Курсовой проект на тему «Направления деятельности образовательной организации по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации»
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
Проект
«Направления деятельности образовательной организации
по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации»
Выполнила:
Мифтахова Раиля Рафкатовна
директор
МБОУ «Тат.Ходяшевская СОШ»
Пестречинского района Республики Татарстан
Руководитель:
Смирнов И.А.
Казань, 2015год
Оглавление:
1.Введение
2. Основное содержание:
2.1 Теоретические аспекты управления качеством образования.
2.2 Практическая реализация форм работы ОО по качественной подготовке к итоговой аттестации на примере МБОУ «Тат.Ходяшевская СОШ»
Пестречинского района Республики Татарстан .
3.Заключение.
4. Используемая литература.
5.Приложения
Введение
ГИА – важный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.
Проблема качества подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ в последние годы стоит в центре внимания педагогов. ЕГЭ выполняет функцию вступительного вузовского экзамена, поэтому очень важно повысить мотивацию учащихся к учебному процессу.
Для успешной сдачи ученик должен знать процедуру экзамена, понимать смысл предлагаемых заданий и владеть методами их выполнения, уметь правильно оформить результаты выполнения заданий, уметь распределять общее время экзамена на все задания, иметь собственную оценку своих достижений в изучении предмета.
Цель проекта: обобщение средств и методов для достижения выпускниками хороших результатов на государственной итоговой аттестации.
Задача образовательной организации состоит в создании условий для успешной сдачи ЕГЭ.
Для ее реализации требуется:
–взаимодействие всех участников образовательного процесса;
–внедрение разнообразных технологий тестирования школьников;
– деловой диалог учитель-ученик;
– индивидуализация и дифференциация обучения.
2.Основная часть
2.1 Термин «качество образования», широко используется многими специалистами и определяется не только глубиной и прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их интеллигентностью и культурой, готовностью к самостоятельному решению жизненных проблем, степенью сформированности ключевых компетентностей.
Новое толкование качества образования восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества.
Составляющая качества образования
качества образовательной программы;
содержание образования и программно-методическое обеспечение;
качества потенциала педагогического состава, кадры и их квалификация;
качества потенциала обучающихся;
качества средств образовательного процесса (материально-технической базы, учебных кабинетов и др.);
качества образовательных технологий;
качества управления образовательными системами и процессами
Условия качества образования
введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана, позволяющего учитывать особенности регионов и вариативность общеобразовательных учреждений;
оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, проведение в образовательных учреждениях работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, использования эффективных методов обучения, увеличения количества и повышения качества занятий физической культуры, повышения качества отдыха детей. Здоровье ребенка – главный показатель качества.
Рассмотрим главные пути повышения эффективности и качества обучения, позволяющие на должном уровне сдать ЕГЭ..
1. Создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладели на самом уроке, но усваиваться эти основы должны не механически, а осознанно.
При подготовке к уроку учитель должен продумать не только объем информации, с которой будет знакомить учащихся, но главным образом те методы, приемы, средства, которые позволяют учащимся овладеть основами изучаемого материала уже на самом уроке. Необходимо добиваться того, чтобы новый материал осмысливался и частично запоминался именно на уроке. Это достигается прежде всего умением учителя выделять главное, чтобы учащиеся поняли и усвоили суть (главную идею, закон и правило), а не второстепенный материал.
2. Создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.
Как правило, учитель в процессе подготовки ориентируется на среднего ученика. Известно, что учащимся одного класса необходимо разное время на выполнение общего задания, поэтому более сильные ученики, выполнив работу, тратят оставшееся время впустую. Для создания условий, способствующих максимальному развитию каждого ученика, необходимо продумывать не только содержание, но и объем работы для более сильных учащихся.
3. Наличие определенной структуры. В данном случае имеется в виду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая незаметна для учащихся, но четко продумана педагогом.
Структура урока - это организация системы элементов урока, способствующая эффективному взаимодействию учителя и учащихся. Она определяется прежде всего тем, на что ориентируется учитель при подготовке к уроку: на продумывание своей работы или на организацию познавательной деятельности учащихся. Это в свою очередь зависит от того, какая цель должна быть достигнута на конкретном уроке.
4. Увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке. Главный парадокс плохо организованных уроков заключается в том, что на них сочетаются трудная и напряженная работа учителя с бездельем значительной части учащихся, которые только делают вид, что внимательно слушают учителя.
5. Соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей.
Главное – дать учащимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.
Внутрипредметные связи - это постоянное повторение пройденного материала. Учителя осуществляют повторение пройденного не только по изучаемой на данном уроке теме или разделу, а связывают изучаемый материал с разделами и темами всего учебного предмета. Такая организация работы способствует системности мышления.
6. Уровень общеинтеллектуальных навыков учащихся (прежде всего вычислительных и навыков чтения). Надо учить работать с учебником именно на уроке, школьники должны учиться выделять главное из прочитанного, составлять план прочитанного, уметь конспектировать.
В последнее время качество образования в школе характеризуется результатами предметных олимпиад и государственной итоговой аттестации.
Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа.
Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников.
И все же успех экзамена в первую очередь зависит от педагога, от его профессиональной готовности к новой форме государственной итоговой аттестации учащихся.
Другое непременное условие хорошей результативности экзамена – стремление самого школьника к успеху.
Самый первый параметр, который интересует общество - это процент «2» на экзамене. «На тройку должны научить всех, в этом состоит первейшая обязанность учителя, а процент «хорошистов» во многом зависит от способностей ученика, его семьи, культурного уровня окружения. На самом деле положение таково, что немалый процент выпускников научить на «3» нельзя. Именно они находятся в группе, рискующей остаться без аттестата.
Под комплексным подходом подготовки к ЕГЭ понимается целенаправленное сотрудничество администрации, учителя-предметника, классного руководителя.
Для формирования информационной готовности члены администрации знакомят участников образовательного процесса с нормативно-правовыми документами по проведению ГИА, сообщают о ходе подготовки к ГИА в школе, в районе, организуют обсуждение результатов пробных экзаменов.
Классный руководитель осуществляет информационную работу с родителями, учащимися, проводит классные и родительские собрания, готовит информационный стенд, куда вывешиваются нормативные документы, образцы бланков, рекомендации по режиму дня и питанию учащихся.
Учитель организует информационную работу в форме инструктажа. Доводит до сведения учащихся правила поведения на экзамене, правила заполнения бланков. Проводит занятия по тренировке заполнения бланков. Проводит индивидуальные консультации с учениками и родителями.
Предметная готовность учащихся является компетенцией учителя. Учитель обязан добиться овладения учащимися обязательного минимума содержания образования в соответствии со стандартами.
В готовности учащихся к сдаче экзамена можно выделить следующие составляющие:
- информационная готовность (знания о порядке, продолжительности и процедуре проведения ГИА, правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков);
- предметная готовность (качество подготовки по обязательным и профильным предметам, умение выполнять задания КИМов);
- психологическая готовность (Каждый педагог должен помнить, что самое главное для обеспечения качественной подготовки к ЕГЭ – снизить напряжение и тревожность учащихся и обеспечить оптимальные условия для занятий).
2.2. В своей деятельности по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ администрация и педагогический коллектив МБОУ «Тат.Ходяшевская СОШ» руководствуются нормативно-распорядительными документами федерального, регионального уровня.
Система мероприятий школы по повышению качества подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ включает следующие направления деятельности:
- Посещение администрацией уроков учителей-предметников, осуществление методической помощи.
- Включение в планы работы вопросов по подготовке к итоговой аттестации, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации.
- Индивидуальные и групповые консультации учителями-предметниками для учащихся.
- Привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов сети Интернет по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
- Психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных образовательных маршрутов по подготовке к экзаменам.
