Урок по ОРКС Сила в единстве — единство в вере
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя
"Средняя общеобразовательная школа №46"
Урок «Основы религиозных культур и светской этики»
4 - Б класс
Учитель высшей квалификационной категории
Семикоп Лариса Ивановна.
Севастополь 2014г
Тема: «Сила в единстве – единство в вере»
Цель: Осмысление связи единства и духовности народов России.
Задачи урока (планируемые результаты):
Образовательные:
углубить и расширить знания детей по основам религиозных культур и светской этики.
Развивающие:
развивать навыки индивидуальной и групповой работы: учить анализировать полученную информацию, видеть причинно-следственные связи;
развитие умений частично – поисковой деятельности (работа с Интернет ресурсами, работа со словарями, энциклопедиями, с исторической познавательной литературой);
развитие умений выделять главное, сопоставлять исторические факты;
развивать умение выражать и аргументировать свои мысли.
Воспитательные:
содействовать воспитанию чувства патриотизма и любви к своей Родине, прививать уважение к традициям и религиям всех народов России;
воспитание гражданственности;
воспитание исторической памяти и совести;
эстетическое воспитание.
Тип урока: «Открытия » новых знаний.
Оборудование к уроку:
учебник А.И. Шемшурина «Основы светской этики», 4 класс,
мультимедийная установка;
компьютер;
телевизор;
презентация «Церкви и Мечети мира»;
плакаты на тему «Дружба»;
стенд «Духовный человек»;
выставка, посвященная христианской и мусульманской религиям;
музыкальная фонограмма «Я люблю тебя Россия»;
песня «Совершите чудо», слова М.Пляцковского, музыка Е. Птичкина;
колокольный звон;
утренний «намаз».
Ход урока.
Организационный момент.
Сегодня у нас урок по основам светской этики. Тема «От добрых правил – добрые слова и поступки». ( Учебник с. 20-22).
Работа со словарём. (Предварительно ученикам было дано задание найти в словаре значение некоторых слов).
ПРИТЧА КОРАН ИСПОВЕДЬ
СОВОКУПНОСТЬ СУРА ИСПОВЕДОВАНИЕ
ЛИКУЕТ ПРОРОК ПАПИРУС
ЗАВЕТ ТРАДИЦИЯ БИБЛИЯ
Новый материал.
Музыкальная фонограмма «Я люблю тебя Россия».
Учитель:
Мы живём в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или просто - Россия.
Произнеси это слово вслух, и ты почувствуешь в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…
История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось примерно 40 – 50 поколений.
Ведущий:
Одно поколение давало жизнь другому. В каждом поколении люди трудились, учились, самоотверженно боролись за счастье своих детей, за право свободно жить в своей стране. Основное общественное сокровище России – её народы. Российская Федерация – самая многонациональная страна в мире, в ней проживают в дружбе и согласии 160 народов и народностей.
Ведущий:
В России с незапамятных времён существуют разные религии. Значительное число россиян исповедуют христианство и ислам. Некоторые придерживаются буддизма и иудаизма. Эти четыре религии считаются традиционными религиями России. Но есть немалое число людей, которые не исповедуют никакой религии.
Сегодня мы поговорим в основном о христианстве и исламе.
Давайте зададим себе вопрос. Что же такое религия?
Ученик:
Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.
Ученик:
Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи…
Ученик: Религия – это совокупность взглядов и представлений, система верования и обрядов, объединяющая и признающая людей в общности.
Учитель:
Христианство - самая многочисленная религия в мире. Оно возникло в Палестине в середине I века нашей эры. Первые христиане по национальности были евреями. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией. Языком интернационального общения у первоначальных христиан стал греческий язык (как и в государстве того времени).
Ведущий:
Главной и единственной причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком. Иисус Христос, в образе человека, пришёл на землю и принёс людям истину. О его пришествии на землю рассказывается в четырёх священных книгах, которые называются Евангелиями. В них говорится, что во времена, когда Иудеей правил царь Ирод, женщина по имени Мария в городе Вифлееме родила мальчика, которого она и её муж назвали Иисусом.
Когда Иисус вырос, он стал проповедовать новое религиозное учение, главными идеями которого были следующие:
1)Во-первых, надо верить, что он, то есть Иисус - сын Божий.
2)Во-вторых, он пропагандировал идеи о своём будущем втором пришествии, о воскрешении мёртвых тел при конце света, о существовании ангелов, бесов и т.д.
3)В- третьих, в его проповеди значительное место занимали нравственные идеи: о необходимости любить ближних, помогать попавшим в беду и т.д. Свои поучения он сопровождал чудесами, которые доказывали его божественное происхождение. Одним из чудес, например, было хождение по воде как по сухому месту.
