Урок по ОРКСЭ для 4 класса Дорога к храму
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Класс: 4а,бТема урока: Дорога к храму
Цель урока:
Формирование представления о назначении православного храма и его устройстве для развития позитивного отношения школьников к ценностям: человек, культура.
Планируемые результаты:
-личностные: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; наличие мотивации к труду, работе на результат и бережному отношению к духовным ценностям.
- метапредметные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; определение общей цели и путей ее достижения, умения договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение.
- предметные: формирование представлений о религиозной культуре и её роли в истории современности России; осознание ценности, нравственности и духовности в человеческой жизни.
Тип урока: урок – экскурсия
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рецептивный (приведение знаний в систему).
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: общеклассная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: предметы церковной утвари, блокноты для записей, фотоаппарат, карточки с заданием
Ход урока:
Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
I.Организационно-мотивационный Организация обучающихся к деятельности на уроке. Организует вход в храм Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. Регулятивные:
контролируют свои действия
II.Актуализация знаний Актуализация целеполагание,
формирование мотивации на учебную деятельность;
1.Учитель предлагает ответить на вопрос:
« Как вы думаете, почему мы именно сегодня пришли в храм?»
2.Деление класса на группы: режиссёры, журналисты, творческая группа.
3.Вступительное слово экскурсовода. Учитель предлагает учащимся задавать вопросы экскурсоводу.
Просит ответить, для чего были предложены наводящие вопросы.
Просит определить, чем являются вопросы на данном уроке.
(Подводит учеников к формулировке задач урока). Отвечают на вопрос
Формулируют тему урока
Выдвигают цель урока
Делятся на 3 группы по желанию
Слушают и 2-3 ученика задают вопросы.
Учащиеся выбирают интересные и наиболее важные для понимания данной темы вопросы.
Приходят к мнению о том, что данные вопросы являются задачами, которые предстоит решить на уроке. Личностные:
Овладевают навыками самоорганизации, осознают свои возможности.
Регулятивные:
формулируют учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно и предстоит усвоить.
Познавательные:
умеют анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
III.Учебно-познавательная деятельность
Получение обучаемыми новых знаний;
формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым; 1. Рассказ экскурсовода и беседа с обучающимися.
2.Учитель организует и контролирует работу групп в ходе экскурсии
.
Слушают, анализируют, записывают.
Работают в группах:
1 группа ведёт фотосъёмку
2 группа фиксируют основные понятия по теме урока
3группа анализирует информацию
Личностные:
овладевают нормами и правилами научной организации труда;
развивают трудолюбие и ответственность за качество своей и коллективной деятельности.
IV.Предъявление результата Освоение способа работы с информацией;
поддержка целей, поставленных на стадии вызова
1Учитель предлагает ответить на вопросы экскурсовода.
2.Учитель просит поделиться эмоциями и чувствами при посещении храма
3.Предлагает выполнить задание в группах «Закончи предложение…» по теме «Церковный этикет».
Отвечают на вопросы
Чтение стихотворений о храме
Обсуждают варианты ответов, выслушивают мнение друг друга, приходят к единому мнению.
Регулятивные:
умеют взаимодействовать в группе. контролируют собственную деятельность и деятельность партнера, осуществляя взаимопроверку и самопроверку, корректируют свои действия, оценивают себя, способны к саморегуляции; полно и точно выражают свои мысли, знают правила ведения диалога.
Познавательные:
находят и выделяют необходимую нформацию, опираясь на полученные ранее знания, свой жизненный опыт; на основе анализа делают выводы.
V. Рефлексивная деятельность. Присвоение нового знания.
Создание целостного представления о храме.
1.Учитель предлагает учащимся выяснить, на все ли вопросы найдены ответы.
2.Рекомендует выступить представителям от групп, сообщить о результатах своей работы и возможностях применения новых знаний в жизни.
Анализируют информацию и задают вопросы.
Выбирают выступающих от группы.
Обучающиеся самостоятельно делают вывод, подводят итог урока.
Личностные:
Осознают практическую значимость полученных знаний.
Регулятивные:
оценивают процесс и результат своей деятельности, корректируют свои действия, оценивают себя, осознают качество и уровень усвоения знаний.
Познавательные:
Самостоятельно делают выводы.
Домашнее задание. Общее:- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке
Индивидуальное (на выбор):
- составить презентацию о храме, построить макет храма, составить кроссворд, нарисовать рисунки на тему « Моя дорога в храм». Приложение 1
Слово учителя
Храм Божий на горе мелькнулИ детским чистым чувством верыВнезапно на душу пахнул…Нет отрицанья, нет сомненья,И шепчет голос неземной:Войди с открытой головой!Войди! Христос наложит рукиИ снимет волею своейС души оковы, с сердца мукиИ язвы с совести больной… (Н.А.Некрасов)
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам...
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Стихотворения о храме (выступление детей)
Прихожане в Божий храмХодят рано по утрам,Пообщаться с Богом в нице,Прислониться к плащанице.Просят жизнь добрее стать,Вам здоровья пожелать,Свечи ставят на канон,Свечи ставят у икон.На помин чужой душиВ Божьем храме помолчи,Со слезою на глазахДуша кается в грехах.Приходите в Божий храм,Очищайте душу там!