Италия — Россия: диалог культур
План-схема проведения литературного вечера «Россия-Италия: диалог культур»
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вечер открывается исполнением под гитару песни «Declan Galbraith» (исполняют Кириченко О., Ильина А., аккомпанирует Грудцина А., перевод Ильиной Александры)
В мечтах моих солнце лучами играет,
И дети поют о любви и надежде,
Но знаю, что всё это быстро растает,
Как только открою глаза.
В реальности – вера людей умирает,
Холод и лёд, как раньше, как прежде
В их тёплых сердцах вырастают,
Как только открою глаза.
И от пустоты до болезни, до дрожи
Мы все устаём. Устают наши души.
Так где же тот мир, на сказку похожий,
Который я вижу сквозь холод и стужу?
( на столах красивые скатерти, подсвечники, свечи, ребята зажигают свечи и начинается вечер)
вед.
Музыка, литература, живопись, - это всё великое культурное наследие, на котором основаны все достижения человеческого разума. И не случайно диалог о культуре двух стран мы начали с песни Declan Galbraith, ведь в ней звучит желание обрести гармонию в мире, где столько холода, несправедливости. Найти эту гармонию нам и помогает диалог культур.
вед.
Италия! Как много сердец и умов она привлекает к себе. Ведь именно эта страна подарила нам бессмертных творцов: поэтов, художников, писателей. А сколько их, вдохновлённых Италией! Разве можно судить о культуре человека, не знающего великих имён. Данте Алигьери, Микеланджело, Рафаэль,- как много они сделали для будущего!
(звучит музыка из опер Пучини, Верди)
3 вед.
Рафаэль – великий художник эпохи Возрождения. Ему было всего 25 лет, когда в 1508 году он прибыл в Рим, чтобы принять участие в росписи Папской резиденции – Ватикана.
Каким же он был человеком, если ему доверили такое важное дело!
4вед.
Современники говорили о нём: «При жизни этого художника великая природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть.»(ребята рассматривают репродукции с картин Рафаеля)
5 вед.
Нас поразило то, что Рафаэль умер в 37 лет, в таком же возрасте, как и гений нашей литературы А. С. Пушкин, значит возраст – это не помеха для гениальности! Главное то, чему человек себя посвящает, к чему стремится.
1 вед.
Разум Рафаэля охватывает огромные интервалы пространства и времени. Его желание постичь гармонию и красоту жизни было безгранично. Художник написал более пятидесяти известных всему миру полотен, во многих из которых образ Мадонны занимает центральное место. Самая известная Мадонна- «Сикстинская», написанная для алтаря церкви Святого Сикста, в небольшом городке Пьяченце.
(звучит « Аве Мария» Шуберта, далее рассказ идёт под музыку Шуберта , Шопена)
2 вед.
Кто же она, Мадонна Рафаэля, образ которой долгое время считался самым совершенным произведением искусства?
3 вед.
В ней воплотилась красота всех женщин Италии, которыми когда-то восхищался художник. Образ её человечен и трагичен, она идёт навстречу нам, людям, босоногая, как простая крестьянка. Да и увидел её художник в простолюдинке, в жене рабочего, которого завалило плитой на глазах Рафаэля. Послали за женой пострадавшего, находящейся поблизости. Женщина бросилась к мужу, прижимая к груди ребёнка, бросилась с подавленным криком, боясь испугать умирающего мужа и усилить его страдания. Когда она наклонилась и потом подняла лицо, Рафаэль увидел, как оно прекрасно в этой сдержанной скорби, с трепетавшими губами и покорностью в широко расставленных глазах.
(на экране проектируется то увеличиваясь, то уменьшаясь образы Мадонны гениального Рафаеля)
2 вед.
И если в прежних Мадоннах Рафаэля(«Мадонна Констабеле», «Мадонна с гвоздикой» и др.) светились спокойствие, счастье, любовь, то эта «Мадонна» постигла весь страх, всю боль предчувствия грядущих страданий.
Ильина А.
Я с улыбкой смотрел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли бездонных
Даже чёрствые души светлели?..
3 вед.
Да. Рафаэль своими «Мадоннами» как будто призывает нас беречь жизнь, сочувствовать друг другу, достойно переносить невзгоды.
4 вед.
Писал о Мадонне и замечательный русский поэт А.А.Блок, ни раз побывавший в Италии и полюбивший эту страну – основу культурного наследия мира.
В 1909 году поэт, вдохновлённый Италией, создал свой знаменитый сборник «Итальянские Стихи». В них он открыл нам, читателям, свой взгляд на красоту Венеции, Сиены, Флоренции, и в них уже звучит мысль о том, что цивилизация, к сожалению, может погубить человечество, если человек разрушит в себе умение видеть и создавать прекрасное. Наверное, поэтому Блок восклицает:
Ты многим кажешься святой,
Но ты, Мария, вероломна!..
5 вед.
Может быть, в этом слове уже есть предчувствие тех бед, которые обрушатся на мир, а может быть, разочарования, о которых и пишет Блок в своём дневнике: «Какие перлы творения исчезнут без следа под радостно разрушающими руками людей будущего..»Не случайно, побывав в Равенне, в том городе, который в прошлом был пышной столицей западной Римской Империи, где находится могила Данте, Блок с болью написал:
Якупова Н.
***
Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.
Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик,
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.
Кириченко О.
***
А виноградные пустыни,
Дома и люди – всё гроба.
