Интегрированный урок музыки и самопознания Нравственный опыт народов, выраженный в музыке


Интегрированный урок музыки и самопознания во 2 классе.
Тема урока: Нравственный опыт народов выраженный в музыке.
Цель урока: Формировать ценностное отношение к музыкальному нравственному наследию народа.
Задачи:
- Обобщить знания учащихся об истории казахской музыки, о процессе формирования профессиональной казахской музыки .-Способствовать развитию познавательного интереса к музыке и природе родного края.
- Воспитывать уважение к народной музыке; формировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся ( высказывать свою точку зрения, работать в паре, прислушиваясь к мнению других).
Тип урока: Обобщение.
Оборудование: видео «оркестр казахских нар. инструментов», шумовые инструменты, трафареты бабочек, аудиозапись звуков природы с музыкой.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие:
У1: -Доброе утро!
-Қайырлық таң!
У2: Есть на земле огромный дом
Под крышей неба голубой.
Живут в нем птицы и цветы,
Живем в том доме я и ты!
-Этот дом, дети, называется-планета Земля.
А на этой Земле есть замечательная страна- наш родной Казахстан.
У1: Где во все времена люди ценили родную природу и отражали эту любовь в музыке: песнях и кюях.
-Что такое кюй?(инструментальная музыка, повествующая о каких-нибудь событиях в жизни народа, о природе).
Издавна люди объединялись и исполняли музыку вместе на разных инструментах. Так постепенно стали возникать оркестры.
Оркестр- это дружный, слаженный коллектив музыкантов.
Первым оркестром казахских народных инструментов стал Казахский государственный оркестр им. Курмангазы, организованный композитором, знатоком казахской музыки А.Жубановым в 1934 году.
В составе оркестра было 4 группы инструментов: струнно-щипковая( домбры), струнно-смычковая(кобызы), духовая(сыбызгы), ударная(дауылпаз, асатаяк).
Послушайте кюй «Сарыарка» Курмангазы (видеозапись)
- Какие чувства родились в вашей душе? (радости)
-Что бы вы нарисовали, слушая эту музыку?
Каких кюйши вы еще знаете, слагавших кюи о родном крае? (Дина, Таттимбет, Ыхлас, Даулеткерей)
У2: -А смогут ли люди жить без природы, без растений и животных?
- Как сделать так, чтобы всем тепло и уютно жилось на планете?
Упражнение «Если бы я был…»
Как бы ты хотел, чтобы люди заботились о тебе, помогали тебе?

Если бы я был: цветком
Травой
Деревом
Птичкой
У2: - Ребята, какое время года наступило?(весна)
Какой праздник а марте празднует народ Казахстана? (Наурыз)
По традиции в этот день с утра дети и старики выходили расчищать родники, русла речушек, сажать саженцы деревьев.
-Зачем они это делали?(чтобы чистой была вода в источниках, чистый воздух)
У1: Дыхательная гимнастика.
Попевка «Липка» ( спеть ласково, протяжно, затем весело)
Этой традиции, празднику весны, щедрости казахского народа посвящались и песни.
Разучивание песни «Қазақы дастарханым»
-Какое настроение передается в песне?
-Какой характер имеет музыка?
Чтобы природа была чистой, люди берегли ее, трудились над тем, чтобы она была еще краше.
Важность и ценность труда отражалась в музыке и песнях и русского народа.
Исполнение русской народной песни «Во кузнице» ( исполнение с сопровождением шумовых инструментов).
У2: «Наедине с собой»-минута релаксации.
Рефлексия: Творческая работа «Выпусти бабочку» (работа в парах)
Дети «выпускают бабочек из банки, раскрашивают их и украшают полянку.
( на доске солнце и травка)
Кто в душу природы сумел заглянуть,
Ее хрупкий мир не нарушив,
Сумеет познать изначальную суть, Которая вложена в душу.
Стряхнув с себя путы дурманного сна,
Ты дышишь медвяным нектаром.
Да, жизнь неспроста человеку дана
И мир этот создан недаром.
У1: Коллективное исполнение песни Д. Кабалевского « Край родной»
Итог урока:
Сегодня мы с вами еще раз вспомнили и закрепили свои знания о казахской музыке.
Что нового вы узнали на уроке? (оркестр, состав оркестра)
Чему научились? (надо беречь и любить природу родного края, трудиться)
Благодарим за работу на уроке. Оцениваем работу учащихся.