Несколько советов по организации исследовательской деятельности школьников
Несколько советов по организации исследовательской деятельности школьников по физике и астрономии.
Исследовательская деятельность учащихся стала неотъемлемой частью работы современного учителя. Еще большую актуальность этот вид деятельности приобретает в связи с ФГОС. Учителя разных предметов сейчас берутся за выполнение исследовательских работ с учениками. Но кроме развития навыков проведения исследования учитель еще заинтересован и в том, чтобы данную работу представить на какой-либо конкурс и получить так называемый "бонус" (что тоже немаловажно в наше время при новой системе аттестации учителей и новых формах оплаты труда). В процессе организации исследовательской деятельности учитель и ученик сталкиваются с рядом проблем: выбор темы, большой объем работы, оформление полученных результатов, презентация работы. Накопленный автором опыт работы в данном направлении позволяет сформулировать несколько полезных советов по разрешению этих проблем.
Совет по выбору темы исследования
Правильный выбор темы исследования – это первая проблема, с которой сталкивается учитель при организации, данной деятельности школьников. Иногда тема меняется в процессе исследования.
Совет 1: тема должна быть:
простой, т.е. без замысловатых формулировок;
лаконичной;
интересной ребенку данного возраста;
понятной и выполнимой.
Идеальный вариант, когда тема возникла из вопроса «Почему?» или «Как?», заданного учеником?
Советы по оформлению результатов.
Чаще всего результаты исследовательской деятельности необходимо оформить в виде конкурсной работы или доклада для конференции. Эту работу ученики выполнять не любят. Они с удовольствием проводят эксперимент, строят графики и таблицы, анализируют, делают выводы, но приводить свои записи в порядок, когда результат уже получен им не интересно.
Поэтому совет 2: с учениками оформлением заниматься постепенно:
перед началом исследования изучить теорию и сделать литературный обзор, сразу готовя текст к печати;
оформить список литературы;
сформулировать актуальность своего исследования, его цель и задачи, все это оформлять сразу в электронном виде.
Дольше всего проводится работа с экспериментом, поэтому совет 3: одновременно с проведением эксперимента продумывать, как его описать. Записи лучше вести в электронном виде. Это позволяет быстро корректировать текст.
Завершив экспериментальную часть работы, анализируя полученные результаты, формулируются выводы и заключение (опять же все делается в электронном виде).
Очень часть бывает так, что, получив результат исследования, приходится корректировать цель и задачи. Так как в начале работы ученик не всегда может оценить выполнимость той или иной задачи, а через эксперимент сам в этом убеждается. Школьное лабораторное оборудование тоже не всегда позволяет выполнить ранее поставленные задачи. Так, например, изучая электромагнитное поле сотового телефона, ученик хотел определить может ли оно оказывать какое-то отрицательное воздействие на окружающих. Но школьные датчики фиксировали поле телефона только на расстоянии 3-5 см от него, на большем расстоянии ничего не фиксировалось. Поэтому тему исследования пришлось скорректировать, задачи изменить. Но так как, все было уже в электронном виде записано, внести изменения было несложно.
Советы по презентации работы
Опыт показывает: если ученик на всех этапах исследования был непосредственным исполнителем, а не наблюдателем, то представить такую работу не составит труда.
Совет 4: презентация не должна быть слишком большой. 10-12 слайдов и устные комментарии к ним, ответы на вопросы как раз и займут все отведенное для защиты работы время. Текст на слайдах должен быть коротким и хорошо читаемым; уместно на слайдах разместить необходимые графики, фотографии этапов работы, используемого оборудования, собранной установки, результатов эксперимента.
Совет 5: текст выступления должен быть простым, конкретным и лаконичным. Слова, непонятные ученику, лучше не использовать.
Предзащиту можно провести в школе и пригласить на нее учителя русского языка и одноклассников выступающего. Присутствующие могут задавать вопросы. Это поможет выступающему при защите не растеряться, учитель русского языка может дать совет в построении текста выступления, а также, если ему выступление ученика будет понятным и интересным, то защита пройдет успешно!