Урок по литературному чтению для 3 класса. «Б.Заходер Вредный кот»
Тема урока: Поэтические странички. Б.Заходер. "Вредный кот"
Цель: приобщение учащихся к чтению через знакомство с произведениями
различных жанров.
Задачи
Обучающие:
- создание условий для знакомства учащихся с произведениями
Б. Заходера, понимания их особенностей;
- создание условий для развития навыков выразительного, правильного, беглого чтения; формирования навыков выборочного чтения, чтения по ролям;
- создание ситуаций для формирования умения строить развёрнутые высказывания, рассуждения, для развития речи учащихся, расширения их словарного запаса;
Развивающие:
- развивать умение видеть в герое недостатки и объяснять их;
Воспитательные:
- установление психологического и эмоционального контакта с детьми;
- способствовать воспитанию заботливого отношения к домашним животным, чуткого отношения ко всему живому;
- учить детей анализировать своё поведение через поступки литературных персонажей.
Ход урока.
1. Организация начала урока;
2. Проверка домашнего задания.
Разноуровневый тест
3. Постановка темы и цели урока.
Сегодня у нас необычный урок.
Предлагаю поиграть в такую игру. На доске в беспорядке прикреплены карточки. Разложите их на 2 группы: хорошие поступки и плохие.
На доске:
учить уроки
обижать малышей
помогать друзьям
мешать кому-либо
говорить правду
обзываться
слушать учителя на уроке
драться
быть вежливым
не слушать говорящего
уважать родителей
быть обидчивым
перебивать говорящего
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
- О хороших поступках и плохих. Наши поэтические страницы будут объединены одной темой. «Будем делать хорошо, и не будем - плохо».
Мы познакомимся с произведением Бориса Заходера "Вредный кот"
знать уметь
знать: биографию автора, другие произведения автора
уметь: анализировать стихотворение, делать выводы, характеризовать героя
Откройте тетради. запишите число и тему урока.
Актуализация субъективного опыта учащихся.
а) дыхательные упражнения. «надуй шарик», «остуди чай», «одуванчик», «сдуй пылинку», « задуй свечу».
Набрать плавно воздуха в грудь столько, чтобы хватило на произнесение фразы:
ТАЕТ СНЕГ. ТЕЧЁТ РУЧЕЙ.
НА ВЕТВЯХ ПОЛНО ВРАЧЕЙ. - Что необычного во фразе? Исправляем. Что вы знаете об этой птице?
Дополнительная информация.
Еще с давних времен, наступление весны связывали с возвращением птиц из теплых краев, поговаривая при этом: «Птицы на крыльях весну принесли». Первыми с зимовки возвращаются грачи, обычно это происходит 17 марта на День Герасима Кочевника. Грачи прилетают первыми, потому что улетают на сравнительно небольшое расстояние, поэтому и возвращаются раньше всех. В связи с этим возникли некоторые поговорки: «Грач на горе – так и весна на дворе», или вот еще одна «Увидел грача – весну встречай».
У Бориса Владимировича есть интересная книга «Путешествие в Хохотанию» вот еще несколько похожих стихов.
Закричал охотник: - ОЙ!
Двери гонятся за мной!
Мы собирали васильки.
На голове у нас щенки.
Как вы думаете, каким должен быть автор, придумавший такие стихи?
4. Работа с темой урока
Знакомство с биографией Б. Заходера.
– Скажите, ребята, кто-нибудь из вас был знаком до нашего урока с творчеством писателя Б. Заходера?
– А хотите узнать интересные сведения о его жизни?
Чтение эпиграфа урока учителем.
На доске запись:
Ты – Вдохновенный,Ты, мой читатель,Душой одаренный, –Ты мне нужнее, чем Сердце в грудиЖду. Приходи.Б.Заходер.
Автор приглашает нас заглянуть в мир необычной поэзии.
– Возьмите листы с информацией “Биография Б. Заходера” и самостоятельно прочитайте сведения о писателе, а теперь соберем биографию поэта.
Работа в группах. Правила работы.
