Технологическая карта урока на тему Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова 
Технологическая карта урока на тему
Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова
Филаткина Елена Львовна
МБОУ Спасская СОШ
Учитель 
Русский язык и литература
5 класс
Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова (1 урок )
Академический школьный учебник (5 класс часть 1) автор  Л.М.РыбченковаКомпьютер , экран , проектор 
Учебные цели :Освоить алгоритм правописания  букв  О и Ё после шипящих в корне слова ;Развить умение опознавать орфограмму , использовать алгоритм орфографического правила написания букв  О и Ё после шипящих в корне слова ;
Способствовать воспитанию у учеников интереса к истории родного края , чувства ответственности за качество своих знаний.
Учебные задачи : 
Познакомиться с алгоритмом правописания букв  О и Ё после шипящих в корне слова , понять , почему он так устроен ;
Познакомиться с образцом действия по этому алгоритму ;Потренироваться в самостоятельном действии по этому алгоритму;
Проконтролировать себя самостоятельно и проделать рефлексивную оценку;
Педагогические цели :Организовать учебную деятельность по освоению алгоритма правописания букв  О и Ё после шипящих в корне слова ;Организовать учебную деятельность учащихся по выработке умения правильного написания букв  О и Ё после шипящих в корне слова ;Способствовать формированию у учащихся опыта постановки цели  своей учебной деятельности под руководством учителя ;Педагогические задачи : 
Организовать знакомство учащихся с алгоритмом правописания букв  О и Ё после шипящих в корне слова ;Организовать понимание учащимися алгоритма правописания букв  О и Ё после шипящих в корне слова ;Организовать знакомство с образцом действия по этому алгоритму ;Организовать тренинг в самостоятельном действии по этому алгоритму ;Организовать самостоятельный  контроль  и рефлексивную оценку учебных действий учащихся ;             План урока : 
Анализ домашнего задания ;Мотивация учащихся на урок; 
Актуализация знаний , постановка учебной задачи ;
Освоение новой орфограммы с помощью алгоритма ;Орфографический тренинг ;Рефлексия. Домашнее задание.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1 Анализ домашнего задания.
2 Мотивация учащихся на изучение новой темы. 
Фиксация затруднения
3 Актуализация изученного.
4 Переход к новой теме, постановка целей учебной деятельности
5 Решаем проблему, открываем новые знания. 
6 Освоение алгоритма.
(Проговаривание каждого шага вслух) - Недавно в парикмахерской я обратила внимание на список предоставляемых услуг. В нём есть такая запись (на доске) подстричь чолкуА в другой парикмахерской эта запись была такой (на доске) подстричь чёлку 
- Какой вывод вы можете сделать по этой записи?
- Как вы считаете, грамотным нужно быть только учителям, журналистам, писателям или людям любой профессии?
-Запишите слова группами в зависимости от орфограммы:
Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь ,луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.
-Какие группы у вас получились? Сравните их с группами на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограмм.
-Какой общий опознавательный признак у этих орфограмм?
-Обозначьте в словах этот опознавательный признак.
-Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму.
-Вернемся к первому слайду. Как вы считаете, в каком случае слово написано верно? 
-Каких знаний вам не хватает?
-Какой общий опознавательный признак в этих словах
-Сформулируйте тему урока.
- Какие цели мы должны достигнуть на уроке
-Какими способами мы будем достигать эти цели?
-Сформулируйте  учебную проблему.
-Сравните свою формулировку с авторской на странице 238. Упр. 59 выполняется в паре.
- Назовите общий опознавательный признак в этих словах
- В какой морфеме находится шипящий звук и возникает орфограмма?
- В сильной или слабой позиции возникает орфограмма?
- Какой звук слышим в  словах после шипящего?
- Звук одинаковый , а буквы о или ё 
 Ответы на задания к упр.59
- Теперь вернёмся к слову чёлка  . В каком же случае оно написано правильно и почему ?А поможет вам в этом рубрика «Из истории языка». (На слайде)
- Для освоения правила воспользуемся алгоритмом. (Алгоритм раздаётся каждому на индивидуальной карточке). 
- Можно ли поменять шаги местами или пропустить какой-либо шаг? Почему?
Индивидуальные задания ( работа с толковым и этимологическим словарями) учащиеся зачитывают словарную статью к слову архитектура
Звучат краткие рассказы о памятнике Ю.А.Гагарину ,обелиске в парке Победы .
- В каком-то из этих вариантов написано с ошибкой
-Наличие буквы шипящего
Щавель
Мнения в классе различные
-Знаний о том, когда пишется о ,  а когда ё
Буква шипящего
-Правописание букв о и ё после шипящих в корне слова.
(Учащиеся записывают новую тему в тетрадях)
-Узнать правило правописания букв  О и Ё после шипящих в корне слова;
  -освоить и применять      алгоритм правила написания букв  О и Ё после шипящих в корне слова.
-Познакомимся с образцом действия по этому алгоритму, потренируемся в самостоятельном действии по этому алгоритму.
-Какую букву о или ё нужно писать в корне слова после букв шипящих?
- Шипящий
- В корне
- В сильной
- [о]
Ответы учащихся Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Организационно-коммуникативные УУД
Познавательные УУД
                                                           
                                 Сигнал : буква шипящего ж  ш   ш   ч
                                 после него в сильной позиции слышим [o]
                                     Подбираем родственное слово с – е или меняем форму слова
                           Есть слово                    Нет слова
                               
                                   Ё                               О
                Жёлтый (желтеть)                Крыжовник исключения
                Шёпот (шепчет)                   Шорох 
                                                              + все иноязычные слова
                                                              (шоу, капюшон )     
       
7 Тренинг с помощью алгоритма (упр. 60)Кроме слов чопорный и мажорный
Первичное закрепление во внешней речи.
                                                      
Дифференцированная  работа .Рефлексия 
Самооценка (на слайде) учащиеся в тетрадях ставят + или –
Задание на дом
- Как проверить , поняли вы это правило или нет?
(Коррекция учителем рассуждений учащихся)
Обращаем внимание на графическое обозначение условия выбора орфограммы (см. правило)
Слабые учащиеся выполняют упр. 61 Работа с сильными учениками: на слайде лексические значения слов. 
- Назовите ключевые слова урока по опорным словам: 
Опознавательный признак - 
Морфема - 
Позиция-
Слышим  о
Проверочное слово
- Какие новые знания вы усвоили сегодня на уроке?
Отмечаю ребят, которые успешно усвоили орфограмму , назначаю из их числа консультантов , которые помогут на следующем уроке другим усвоить новую тему.
Знать алгоритм рассуждения .Упр. 62 (слабые ученики)
Тем, кто усвоил орфограмму на уроке, упр. 67.  
- Нам нужно потренироваться 
Самостоятельная работа.
Учащиеся записывают нужное слово, объясняя орфограмму , опираясь на алгоритм ( без комментирования вслух)
Проверка по эталону (шкала самооценки)
-буква шипящего
-корень
- сильная
- пишем о или ё
- пишем ё
Выводы учащихся о качестве освоения новой орфограммы, о причинах ошибок ( не увидели опознавательный признак, не смогли подобрать однокоренное слово для проверки , пропустили мыслительный шаг в рассуждении)  
Регулятивные УУД