Особенно важную роль в Евангелиях играет рассказ о последних днях жизни Иисуса Христа. Во время тайной вечери ученики Христа ели хлеб и пили вино, которые он им подал. Один из его учеников, Иуда Искариот, покинул ужин раньше. Затем с его помощью римские солдаты арестовали Иисуса Христа. Церковный суд обвинил его в посягательстве на царский престол и приговорил к смерти. Иисуса распяли на кресте, и он умер. Рано утром в первый день недели Иисус Христос воскрес, а через некоторое время вознёсся на небо. Вознесение на небо произошло на 40-й день после его воскрешения.
Учитель:
Кто же такие христиане?
Что такое христианство?
Ученик:
Христиане – это православные люди.
Ученик:
Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа.
Ученик:
Христианство – это учение Христа.
Учитель: Как называется священная книга христиан? (Ответы детей сопровождаются показом Библии из выставки, организованной в классе).
Ученики:
Священная книга христиан – это Библия
Библия – это книга, рассказывающая о том,
-Как люди ждали рождение Христа;
-Как он родился;
-Как он жил;
-Чему он учил людей.
Ведущий:
Слово Библия происходит от греческого слова biblia, означающего книги (в множественном числе), а оно в свою очередь от byblos — папирус.
Ученик:
Библию христиане читают и в храме и дома. Многое в ней поначалу непонятно.
Ученик:
В Библии много притчей. По сюжету это вроде бы бытовые, житейские истории, но в каждой из них надо найти нравственный урок.
Ученик:
Христиане считают Иисуса Христа не просто пророком, но тем Господом, который вдохновлял пророков. Молитву «Отче наш» дал людям именно Господь Иисус Христос, поэтому у неё есть второе название – «Молитва Господня». Апостолы, услышав эту молитву от Иисуса, записали её в Евангелии.
Ученик:
Молитва – средство, способ общения верующих с Богом.
Ученик:
У православных людей есть три вида молитвы (просьба, благодарение, славословие)
Ученик:
Молитва- просьба
Это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.
Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени раздражительности. Это просьба о защите. Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви.
Ученик:
Более редкая молитва – благодарение. Редкая, потому что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в отношениях с Богом.
Ученик:
Самая высокая молитва – славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: « Аллилуя!» (Слава Богу).
Ученик:
Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми.
Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте и в разных обстоятельствах: как в радости, так и в беде.
Ученик:
Любовь – это одна из основных черт Бога, проявляющаяся в заботе о нас, прощении, охране и проч. (Бог есть любовь).
Ученик:
Милость – это когда мы не получаем наказания, которого заслуживаем.
Ученик:
Благодать – это когда мы получаем то, чего недостойны и чего не заслуживаем.
Ученик:
Православные люди убеждены, что Бог общается с людьми через свою благодать.
Ученик:
Благодать действует в сердцах людей, очищая их и приводя их к святости. Поэтому для православных слова и поступки святых христиан очень значимы.
Ученик:
Действия Божией благодати, воплощенные в добрых поступках и мудрых словах тысяч православных святых, вместе называются православное Предание.
Презентация «Христианские церкви».
Физминутка
(Звучит утренний намаз).
Учитель:
Ислам - это мировая религия. Колыбелью Ислама является Аравийский полуостров. Ислам – это религия добра и любви. На нашей планете проживает сегодня более 1 миллиарда 500 миллионов её последователей. Людей, принявших ислам называют мусульманами, т.е. покорными Богу. Священная книга мусульман – Коран. Очень бережно относятся к Корану в каждой мусульманской семье.
Коран хранится на самом почётном месте. Перед чтением Корана надо три раза её поцеловать, обязательно произнести слова из суры «Бисмилляхи иррахмани иррахим» (Во имя Аллаха милостивого, милосердного).
Ученик:
Каждый мусульманин должен знать хоть одну суру наизусть.
Ученик:
В Коране слово «добро» повторяется много раз. В священной книге мусульман объясняется, как нужно творить добро, какова польза добра для того, кто его совершает.
Ученик:
Добрые дела нужны в нашей жизни всегда. Их совершают для родных и близких, для друзей и соседей, для сирот и обездоленных, для всех тех, кто нуждается в помощи.
Учитель:
Самой большой мечетью в мире является Меккенская Запретная мечеть, которая является главной святыней мусульманского мира. Во дворе мечети находится кааба.
Мечеть была построена в 638 году. В настоящее время в церемониях и мероприятиях смогут участвовать 2,5 миллиона человек.
Ученик:
Второй по величине в мире является мечеть Пророка, находится в Медине (Саудовская Аравия). Мечеть была построена при жизни Мухаммада.
Ученик:
Самой красивой мечетью Стамбула является Голубая мечеть. Официальное название которой- мечеть Султанахмет.
