Конспект занятия по теме: Жила-была сказка


ЖИЛА – БЫЛА СКАЗКА

Игра-путешествие «Жила-была сказка»
Цель: повторение и обобщение знаний обучающихся о  сказках.
Задачи:
- расширять знания детей о сказках;
- развивать бережное отношение к книгам;
- воспитывать доброе отношение друг к другу, такт и деликатность, стремления совершать добрые дела.
Форма проведения: игра-путешествие.
Оборудование: компьютер, презентация, «Ромашка» с вопросами, выставка книг со сказками, выставка рисунков.
План проведения:
Беседа о значении сказок в жизни людей.
Путешествие на “Ковре – самолете” по сказкам.
Викторина по сказкам.
Подведение итогов: награждение участников путешествия.
Предварительная работа:
Оформление «Сказочного города», подготовка выставки рисунков сказочных героев и иллюстраций сказок, подготовка чтецов.
Ход
I. Этический заряд
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какое солнышко на улице. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу! Садитесь.
II. Сообщение темы
Дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир сказок. Выполняя предложенные вам задания, вы вспомните добрых и злых, смешных и грустных героев из сказок, которые знаете с детства, вспомните весёлых и находчивых героев о которых теперь уже читаете сами.
Нет человека, которого хотя бы один раз не тронула до глубины души волшебная сказка. В сердце каждого взрослого живет, свернувшись в теплый комочек, его любимая сказка, услышанная в детстве...
Cказка забавляет, трогает, увлекает. Но при всем этом она неизменно ставит вопросы; сказка хочет, чтобы ребенок думал. Зачем люди сочиняют сказки? Конечно, чтобы рассказывать их детям и учить ребят добру. Ведь в сказках зло наказывается, добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро порождает добро.
Сказка родилась давным-давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их своим родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, светлая, умная.
Ученик 1
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ её творец,
Народ творец, народ мудрец.
В неё мечту свою вложил
Как золото в ларец.
- И сегодня, ребята, я хочу пригласить вас в удивительную страну сказок. Ее населяют разные добрые и злые герои: гномы и тролли, колдуны и лешие, Баба-Яга и Кощей Бессмертный, Иван-царевич и Елена Прекрасная. Добраться туда нетрудно, нужно только закрыть глаза и представить, что мы летим на ковре-самолете далеко-далеко, через моря и океаны, леса и степи.
Ученик 2
Начинаем сказку, а вернее, присказку!
В нашем царстве-государстве,
Далеко ли, близко ли,
Ученик 3
За лесами, за долами,
За высокими домами
Стеной стоит дремучий лес,
Он полон сказок и чудес.
Ученик 4
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Грибов там целое лукошко
В миг соберешь ты для друзей.
Ученик 5
Построен чудо-городок,
В нем каждый дом, как теремок.
Богатые хоромы, а житель – всем знакомый.
- И вот наш “Ковер-самолет” прибыл.
Первая остановка – “Сказочная Улица”. Отгадайте, какие сказки здесь живут?
- Женщина пришла домой, посадила ячменное зернышко в цветочный горшочек. Только она его посадила, зернышко сразу дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан. (“Дюймовочка”, Г.Х. Андерсен)
- Помогла нам яблонька, помогла нам речка,
Помогла нам теплая с пирожками печка.
Все нам помогали, все нас укрывали.
К батюшке и матушке мы домой попали.
Кто унес братишку? Назовите книжку! (“Гуси-лебеди”, р.н.с.)
- Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям разбежалися:
Тараканы под диваны, а козявочки под лавочки… (“Муха-Цокотуха”, К.И. Чуковский)
- Кто-то за кого-то уцепился крепко.
Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!
Но еще помощники скоро набегут.
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Может, это….. (“Репка”, р.н.с.)
- Не лежалось на окошке – Покатился по дорожке. (“Колобок”, р.н.с.)
- Ребята, на этой улице есть замечательное Музыкальное кафе. Заглянем? Герои сказок очень любят петь. Сейчас прозвучит несколько песен, угадайте имена героев, которые их поют.
А теперь мы с вами оказались на Аллее Быстрых Ответов.
Многие сказочные герои имеют длинные имена. Сейчас я буду говорить одну часть имени, а вы должны сказать вторую.
Муха… (Цокотуха)
Курочка… (Ряба)
Крокодил… (Гена)
Доктор… (Айболит)
Старуха… (Шапокляк)
Карабас… (Барабас)
Змей… (Горыныч)
Почтальон… (Печкин)
Кощей… (Бессмертный)
Мальчик-с… (пальчик)
Василиса… (Премудрая)
Черепаха… (Тортилла)
Старик ( Хоттабыч)
- И на этой Аллее расположено уютное Кафе. И в этом кафе нас ждёт весёлое задание. Самым смелым предлагают станцевать с замечательными героями.
А вот и следующая остановка – Сказочный Вернисаж.
Здесь хранятся портреты известных сказочных героев. Послушайте описание и угадайте…
1.Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка! Как она мала! (Дюймовочка)
2. Она слегка прикоснулась к ее платью волшебной палочкой, и старое платье превратилось в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи. (Фея)
3. Она была так прелестна и нежна, но вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда. Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. (Снежная королева)
4. Это был совершенно неизвестный науке зверь. Никто не знал, куда его поместить: то ли к зайцам, то ли к тиграм, то ли вообще к морским черепахам. (Чебурашка)
5. Этот малыш носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. (Незнайка)
6. Я красив, силен, могуч,
Я грознее темных туч,
Я умнее всех, нет слов,
Много у меня голов. (Змей Горыныч)
- Неожиданная остановка – Дремучий Лес.