Мониторинг качества образования
Особое внимание в процессе деятельности образовательного учреждения по подготовке к экзаменам занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащиеся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ и ГИА. Мониторинг качества образования должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих отметок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ЕГЭ и ОГЭ, отметок по контрольным работам, отметок по самостоятельным работам, отметок пробных внутришкольных экзаменов. Работа проводится заместителем директора по УВР и учителями-предметниками. Заместитель директора по УР, ответственный за подготовку и проведение ЕГЭ и ОГЭ, анализирует отметки выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит сведения об отметках родителей учеников 9 и 11 классов. Такая работа проводится совместно с учителями-предметниками, классными руководителями. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования будущих отметок на экзамене.
Система мероприятий по повышению качества подготовки выпускников учителями-предметниками:
- Работа учителей-предметников начинается с обсуждения и анализа итогов предыдущей итоговой аттестации и разработке плана работы в новом учебном году.
- Обобщается опыт учителей школы успешно подготовивших учащихся в предыдущей итоговой аттестации
- Разрабатываются планы элективных курсов, групповых и индивидуальных занятий, направленных на подготовку учащихся к экзаменам.
- В ходе подготовки проводятся пробные работы с дальнейшим обсуждением их результатов.
- Вырабатываются рекомендации учителям-предметникам по подготовке учащихся к экзаменам.
- Изучаются и обсуждаются приказы и методические письма МО и методические рекомендации разработчиков КИМ, опубликованных на сайте Федерального института педагогических измерений.
- Постоянно включаются вопросы по контролю текущих отметок по предметам, отметок за контрольные работы, отметки промежуточных аттестаций, результатов пробных экзаменов.
В план внутришкольного контроля включены такие вопросы для работы с педагогами:
1.Работа с классным руководителем по изучению индивидуальных особенностей учащихся с целью выработки оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ОГЭ и ЕГЭ.
2.Консультация и обучение учителей-предметников
- особенности подготовки выпускников;
-специфика экзаменационной работы, проводимой в форме и по материалам ГИА и ЕГЭ;
- знакомство с источниками достоверной информации ресурсов интернета
- работа с базами данных;
- выявление «групп риска»;
- методика анализа экзаменационной работы и проблемы;
3. - контроль успеваемости и посещаемости учащихся;
- рекомендации по психологическим особенностям учащихся 9-х и 11 классов
4. .Консультация и обучение учителей-предметников
- проблемы и методика подготовки выпускников;
- Изучение КИМов прошлых лет, кодификаторов, спецификации и демонстрационных вариантов экзаменационных работ
Работа с психологом
Большая работа проводится с обучающимися 9-го класса: диагностика умственного развития (аналогии, классификации, обобщения), изучение интересов и склонностей.
В выпускном 11-м классе проводится работа по психологической готовности к ЕГЭ: диагностика, тренинги по различным проблемам, в том числе по проблемам, связанным с боязнью предстоящих экзаменов. Обучающимся даются рекомендации по подготовке и поведению во время экзамена, учитывая свою работоспособность, темперамент и подверженность стрессу. Выпускники обучаются простейшим приемам релаксации.
Диагностика уровня умственного развития (ШТУР), интеллектуальный тест
Диагностика отношения и степени готовности к ЕГЭ
Тренинг психологической готовности к сдаче экзаменов для 9, 11 классов
В 9-11х классах проводятся тренинговые занятия, позволяющие снизить тревогу, экзаменационные страхи. В данном направлении психологи пользуется программами: «Как психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ» /Е. Чебатарева/; «Путь к успеху» /Н. Стебенева/, которые повышают уверенность в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
Также в этих классах проводится психологический тренинг «Стрессоустойчивое поведение» - большая психологическая игра, обучающая способам саморегуляции личности в ситуации стресса и сохранения психологического здоровья учащегося.
Психологи выступают на совещании при директоре по теме: «Знакомство педагогов-предметников с возможными психологическими трудностями учащихся при сдаче ЕГЭ, рекомендации по подготовке к экзамену».
Работа с классным руководителем
Классный руководитель является связующим звеном цепочки: учитель-предметник – ученик – родители ученика. Именно классный руководитель осуществляет следующие важные функции:
Сводит воедино деятельность участников образовательного процесса, направленную на подготовку к экзаменам.
Сделать все необходимое для создания у родителей учеников положительной мотивации в качестве участников образовательного процесса.
