборудование фирмы «FESTOOL» производства Германия с комплектом инструментов и универсальным столом MFT-3. Использование этого оборудования дает возможность организовать весь технологический процесс обработки древесины на самом современном уровне. 7 Практика показывает, что работа с электрифицированным инструментом фирмы «FESTOOL»: вызывает большой интерес, способствует активному освоению практических навыков, повышает качество обучения по теоретическим предметам.В процессе факультативных и дополнительных занятий, при подготовке и проведении мероприятий, таких, как мастер – классы, конкурсы, олимпиады, учащиеся закрепляют знания, умения, приемы работы с электрифицированным инструментом. У них развиваются умственные способности, творческое отношение к работе, формируется чувство ответственности. 8 В мастерской мастера производственного обучения Шарифуллина В.Т Оборудование фирмы «Festool» Оборудование фирмы «FESTOOL», благодаря: многофункциональности,мобильности универсальности стола, идеально подходит для развития предпринимательской деятельности, организации частного производства. Непрерывное совершенствование оборудования и применение высокопроизводительных методов обработки древесины потребуют от учащихся наличие высокого уровня квалификации. Многие выпускники нашего лицея работают на производстве и параллельно учатся в ВУЗах, некоторые работают в должностях мастеров цеха и участков на таких крупных предприятиях, как УФА-МЕБЕЛЬ, ДОК. 9 Имеющийся в лицее опыт использования деревообрабатывающего оборудования фирмы Festool позволит организовать в лицее ресурсный центр по обучению высоким технологиям деревообработки как обучающихся системы НПО, так и переобучающегося и незанятого населения региона. Главной стратегической задачей создания ресурсных центров стало усиление соответствия деятельности региональных образовательных систем требованиям рынков труда. Можно считать, что инновационным стало решение по целевой концентрации образовательных ресурсов с одновременным обеспечением коллективного их использования в региональной системе общего и профессионального образования. 10 Создание ресурсных центров будет способствовать интеграции бизнеса и образования, в частности, в сфере начального и среднего профессионального образования, что приведет к:- улучшению качества подготовки специалистов, - усилению роли реального сектора экономики в формировании спроса на образовательные услуги. Очевидно, что такой подход будет способствовать дальнейшему поступательному развитию экономики на основе принципов свободной конкуренции в сочетании с разумным государственным регулированием. 11 Спасибо за внимание!