Лишь медь торжественной латыни
Поёт на плитах, как труба.
1 вед.
И стихи о России «Осенний день», написанные в это же время, так же поражают грустным размышлением Блока о дисгармонии жизни:
И низких нищих деревень
Не счесть, не смерить оком,
И светит в потемневший день
Костёр в лугу далёком.
О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чём ты горько плачешь?
2 вед.
Да. Блок видел, что в страшном мире тесно сердцу и душе, поэтому создавал прекрасное, стремился предупредить общество о надвигающейся буре:
Разлетясь по всему небосклону,
Огнекрасная туча идёт.
Я пишу в своей келье мадонну,
Я пишу – моя дума растёт.
Вот я вычертил лик её нежный,
Вот над кистью рука расцвела,
Вот сияют красой белоснежной
Два небесных, два лёгких крыла.
3 вед.
Небесные крыла и огнекрасная туча – антитеза, которую вводит автор, подчёркивая дату написания, 1914 год - год начала I-ой Мировой войны. Наверное, этим Блок говорит нам, что в мире неспокойно:
Огнекрасные отсветы ярче
На суровом моём полотне…
4 вед.
Так же неспокойно матери в мире, где назревает и идёт война, где разрушаются мир и любовь, где нет созидания, а есть убийство самого ценного на Земле - человеческой жизни.
( звучат партиты Баха)
Мадонна Блока, как и Мадонна Рафаэля, обращаясь к нам, зовёт к гармонии и красоте, к Новой жизни.
5 вед.
Все поэты мира – родственники в своём отношении к человеку, в желании создавать прекрасное. И Гумилёв тому не исключение. Он работал много, беспощадно, был очень требователен к себе, Италия покорила его. Он увидел её как страну, где живы воля, власть и сила, а люди её - колоритнейшая нация, танцы и песни которой считаются одними из самых зажигательных. Ласковое солнце и тёплое море сделали их весёлыми и страстными.
Поэтому в его стихотворениях реальные герои кажутся сошедшими с полотен художников эпохи Возрождения, и оживают исторические персонажи. И, в отличие от Блока, прошлое и настоящее гармонично существуют в поэзии Гумилёва, и в ней как бы стираются исторические границы – в этом, характерном для Италии, «сцеплении времён»:
Ильина А.
Всё проходит как тень, но время
Остаётся, как прежде, летящим,
И былое, тёмное бремя
Продолжает жить в настоящем.
1 вед.
Гумилёв не писал о Мадонне, но его Беатриче – это воплощение вечной женственности, верности, любви. Он, как талантливый путешественник, находит гармонию в пространстве и времени, и воспевает Италию, которая для него становится воплощением самого искусства.
2 вед.
Образ Данте Алигьери постоянно сопровождает поэта в его путешествии по Италии, ровно как и Блока, ведь у каждого из нас есть свой Ад, своё Чистилище и свой Рай, но едины люди в одном – в желании жить долго и счастливо.
(ребята рассматривают проекцию портрета Данте)
Махов И.
Тень Данте с профилем орлиным
О Новой жизни мне поёт.
А.Блок «Равенна»
Сикоров М.
Музы… Спойте мне песню о Данте
Или сыграйте на флейте.
Н.Гумилёв «Беатриче»
3 вед.
Различные по силе и устремлённости своего дарования великие художники, поэты, показали нам, что долгий путь искусства никогда не был спокойным, новое рождалось в борьбе, а вечное в искусстве – стремление найти гармонию на земле, сделать человека прекраснее, счастливее - никогда не устареет, никогда не исчезнет: «Прошлое страстно глядится в грядущее…»
4 вед.
Глядится для того, чтобы помочь нам не потерять духовных ценностей, созданных века назад и создаваемых сегодня. Вечное в искусстве не противостоит современному, а как раз наоборот, является высшей точкой его развития. Поэтому, ведя диалоги о культуре двух стран, Италии и России, мы лучше понимаем, что сходства между людьми намного больше, нежели различий, и никто из живущих не мечтает о войнах и разрушении, о боли и страдании, а жаждет жизни, похожей на сказку, где царят вдохновение, труд, творчество и гармония.Слово учителя: «Сегодня мы с вами поговорили о прекрасном, послушали красивую музыку, заглянули в глаза «Мадонн» Рафаеля и прекрасных представителей лучшей стороны человечества: художников, поэтов, мыслителей. Подумайте и скажите, что открыл нам «Диалог культур»?
(ребята говорят о том, что в людях, не зависимо от нации, всегда живёт стремление к прекрасному, к миру и красоте на земле)Исполняется песня Гребенщикова Б. «Город золотой»
(ребята гасят свечи, вечер заканчивается)
Список литературы:
«С веком наравне» книга №4
Москва. «Молодая Гвардия», 1977 г.
Великие художники. Рафаэль
Москва. «Директ- Медио», 2009 г.
А.Блок «Избранные сочинения»
Москва. «Художественная литература», 1988 г.
Блок А. Собрание сочинений в 8-ми тт.
М.-Л.: ГИХЛ, 1960-1963 гг.
«Сонет серебряного века»
Москва. «Просвещение», 1986 г.
Н.Гумилёв «Избранное»
Москва. «Просвещение», 1986 г.
Н.Гумилёв Стихотворения и поэмы
Нижне- Волжское книжное издательство. Волгоград, 1988 г.