Презентация к уроку Правописание букв о, е после шипящих в окончаниях прилагательных ( 5 класс)
Тема: «Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.»Класс: 5 Тип урока: Урок получения новых знаний. Автор: Чванова Инна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Б-Якшенской оош Бутурлинского района Нижегородской области Тема: «Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.» Цель: 1. Формирование навыков правописания гласных о-е после шипящих в окончаниях прилагательных.Задачи: 1. Уметь применять изучаемое правило. 2. Формировать навыки самостоятельного решения проблемных задач. 3. Развивать умение систематизировать и обобщать полученные знания. Поразительн.. тишиной, об удивительн.. картине, далёк.. горизонтом, багрян… листьями, фиолетов… красками, внезапн.. появление, восхитительн.. музыку, с очаровательн.. девочкой, весенн.. трель. Поразительной тишиной, об удивительной картине, далёким горизонтом, багряными листьями, фиолетовыми красками, внезапное появление, восхитительную музыку, с очаровательной девочкой, весеннюю трель. В далёкие времена в одном королевстве жили-были имена прилагательные. Правила тем государством королева Грамматика. Рядом с прилагательными жили другие части речи, а также гласные и согласные. Жили они все в мире и дружбе. Но вот однажды королеве доложили, что её хотят видеть прилагательные. Только вот плачут они о чём-то, в платочки сморкаются, причитают и одеты как-то странно. Будто в их одеждах чего-то не хватает. Велела их королева впустить. Предстали прилагательные перед королевой и ещё пуще разрыдались. Кое-как успокоила их Грамматика и попросила рассказать, что их так расстроило и почему они так странно одеты. Успокоились немного прилагательные, и одно из них рассказало королеве вот что… - Жили мы в нашем государстве с гласными и согласными в мире и дружбе. Только однажды расшипелись шипящие ж. ш, щ , ч , что не хотят они , чтобы после них гласные стояли. Купило одно прилагательное себе хорош.. пальто (осень уже наступила), а в пальто – дырка, т.к. нет в этом слове окончания, шипящие не пустили. Другое прилагательное решило на плечи больш.. шарф накинуть. И опять незадача – в самой середине шарфа – дырка. Впали прилагательные в уныние, не знают, как им дальше жить. Призадумалась королева Грамматика, бровки принахмурила. Потом улыбнулась и велела издать следующий Указ: «В окончаниях имён прилагательных после шипящих под ударением пусть пишется буква О, а без ударения - буква Е »! Не посмели перечить королеве шипящие. А прилагательные повеселели, поблагодарили королеву и пошли домой. С тех пор в государстве этом вновь воцарились мир и дружба. На свеж…м воздухе, к старш…му брату, в больш…м дремуч…м лесу, по горяч…му следу, у могуч…го дуба, в колюч…м кустарнике, в чуж…м доме. О - ЕХорош… дело века живёт. Из больш… тучи, да мала капля. Чуж… славой не проживёшь. Пригож.. всё к лицу. Чуж… не бери, а своего не теряй. Лежач… не бьют. И в стояч… воде утонуть можно. От хорош.. дерева – хороший плод. В больш… деле пустяков не бывает. Записать в столбик слова, подобрать к ним антонимы. к младш…му – в маленьком – по холодному – в родном – о плохом – в старой (газете) - по гладкому - Составить по картине рассказ или отдельные предложения, используя имена прилагательные, в том числе на изучаемую орфограмму.