Урок русского языка в 6 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
Урок русского языка в 6 классе
«Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с образованием прилагательных от существительных с помощью суффиксов -Н-, -ОНН-, -ЕНН- .Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН-. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: Знать условия выбора одной и двух Н в суффиксах прилагательных, понимать значения прилагательных с суффиксами -ОНН-, -ЕНН. Уметь применять правило на практике, обнаруживать слова с орфограммой, опознавать структуру слова, графически обозначать орфограмму, безошибочно писать. Знать значение и правописание суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН-, уметь применять правило на практике, обнаруживать слова с орфограммой, опознавать структуру слова, графически обозначать орфограмму, безошибочно писать.
Метапредметные:
Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания
1.Оргмомент. Мотивация Слово учителя:
Проверка домашнего задания
Личностные результаты:
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Актуализация знаний, пробное действие Учитель: Запишите число, классная работа
«Угадай-ка»
Поверхность стекля(н,нн)ая, рама деревя(н,нн)ая, ручка оловя(н,нн)ая.
- Отгадайте загадку, о чем идет речь? (окно)
-Знаете ли вы наверняка, как пишутся слова
с пропусками?
-Почему?
-Предположите, сколько Н может быть на месте пропуска?
В какой части слова находится орфограмма?
-А мы продолжаем знакомство с именем прилагательным.
2) Запишите тему урока
«Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных» Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Выявление места и причины затруднения Слово учителя:
- Итак, разберемся с темой урока.
- Предположите, когда пишется одна, а когда две буквы Н в суффиксах прилагательных? Каковы условия выбора и от чего зависят?
Для ответа проанализируйте стихотворение:
ВетрЕНый юноша, ветрЕНый день!
Запомнить можно без труда:
Одну лишь Н пишу всегда!
БезветрЕННые утро, день иль ночь!
Не применяя правил знанья,
Пиши две Н без колебанья!
Легко ли теперь ответить на вопрос? (нет, еще достаточно неясностей в теме).
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения Учитель: Определите цели урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.
Составьте план (проект) урока.
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5. Открытие нового знания
(реализация построенного проекта) 1.Работа с учебником
чтение и анализ параграфа 64, стр.29, выводы
-совпали ли ваши предположения с тем, что узнали?
- Каковы условия выбора и от чего зависит написание –Н-и –НН- в суффиксах прилагательных?
- Сколько Н пишется в кратких прилагательных? Приведите примеры.
- А теперь давайте вернемся к загадке про окно и вставим нужное количество Н.
-Обратите внимание на графическое обозначение данной орфограммы.
(ученик у доски комментирует верное написание).
Что это за слова- стеклянный, деревянный, оловянный? А есть ли еще слова- исключения из правила? (они в стихотворении, которое также было в начале урока).
2. Составление кластера или схемы
Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.
2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность 1. Выполнение упр.365 с комментариями, по цепочке:
+1 чел. у доски составляет словосочетания
2. Синтаксический разбор предложения:
Лебедиными перьями писали редко, а бекасиными чертили.
-объяснить постановку знаков препинания, выбор Н и НН в прилагательных;
-дать характеристику, составить схему;
-произвести фонетический разбор слова редко.
3. Лексическая работа. Знакомство со словами ветряной и ветреный (стр.31учебн.)
Составьте по 2 словосочетания для различения значений данных слов.
4.Самостоятельная работа
(по вариантам)
Образовать от существительных имена прилагательные, записать:
1-й вар. выписывает слова с Н
2-й вар. – с НН
5. Проверка самостоятельной работы в парах, сравнение с эталоном (на слайде)
6. Выставление оценок Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
7.Итоги. Рефлексия Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Дайте оценку вашей работе на уроке. Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание
Регулятивные УУД
Соотнести цели и результаты своей деятельности
8.Домашнее задание П.64, правило, упр.370 или составить словарную диктовку из 20 слов на данное правило.