Конспект урока русского языка Написание О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных
Тема: Написание О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательныхЦели: 1) повторить и расширить знания учащихся о правописании О и Ё (е) после шипящих
2) формировать умение писать О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, корень которых начинается на шипящий и Ц;
3) способствовать воспитанию интереса к русскому языку, воспитанию взаимопомощи, любви и заботу к животным, к природе.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями.
Ход урока:
I Организационный момент
II Актуализация знаний учащихся о правописании О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных упражнение 102, с 135
У: Сейчас мы проведём ФИНК - РАЙТ – РАУНД РОБИН
Вопрос: Ваша задача подумать. Вставить нужные буквы на листочках. Потом по очереди зачитать свой ответ с листочка и объяснить орфограммы.
Д: вставляют нужные буквы
Кач …лся жёлу[т ] - му [жычок]
( На) ветк(е/и) дуба.
С[и]дела (на) [пл ич ах] л[и ] ства,
Как [л ис й я ] шуба.
(По С. Козлову)
Д: объясняют орфограммы, выделенные в тексте
У: Ребята, обратите внимание на слово мужичок. В этом слове три орфограммы. Найдите их и объясните их написание.
Д: 1. Безударный гласный в корне (мужичок-мужик)
2. Правописание сочетаний ЖИ-ШИ (мужичок)
3. О\Е после шипящих в суффиксе существительных
У: В какой части слова находится третья орфограмма ?
Для этого необходимо узнать, от основы какого слова образовано данное слово?
Д: Слово мужичок образовано от основы слова мужик при помощи суффикса. Значит третья орфограмма находится в суффиксе.
Проблемная ситуация
Д: Возникает проблема: какую букву надо написать в суффиксе О или Ё, так как в корне произошло чередование звуков [к ] \ [ ч ].
У: С правописанием суффиксов существительных, корни которых оканчиваются на шипящий и Ц, ребята познакомились ещё в третьем классе, (и возможно, что они сами вспомнят правило).
Чтение плаката Летучей Мыши на с 135
В СУФФИКСАХ существительных под ударением пишется О, без ударения - Е , если эти существительные образованы от других существительных:
96774010096500мужичок – ( от мужик );/
11677656794500скворчонок – ( скворец);/
96774011112500овражек – ( от овраг);/
III Упражнения на закрепления написания О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных
Упражнение 103, с 103
У: Прочитайте стихотворные строки.
Д: Нарезал горький луч(ё\о)к старич(ё\о)к
Поужинал им и залёг боч (ё\о)к.
У: Выпиши слова с суффиксом -ок- столбиком. Рядом с каждым из этих слов запиши слова, от основы которых они образованы. Покажи видимое на письме чередование согласных [к ] \ [ ч ].
Д: лучок – лук
старичок- старик
бочонок – бочка
Упражнение 104, с 136 КОНТИНИУС РАУД РОБИН
( у каждого ученика есть карточка этого упражнения)
У: А сейчас проведём КОНТИНИУС РАУД РОБИН.
Устно по цепочке объясните, какие орфограммы встретились в тексте.
Вставьте нужные буквы.
Зайч (ё\о)н…к ра[т] -
танцу…т он
И прыга…т с утра:
Закры[ т] охотничий сезон!
Каникулам ура!
Клод Рау (перевод М. Яснова)
У: Проверим задание. Отвечает стол №… участник под №...
Д: (один ученик отвечает, на доске появляется правильная запись) презентация
Зайчон ок рад -
танцует он
И прыгает с утра:
Закрыт охотничий сезон!
Каникулам ура!
Клод Рау (перевод М. Яснова)
IV МИКС ПЭА ШЭА (РЕЛЛИ РОБИН)
У: Что такое существительное?
Д: Имя существительное это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
У: Какая буква в суффиксах существительного пишется под ударением?
Д: в суффиксах существительного под ударением пишется О.
У: Какая буква в суффиксах существительного пишется в без ударом положении?
Д: В безударном положении в суффиксах существительного пишется буква ЕУ: Что такое имя прилагательное?
Д: Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?
V Формирование знаний учащихся о правописании О и Ё (е) после шипящих в суффиксах прилагательных, корень которых начинается на шипящий и Ц
Упражнение 105, с 137
А) У: Прочитайте задание про себя. Стол №… Участник №… , скажите , что нужно делать.
Д: От основ существительных нужно образовать прилагательные с помощью суффикса -ов- или -ев- и записать их. В получившихся словах нужно поставить удареие и выделить суффикс.
Д: кумач + -ов- + …=кумачовый и тдБ) на столе карточки со словами 1 группа слова прилагательные:кумач…, ключ…, ёрш…, ландыш…, камыш…, плащ…, морж…, ёж… . 2 группа слова существительные: вода, знамя, плавник, ткань, запах, заросли, ус, семейка.
У: Мы сейчас проведём структуру ________________ Я задаю вопрос составьте с этими прилагательными словосочетания, поставив их в нужную форму и выбрав из списка подходящие по смыслу существительные
Д: ключевая вода
камышовые заросли
Моржовый ус
Ежовая семейка
У: Составьте два предложения, в которых будут использованы все четыре словосочетания.
Д: например: Ежовая семейка пошла за ключевой водой. Вдруг из камышовых зарослей появился моржовый ус.
VI Итог урока
У: Чему мы на учились на уроке?Д: - Мы на учились писать буквы О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных.
- Вспомнили что обозначает имя существительное и имя прилагательное и тдVII Домашнее задание упр 65, с 64, Т1
Приложение
Карточка №1
Кач …лся жёлу[т ] - му [жычок]
( На) ветк(е/и) дуба.
С[и]дела (на) [пл ич ах] л[и ] ства,
Как [л ис й я ] шуба.
(По С. Козлову)
Карточка №2
Зайч (ё\о)н…к ра[т] -
танцу…т он
И прыга…т с утра:
Закры[ т] охотничий сезон!
Каникулам ура!
Клод Рау (перевод М. Яснова)
ЁРШ
ВОДА
ЗАРОСЛИ
УС
КЛЮЧ…
КАМЫШ…
МОРЖ…
ЕЖ…