Конспект урока ОРКСЭ по теме Жизнь человека — высшая нравственная ценность.
План-конспект урока на тему
«Жизнь человека – высшая нравственная ценность»
Цель:
Сформировать понятие жизни, как высшей нравственной ценности
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с понятиями: ценность, нравственная ценность, высшая нравственная ценность; - создать условия, в которых дети ответят на вопросы: почему нужно любить жизнь, в чём ценность жизни.
Развивающие:
-способствовать развитию умения ценить свою жизнь и жизнь других; - развивать умение нести ответственность за жизнь (свою и чужую), за свои поступки; - развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы
Воспитательные: - воспитывать позитивное отношение к жизни, к творчеству, саморазвитию. – воспитывать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.
Оборудование: презентация к уроку, ножницы, цветные карандаши, карточки для анкетирования.
Ход урока.
Орг. момент.
А теперь проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручки, книжки и тетрадки?
Мотивация.
Чтение притчи учителем.
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон.
Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили факт - полон.
И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.
Теперь, — обратился мудрец к ученикам, — я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь!
Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети — те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней.
Также и в жизни — если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется.
Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи — находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас останется еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное — лишь песок.
Беседа.
- О чем эта притча?
- Что олицетворяют крупные камни? Мелкие камушки? Песок?
- Что для вас в вашей жизни будет крупными камнями?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(О жизни, о том, что в жизни самое ценное). (слайд 3)
- Как называется то, что очень важно и ценно для человека? (Ценности) (слайд 4)
- Что самое ценное в вашей жизни?
Анкетирование «Самое важное в жизни». Здоровье моё и моих близких Дом и семья
Материальные блага (деньги, дорогие вещи, телефон, компьютер) Дружба Сама жизнь Чтобы не было войны Занятия спортом Учёба Отдых Увлечения
Пронумеруйте по степени значимости.
3. Актуализация знаний.
- Разобьём перечисленные ценности на группы. Ценности бывают … (слайд 5)
–Что такое нравственные ценности? (связаны с поступками людей, их поведением).
На доску вывешиваются карточки (в формате А4) с названиями нравственных ценностей человека.
ДОЛГ ЧЕСТЬ ИЗВИНЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ДРУЖБА СОВЕСТЬ УВАЖЕНИЕ
Учитель зачитывает ситуации из жизни детей. Задача - выбрать соответствующую нравственную ценность, проявленную участником ситуации.
А. У Насти на уроке русского языка закончилась ручка. Она оглянулась, думая, у кого одолжить. Наташа, не мешкая, протянула ей свою запасную: - Не теряй времени, урок кончится!
Б. На перемене, когда учитель не видел, Максим разбросал кусочки разорванной бумаги на полу. На вопрос учителя: «Кто это сделал?», класс молчал. Через несколько минут Максим признался и извинился.
В. В субботу был объявлен субботник. У Алины – занятия в музыкальной школе. «Не приходи», - сказала ей подруга,- «Без тебя разберёмся». «У всех дела, кружки…А если так рассудит большинство, кто придёт на субботник?» - думала Алина. «Нет, уж! Приходить, так приходить! А музыкой я на следующем занятии займусь».
- Посмотрим ещё раз на таблицу «Какие бывают ценности у человека». Прочитаем стихотворение Тани Черненко. О каких ценностях она говорит. Что ставит во главу? (слайд 6)
Что ценнее всего?
Формулировка темы.
«Самое ценное – это жизнь». Слайд 1
Великие мыслители и философы изрекали… Слайд 7.
Жизнь – это высшая ценность Слайд 8.
- Почему? (Слайд 9) – постановка проблемы.
Формулировка цели.
Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, почему жизнь человека- высшая нравственная ценность. За что люди любят жизнь? Почему её нужно ценить? И не только свою, но и окружающих тебя людей. Какая жизнь ценна?
Первичное усвоение знаний.
Работа по учебнику, с.60. Читаем 1абзац.
Внимание на экран! Слайд 10. Что для Альберта Бакаева было самым важным до травмы позвоночника? Почему он, будучи парализованным, продолжил заниматься спортом. О чем это говорит? (О его любви к жизни!)
В жизни каждого человека бывают трудные, и даже горестные минуты. Но даже в эти минуты человек учится понимать что-то такое, что помогает ему пережить горе, вернуться к радостной жизни. Ведь главное – быть живым! И другие люди, глядя на него, учатся быть сильными, ценят жизнь.
2, 3,4 абзацы. Чем ценна для человека жизнь?
Обсуждения. Кто выбирает человеку работу, занятия, увлечения, друзей? Чего может достичь каждый из вас? – работа с иллюстрациями в учебнике.
Слайды 11,12,13,14.
ФизминуткаПродолжение работы.
Чтение учителем рассказа В.А. Осеевой «Сыновья».
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нет. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу.
Сколько сыновей увидел старичок? Почему? Что было самым важным для третьего сына? (любовь и уважение к матери). В чём ценность жизни мальчика ? (жить, чтобы заботиться о своих родителях).
Чтение 5 абзаца в учебнике. Чем ценна жизнь любого человека для близких людей? Слайд 16.
Чтение статьи до конца. Почему жизнь человека имеет особую ценность? Слайд 17.
Жизнь человека защищена государством, в котором он живёт.
Декларация прав человека, принятая большинством государств планеты, провозгласила жизнь человека главной ценностью на Земле.
Жизнь каждого человека – источник его радости, счастья, творчества. Она неприкосновенна. Никто не имеет права лишить жизни другого человека. За это предусмотрено самое суровое наказание в любой стране.
В очень мудрой книге - Библии сказано, что человеческая жизнь - это божий дар, и никто не имеет права покушаться на нее. « Не убий!» - одна из библейских заповедей. Мы все должны ценить жизнь, как свою, так и чужую. Девизом нашего отношения к жизни могут быть слова: «Живи, давай возможность жить другим».
Закрепление материала. Работа в группе. Проект «Спасибо, жизнь». Слайд 18
Дети обводят свою ладошку. Пальчики раскрашивают, на каждом записывают, за что благодарны жизни. Ладошки выкладывают в форме солнышка, дерева, сердечка и т.д. и приклеивают на лист А3.
Итоги урока. Слайд 19
Нужно ли беречь свою жизнь?Почему?Сделайте вывод. Какой отрывок из текста учебника может быть выводом?
Домашнее задание
Прочитать текст в учебнике с.60-61, ответить на вопросы. РТ с.70 зад.3
Рефлексия.
Продолжи фразу
Сегодня на уроке я узнал…