Продумать социально-психологическое сопровождение ребенка.
Постараться выстроить и скоординировать такую систему взаимодействия семьи и школы, в которой каждый участник образовательного процесса чувствовал бы себя защищенным.
Каждый педагог заинтересован в результатах своей деятельности, в частности в успешной сдаче его учениками выпускных экзаменов. Без совместной деятельности с классными руководителями это невозможно выполнить
Работа с учениками
1.Проведение бесед с выпускниками по проблемам участия в ГИА:
-цели, содержание и особенности проведения ГИА и связанные с ними особенности подготовки
2. Консультации педагога-психолога «Психологическая помощь участникам ГИА»
3. Работа по тренировке заполнения бланков ГИА.
4. Диагностика учащихся на тревожность и эмоциональное состояние.
5. Информирование учащихся по вопросам подготовки к ГИА:
- знакомство с инструкцией по подготовке к ГИА;
- КИМы, официальный сайт ЕГЭ.
6.Проведение пробного внутришкольного экзамена в формате ЕГЭ и ОГЭ.
7. Анкетирование учащихся после проведения пробного ГИА.
8. Самостоятельная работа учащихся с литературой по ГИА, электронными изданиями, Internet
Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения при подготовке к ГИА можно предложить разделить класс на группы:
Группа «риска» - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающие освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего образования.
Группа «слабоуспевающих»– учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования.
Группа «сильных» – учащиеся претенденты на получение высоких баллов.
Учитывая степень обученности и мотивацию к учению каждой группы учащихся, учителя-предметники планируют свою работу по подготовке к ГИА как в урочное, так и во внеурочное время. Для слабоуспевающих учащихся в гимназии проводят дополнительные занятия по предметам. Подготовка учащихся «группы риска» находится на персональном административном контроле.
Работа с родителями учеников
При организации работы с родителями учащихся приоритетным направлением является обеспечение их информацией о процедуре проведения ГИА. С этой целью организуются родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации, на сайте школы размещен раздел по подготовке к ГИА. Создан банк данных по учащимся. Выбор экзаменов
1.Проведение собраний выпускников и родителей:
- о порядке проведения итоговой аттестации выпускников,
- о проведении пробного экзамена;
-знакомство с инструкциями по подготовке и участию выпускников в ГИА.
-о порядке окончания учебного года;
- об учёте результатов ГИА при выставлении итоговых отметок;
- об организации приёма и рассмотрения апелляций по результатам ГИА.;
- об организации выдачи свидетельства;
- о правилах приёма в ВУЗы и колледжи;
Заключение
-Педагогический коллектив МБОУ «Тат.Ходяшевская СОШ» ведёт целенаправленную систематическую предпрофильную и профильную работу по повышению качества образования обучающихся 9 – 11 классов в соответствии с Планом работы школы на 2015-2016 учебный годи в соответствии с ФГОС.
-Учителя- предметники, преподающие в 9-х, 11-х классах, классные руководители 9-х, 11-х классов строго выполняют план деятельности школы по подготовке к ГИА, план мероприятий по устранению пробелов в подготовке к государственной итоговой аттестации.
-Учителя -предметники, преподающие в 9-х, 11-х классах, организуют разноуровневую систему обучения, осуществляют индивидуализацию обучения, проводят индивидуальные и групповые консультации, а также ведут систематическую работу с банком тренировочных материалов демоверсий КИМов по всем предметам, акцентируя внимание на задания практического характера, требующие от выпускника УУД.
-С целью выявления учащихся с низкой мотивацией обучения и проблем в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОРЭ, своевременной и успешной их ликвидации в гимназии проводят пробные экзамены по математике и русскому языку и по предметам по выбору во всех 9-х и 11-х классах с последующим анализом.
-Классные руководители информируют родителей о результатах пробных внутришкольных экзаменов, получают рекомендации о дальнейшей работе с выпускником.
В МБОУ «Тат.Ходяшевская СОШ» Пестречинского района созданы все условия для успешной государственной аттестации выпускников.
13 EMBED Word.Document.12 \s 1415
15