Ученик:
Самой красивой, из построенных в последние годы мечетей России, мечеть «Сердце Чечни». Она возведена в Грозном, столице Чеченской Республики, в 2008 году. Имя она носит Ахмата Кадырова - первого Президента Чеченской Республики. На фоне современной архитектуры Грозного направлены ввысь 63-метровые минареты самой красивой мечети современной России. Ученик:
Конечно, рассуждать о том, как важно быть добрым, милосердным, не так уж сложно. Гораздо сложнее научиться быть таким.
Давайте рассмотрим одну ситуацию.
Сценка в стихах «Побеждай зло добром».ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Бабушка, Петя, СережаАВТОР: День прошедший догорает. Вечер тихий наступает. Только слышно там и тут Птички весело поют. Солнце яркое устало, Поработало немало. И теперь спешит опять Поскорей умчаться спать. На крыльце сидит старушка, Перед ней лежит игрушка. За игрушкой внук стоит И старушке говорит. ПЕТЯ: Дал машину я Сергею, А теперь и сам жалею. И зачем я только дал? Всю машину он сломал. И теперь стоит, смеется, Да еще не сознается. Говорит, была такая, Будто я его не знаю. Не прощу ему я это. Ты мне только посоветуй, Что мне делать? Как мне быть? Как Сергею отомстить?АВТОР: Смотрит бабушка на внука. Говорит ему БАБУШКА: А ну-ка! Подойди ко мне поближе. Я ведь, знаешь, плохо вижу. Сядь со мною на крылечко, Успокой свое сердечко. Мы сейчас поговорим, Как Сергею отомстим. Помнишь, я тебе, мой милый, Об Иисусе говорила? Как Он по земле ходил, Как Он грешников любил. Как, горя святой любовью, Он больным давал здоровье. Как несчастных утешал, Как обиды всем прощал. И слова его звучали, Чтобы мы врагов прощали, Чтобы как друзей любили, Чтоб добром за зло платили. Хочешь ты, как Он любить? На Него похожим быть? АВТОР: Внук кивает ПЕТЯ: Да, конечно. АВТОР: Глубоко вздохнул сердечно, А потом сказал, робея ПЕТЯ: Только как же быть с Сергеем? АВТОР: Молвит бабушка тогда БАБУШКА: И учил Христос всегда, Если голоден твой враг, Накорми его, родной. Если враг твой хочет пить, Постарайся напоить. АВТОР: Петя молча это слушал. Молча пил и молча кушал. И потом, в постели, лежа, Долго думал о Сереже. А на утро, встал с постели, Только петухи пропели. Солнце красное встает, Петя завтракать идет. Он в веселом настроенье Молока попил с печеньем. Что-то думает, сидит И на бабушку глядит. Кто-то бабушку позвал, Внук со стула сразу встал. Быстро принял он решенье. Положил в карман печенье, Взял он кружку с молоком И во двор бежит бегом. Как чудесно солнце греет! Увидал Он там Сергея. И кричит ему ПЕТЯ: Сергей! Подойти ко мне скорей! Да не бойся подходить, я тебя не буду бить. АВТОР: Подошел Сергей к порогу. На Петра глядит с тревогой. Тот с приветливым лицом Держит кружку с молоком. Говорит ему ПЕТЯ: Сережа! Хочешь кушать ты, быть может? АВТОР: А Сергей ему в ответ прошептал СЕРГЕЙ: Да вроде, нет… АВТОР: Петя смотрит с сожаленьем. Ах, как жалко! И с волненьем говорит ПЕТЯ: А может быть, ты Сережа хочешь пить? Вот, давай попьем с тобою, знаешь, вкусное какое! АВТОР: И Сергею прямо в рот Кружку с молоком сует. А Сергей стоит невесел, Низко голову повесил. Прямо под ноги глядит И тихонько говорит. СЕРГЕЙ: Петя, где твоя машина? Мы ее сейчас починим. АВТОР: Помолчал, потом сказал СЕРГЕЙ: Это я ее сломал
Учитель:
Творить добро – это значит дарить людям то, что помогает в их жизни.
Но, все же, главное богатство нашей великой Родины - это духовные традиции народов России. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное.
Урок подходит к концу. Давайте проведём блиц – опрос «Ромашка»
Что означает слово ислам?
Что такое религия?
Как в исламе называют Бога?
Что такое молитва?
Как называется священная книга мусульман?
Что такое Библия?
Какими словами открывается каждая сура Корана?
Где возникло христианство?
Какие религиозные обязанности есть у каждого мусульманина?
Причина возникновения христианства?
Как называется начало мусульманского летоисчисления?
Имя женщины, родившей Иисуса?
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Оцените свою работу с помощью разноцветных сердечек (зелёный – высокий, синий – достаточный, красный – низкий).
Звучит песня «Совершите чудо», сл. М. Пляцковского, муз. Е.Птичкина.
Учителя и все присутствующие берутся за руки и образовывают «цепочку дружбы».
Всем спасибо!