Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных


конспект урока русского языка в 6 классе. Буквы О-Ё после шипящих и цОткрытый урок русского языка в 6 классе
Тема:  «Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных»
Урок проходит в компьютерном классе.
Класс разделен на 2 группы.
Цели урока.
Образовательная: повторить написание букв о-ё после шипящих в корне слова; совместно с учащимися открыть правило написания букв о и  е после шипящих и  ц в суффиксах и окончаниях имен существительных.
Развивающая: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать умение работать на компьютере, выполнять  тестовые задания.
Воспитательная: воспитывать творческие способности учащихся, внимание на уроке.
Оборудование.
- Презентация к уроку: «О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен существительных».
- Компьютерные тесты: «Е-И в окончаниях имен существительных», «О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен существительных».
- Компьютеры.
- Проектор.
- Русская орфография. Луганский национальный педагогический университет им. Т.Шевченко. Центр информатических технологий. Электронная версия.
- Фролова Т.Я. Правила русской орфографии и пунктуации в рисунках и алгоритмах. Электронная версия.
- Учебник. Русский язык для 6 класса. Е.И. Быкова и др. К., 2006 г.
Тип урока: комбинированный.
 
Ход урока
I. Организационный момент.
   Приветствие класса и гостей. Напоминание техники безопасности  при проведении урока в компьютерном классе.
Здравствуйте. Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.
 
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
                                Владимир Троицкий
А когда уроки проходят быстро, интересно?
Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.
II. Мотивация работы на уроке.
Эпиграф.
(слайд № 2)
«Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,
Кто грамматических не знает свойств и правил»
 А.П. Сумароков
Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке...
Ф. Раневская
Выдаю учащимся  карточки  оценивания ответов (см. приложение).
III. Актуализация мыслительной деятельности.
Проверка домашнего задания.
1. Повторение правила «Е-И в окончаниях имен существительных».
Когда в окончаниях имен существительных  пишется буква И, а когда Е? Привести примеры ( слайд № 4).
       а) Выполнение задания на карточках (2 группа).
 Дописать окончания  имен существительных, определить склонение и падеж (слайд № 5).
        Погладить по шерст..        Держать в строгост..        Висеть на ниточк..        Держать ушки на макушк..        Победить в соревновании..        Стоять в коридор..        Выйти без шапк..        Петь от радост..        На седьмом неб..        Готовиться к встреч..
        Не в своей тарелк..        До последней капл..       б) Выполнение тестов № 1 на компьютере на это же правило ( 1 группа).
2. Повторение правила «О-Ё после шипящих в корне слова».
      а) Когда после шипящих в корне слова пишется Ё, а когда О?
  Привести примеры (слайд № 6).
       Вспомним рифмограмму: «Проблема в корне? Не зевай, Ё на Е скорей меняй!»
     б) Устное объяснение примеров (слайд № 7).
                              Чёлка                      шоссе
                              Щёки                      жонглер
                              Расчёска                 жокей
                              Трущоба                 боржоми
                              Шорты                    шорох 
 
     в) Выполнение лексического  задания (слайд № 8).
 По толкованию лексических значений узнайте слово, запишите его и объясните правописание гласной в корне после шипящих.
1.     Наездник на скачке -                                           (жокей)
2.     Цирковой актер, ловко подбрасывающий
     в воздухе предметы -                                         (жонглер)
3.     Опущенная на лоб и подстриженная
прядь волос   -                                                       (чёлка)
4.     Пестрая клетчатая ткань -                             (шотландка)
5.     Плод дуба -                                                          (жёлудь)
6.     Небольшая корзина -                                          (кошёлка)
7.     Тихая речь -                                                         (шёпот)
8.     Тонкая веревка -                                                  (бечёвка)
9.     Длинное углубление, выдолбленное
в бревне -                                                             (чёлн)
 
IV. Изучение нового.
О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях
 имен существительных
а) Посмотрите на таблицу (слайды № 9-10) и сами сформулируйте правило написания О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных.
   
 о
 
                        ООООООООООО ОО
      ё        е                          о
 
б) Привести  примеры (слайд № 10).
  Щётка – щетина              прыжок                   лучом
  шёлк   –  шелка                   ручонка                   свечой
  шёпот – шептать             зайчонок                 борщом
  решётка – решето            сверчок                    камышом
 
V. Закрепление.
 
1. Задание для 1 группы учащихся (слайд № 11). Вставить пропущенные буквы. Записать слова в таблицу
Боч..к, врач..м, бараш..к, товарищ..м, деревц..м, певц..м, веноч..к, луч..м, башмач..к, зеркальц..м, меч..м, бельч..нок, чаш..й, песоч..к, внуч..к. 
суффикс окончание
о е о е