Открытый урок по изобразительному искусству по теме:Древнерусские воины-защитники
План-конспект
открытого урока изобразительного искусства
в 4 «Б» классе
«Древнерусские воины-защитники»
Учитель: Макушкина Л.С.
Тема: «Древнерусские воины-защитники».
Цель: формирование знаний учащихся о богатырях и их воинских снаряжений.
Сделать наброски воинов-защитниковПредметные цели:
ознакомление с изображением образа богатыря
Метапредметные:
освоение способов решения проблемы поискового характера, умение активно использовать возможности речевых средств в ИКТ, выражение в творческих работах своего отношения.
Личностные УУД:
умение высказывать собственное мнение о героях, выражение своих эмоций, осмысление собственной деятельности, формирование ценностных ориентиров.
Регулятивные УУД:
целеполагание (постановка учебной задачи), умение планировать свою деятельность на основе рассказов, слайдов презентации и воображения; оценивание результатов работы.
Познавательные УУД:
умение выбирать нужную информацию (анализировать, сравнивать, обобщать), осмысление алгоритма всей работы и её части, рефлексия деятельности.
Коммуникативные УУД:
взаимодействие с учителем и одноклассниками, совершенствование навыка слушать и слышать (сотрудничество), управление поведением партнёра, умение строить речевые высказывания, работа в группе.
Оборудование: компьютер, презентация по теме урока, рисунки с изображениями богатырей, репродукции картин художников, образцы рисунков.
Материалы: бумага формата А-4, простой карандаш
1.Организационный момент
– Здравствуйте! Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
2. Сообщение темы и целей. - На предыдущих уроках мы с вами много говорили о людях, живших в Древней Руси, крестьянах, которые работали в поле, о городских ремесленниках. А чтобы они все мирно жили и работали, их должен кто-то защищать? Как вы считаете кто? (Ответы детей воины, герои)- Ребята, а как звали героев в то далёкое время? (Богатыри)
-И кто же такие были Богатыри? (Воины , защитники)
- А в какое время и где они жили? (В Древней Руси)
- Значит, какие они были воины-защитники? ( Древнерусские )
-А теперь кто из вас догадался, какая тема нашего урока? ( Древнерусские воины-защитники) Слайд 1
-А какую мы с вами поставим цель? (как можно больше узнать о богатырях и их воинских снаряжений. Сделать наброски воинов-защитников Слайд 2
3. Объяснение нового материала.
- Итак, вы хотели узнать, кто такие «богатыри»? Как их изображали художники? - Сегодня на уроке мы с вами посмотрим, какие же сильные люди жили на Руси в древности, познакомимся с картинами художников, изображавших русских сильных людей, защитников родины. А также попробуем сами создать образ древнерусского воина-защитника. Я вам желаю удачи для выполнения работы.
-Кто же такие богатыри?
- Именно в Древней Руси сложились представления о русских богатырях, воспетых в былинах. Богатыри – воины, появившиеся раньше, чем рыцари и мушкетёры, в период 9 – 12 века. В древнерусском языке слову «богатырь» соответствуют слова «храбр», «удалец»
Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь.
Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.
Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в.
«Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».
– Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они?
-Каких богатырей вы знаете?
– Много богатырей на Руси. Невозможно сразу о всех рассказать.
– Герои нашего сегодняшнего урока очень необычные персонажи. Давайте посмотрим, ребята, как изображали художники древнерусских воинов, богатырей.
(На слайде картина В.Васнецова «Три богатыря»). Слайд 3 Витязи в строю едином Всех дружнее и храбрей И на честный поединок Мы зовём богатырей!1. Давайте посмотрим на картину художника В. М. Васнецова «Богатыри». Может кто-нибудь из вас назовёт мне былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). Послушайте стихотворение про эту картину.У трёх дорог, что три судьбы даря,Легли с Руси до половецкой дали,На конях борзых три богатыряВо чистом поле стражею стояли.Катились тихо волны ковыля,И долу гривы опускали кони,Но был тревожен молодец Илья,С курганов глядя в степь из-под ладони.В любой момент Добрыня был готовСвой меч калёный выхватить из ножен,И булавой пудовою враговМог встретить добрый молодец Алёша. - Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. Богатыри возвышаются над линией горизонта, и этим подчёркивается значительность образов. Илья Муромец – был среди них старший, по преданию сын рязанского крестьянина. Прославился он победой над монголо-татарами и над Соловьём-разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам. Добрыня Никитич – прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести. Алёша Попович не только силён, но и хитёр, смекалист. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию героем в знаменитой битве на реке Калке.
- А как называют все детали одежды и снаряжения богатыря? (Доспехи). Слайд 4 – А теперь познакомимся с доспехами древнерусских воинов.