Что это? (Избушка на курьих ножках.) А кто в ней живет? (Баба-Яга.)
Какие слова надо сказать, чтобы она повернулась? (Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом.)
Чтобы вырваться из цепких рук Бабы-Яги и отправиться дальше, необходимо пройти через болото и отгадать три ее загадки:
В какой из этих сказок живет Баба-Яга? (Выбрать из предложенных иллюстраций к сказкам – “Царевна-лягушка”.)
Какие волшебные вещи есть в сказках? (Клубок, дудочки, шапка-невидимка.)
На чем передвигаются герои сказок? (Ковер-самолет, сапоги-скороходы, ступа.)
Вот мы и убежали от Бабы-Яги. Продолжаем наше путешествие. Чтобы дорога показалась нам интересной и нескучной, поиграем в игру “Ромашка”.
Участники по очереди отрывают лепестки от ромашки, читают вопрос и отвечают на него.
Какого цвета были волосы у Мальвины?
Из чего Фея сделала Золушке карету?
Сколько козлят у многодетной козы?
Как звали самую маленькую девочку?
Кто первый нашел теремок?
В какой сказке медведь сам сочиняет стихи?
Самый лучший в мире фантазер и сладкоежка?
Самая известная курица?
Сказочная скатерть.
Кто из обитателей болот стал женой царевича?
А вот и Площадь Чудес. Здесь часто выступают приезжие артисты. Раз уж мы сюда попали, давайте исполним песню.(песня)
А вот и следующая остановка – Мульти-пульти-парк.
Здесь отдыхают герои известных мультфильмов.
Мультвикторина:
Кто из героев любит произносить: “Ребята, давайте жить дружно!” (Кот Леопольд.)
Один из жителей Простоквашино, который любит молоко и неправильные бутерброды. (Кот Матроскин.)
Что все время говорил Волк Зайцу в одном известном мультфильме? (Ну, погоди!)
Как звали мальчика, которые на время оставил своих родителей, чтобы пожить в деревне с друзьями? (Дядя Федор.)
Какое лекарство Доктор прописал Коту Леопольду? (Озверин.)
Мультфильм про неразлучных друзей-музыкантов? (Бременские музыканты.)
Как звали старушку, любившую крыс? (Старуха Шапокляк.)
Какова длина одного известного удава? (38 попугаев и 1 крылышко.)
Что находилось в голове одного веселого медвежонка? (Опилки.)
У кого были в гостях Винни - Пух и его друг Пятачок рано утром? (У Кролика.).
Выходим из парка и попадаем прямо на Бульвар Превращений.
И здесь тоже живут сказки. И сейчас вы поработаете детективами. Ко мне попало несколько потерянных сказочных вещей. Проведите расследование и скажите, кто из сказочных героев мог эти вещи потерять.
Корзинка с пирожками. (Красная шапочка.)
Азбука. (Буратино.)
Туфелька. (Золушка.)
Ступа. (Баба-Яга.)
Голубая шляпа с широкими полями и кисточкой. (Незнайка.)
Бочонок меда. (Вини-Пух.)
Самовар. (Муха-Цокотуха.)
Стрела. (Лягушка-царевна.)
Игла. (Кощей Бессмертный.)
Яйцо. (Курочка Ряба.)
- Молодцы! Мы попали в самое необычное место в Стране Сказок –
в Переулок Сюрпризов. И здесь нас ждет… Сюрприз! Телеграмма от сказочных героев…
Текст телеграммы: Дорогие наши друзья! Мы были рады встрече с вами. Читайте сказки. Любите книги! Будьте добрыми, смелыми, справедливыми! До новых встреч. Жители Сказочного города.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня мы вспомнили любимые сказки (русские народные, авторские), любимых сказочных и мультипликационных героев.
Мы покидаем страну сказок, но не прощаемся с ней. Вы еще не раз побываете в этой удивительной стране, в гостях у своих любимых героев и непременно познакомитесь с новыми.
Сказка – это не только произведение, которое интересно читать, это еще и хороший учитель. Недаром говориться “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок”.
Дети-чтецы читают стихи.
Ученик 1.
Нас встречает в жизни сказка
Вместе с материнской лаской,
С добрым бабушкиным взглядом,
Чтоб идти по жизни рядом.
Ученик 2.
Никогда нам не наскучит.
Быть отважными научит.
В беде научит помогать.
Никогда не унывать!
Ученик 3.
И пусть зло пока хитрее,
Все равно добро мудрее!
Сказка нам поможет жить
И все невзгоды победить!
Подведение итогов. Спасибо, всем участникам! Спасибо, артистам! До свидания! До новых встреч!
Литература:
Кульневич С.В. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. – Воронеж: “Учитель”, 2001.
Попова Т.Н. Мультвикторина. – “ПедСовет” 1998, № 6.
Шин С.А. Сценарии школьных праздников для учащихся 3-4 классов: Летим на крыльях мечты. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.