Воины всегда старались украсить свои доспехи. Это служило оберегом.
Шлем – головной убор богатыря, защищал его голову, на какую деталь русского храма он похож? (На купол). Слайд 5 Кольчуга – имела вид рубашки, её воины одевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Плели кольчугу из многих тысяч металлических колец мастера-оружейники около двух лет. Слайд 6 Бармица – тоже изготовлена из колец, защищала шею и верхнюю часть груди богатыря. Слайд 7 Наручи – их ковали из стали и защищали руки богатыря. Слайд 8 Поножи – одевали поверх кожаных сапог, они состояли из широкой пластины и защищали ноги. Слайд 8 - А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Меч, копьё, щит).
Слайд 9- Давайте еще раз вернемся к нашей картине и убедимся ,что наши богатыри одеты правильно Слайд 10
- Скажите, к какому виду искусства можно отнести те картины, которые мы с вами посмотрели? (Живопись). - Но не только художники-живописцы посвящали свои картины древнерусским воинам-защитникам. Давайте посмотрим и другие произведения.Слайд 114. Фаворский выполнил гравюру «Иллюстрацию к литературному произведению «Слово о полку Игореве». К какому виду искусства относится данное изображение? (Графика).Слайд 125. Иван Петрович Мартос «Памятник Минину и Пожарскому». - К какому виду искусства относится это произведение? (Скульптура). - А где находится этот памятник, кто знает? (В Москве на Красной площади). Минин и Пожарский были вдохновителями нижегородского ополчения, изгнали поляков из Москвы. Памятник им был поставлен в 1818 году и до сих пор радует глаз посетителей столицы.5.Обобщение. - Давайте же сделаем обобщение всему сказанному. Какими же чертами характера должен обладать богатырь? (Храбрость, мужество, сила, смелость, достоинство, честь, ум, упорство, преданность Родине).
6 Закрепление (игра)7.Физкультминутка
А сейчас мы отдохнем, физминутку проведем Слайд 13Дружно встали – раз, два, три –Мы теперь богатыри.Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепкие расставим,Поворачиваясь вправо,Оглядимся величаво.И налево надо тожеПоглядеть из-под ладошек,И направо, и ещеЧерез левое плечо.Буквой Л расставим ноги,Точно в танце – руки в боки,Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
8. Инструктаж к практической работе. - Давайте сегодня мы с вами попробуем выполнить образ воина-защитника, русского богатыря. Сделаем набросок простым карандашом - Как вы считаете, для выполнения нашей работы, как нам лучше расположить лист? (Вертикально)Слайды 17, 18, 19, 20Поэтапное выполнение рисунка богатыря.7. Практическая работа учащихся.Использование технологии активного обучения:1. Вертикальное расположение листа.2. Наметить лицо и шею богатыря.3. Показать детали костюма.4. Прорисовывание черт лица.5. Окончательное создание образа воина-защитника.8. Выставка работ учащихся.- Как вам кажется, удалось ли вам достигнуть поставленную цель в начале урока? - Что сегодня нового для себя открыли на уроке?Слайд 21
9. Рефлексия
10. Итог урока:
- А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную войну? Почему?
- Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают?
- Кто они?
- Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь.
- А вы можете стать богатырями?
Да, вы правы ребята, многих защитников в наши дни можно назвать, богатырями и тех, кто защищал Родину во время ВОВ и тех, кто защищает ее в наши дни, это наши молодые солдаты, которые сложили свои головы за мирное небо. Богатырями можно назвать наших мордовских солдат, воевавших в Чечне. Богатырями мы называем и наших спортсменов, это Алексей Немов - олимпийский чемпион по спортивной гимнастике, Дмитрий Нижегородов – Серебряный призер по легкой атлетике,
Александр Воеводин – бронзовый призер по легкой атлетике,
Алексей Мишин – чемпион Олимпиады в Афинах по Греко – римской борьбе.
- Как вам кажется, удалось ли вам достигнуть поставленную цель в начале урока? - Что сегодня нового для себя открыли на уроке?
-В заключение урока послушайте следующие строки:Прошли века. Богатырей тех нет,Но дух свободы в душах наших вечен.И богатырский мужественный свет –Неколебим, свободен, бесконечен.В тайге, в горах, во льдах, среди морей,На всех постах у мира и свободы,Не счесть – о Русь! – твоих богатырей,И рать их нерушимей год от года!
11. Домашнее задания.-Дома закончить работу в цвете
-А сейчас я подарю вам талисман «Листочек дуба». Дуб могучее дерево, он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям, Я верю, что вы будете смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.
Спасибо за урок!
15