Борис Владимирович Заходер.
(9 сентября 1918 – 7 ноября 2000 гг.)
В детстве самым главным увлечением Заходера были животные.
Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки.
Борис Заходер не только поэт, но еще и сказочник. Героями его сказок становятся “братья наши меньшие” – птицы, звери, рыбы.
По сценариям или по мотивам сказок писателя “Русачок”, “Кит и Кот”, Серая Звездочка” сняты мультипликационные фильмы.
Борис Заходер еще и переводчик. С его помощью переведены на русский язык известные произведения, такие как: А. Мильне “Вини-Пух и Все-Все-Все”, А. Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, Л. Кэрролл “Алиса в Стране Чудес”, П. Треверс “Мэри Поппинс”.
За перевод книги Л. Кэрролла “Алиса в Стане Чудес” Борис Заходер был награжден почетным дипломом Андерсена. Это лучшая награда для любого писателя.
Многие композиторы писали песни на стихи Б. Заходера. Самые известные из них – это песенки Винни–Пуха, Мэри Поппинс, Алисы из Страны Чудес.
А знаете ли вы, что в доме Заходера очень много книг – 60 полок!
Юные читатели!
Читайте книги Бориса Заходера. Это полезное и увлекательное занятие.
– Что вас особенно заинтересовало из прочитанного?
(Ответы детей сопровождаются выставкой книг Б. Заходера).
– Остановимся на стихотворении Б. Заходера "Вредный кот"
Знакомство с произведением.
- Чтение наизусть.(заранее подготовленный ученик)
- Какое стихотворение? (Весёлое, грустное, смешное. Кому смешно? Кому неприятно? Почему?)
Словарная работа (на доске). Подобрать синонимы к словам.
НЕВМОГОТУ – нет сил, плохо, не до тебя, трудно
ЗАЛЯПАЛ – испачкал, вымазал, сделал грязным, испортил
УЛИЗНУЛ – удрал, убежал, унёс ноги, сбежал
КЛЕВЕТА – ложь, неправда, обман, оговор
Анализ стихотворения.
Используя памятку проанализируйте стихотворение (работа в парах сменного состава учитель-ученик) Стихотворение передает нам веселое настроение, смешное поведение Вовы. Но очень жалко кота, потому что он зря был обижен мальчиком. Тема стихотворения: отношение к животному, обман. Эпитет - вредный кот. в стихотворении не встречаются слова обозначающие цвет, запах. Звук "Мяу"
Ф\М Для улучшения мозгового кровообращения
1. И.п. – сидя на стуле: плавно отклонить голову назад; 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – сидя, руки на поясе: 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
Самостоятельное чтение (про себя).
Чтение через слово (усиление произвольного внимания, развитие глазодвигательной активности ребёнка).
ФИЗКУЛЬМИНУТКА. ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
5. Применение знаний и способов деятельности.
Соотнесение названия стихотворения и его содержания.
- Черты характера Пети ( задира, не ласковый, злой, даже жестокий, грубый, готов переложить свою вину на других, ).
- Дать своё название стихотворению.
- Несоответствие названия содержанию – это такой приём, который использует автор, чтобы читатели сами определили, кто же на самом деле вредный.
6. Упражнения в отработке навыка чтения
* Поиск строк по началу или слову. Учитель читает строчку, учащиеся должны продолжить
* «Пчелиный улей» - чтение в парах. Предварительное задание:
определить, когда Петя сердится, когда злится, когда сожалеет о сделанном, когда не признаёт свою вину.
ф\м Релаксация
* Чтение и интонацией.
7. Информация о домашнем задании.
* Выразительно читать по ролям стихотворение «Вредный кот», по желанию выучить.
* Творческое задание:
1. НАША ФОТО- КОТО галерея
2. Найти стихи других поэтов про котов: ЭТО НАШИ КОТО - НОВОСТИ СО ВСЕГО СВЕТА.
8. Итоги урока.
Выбери пять добрых дел и запишите их в тетрадь.
- Думать о родителях
- Утешить плачущего
- Радоваться неудаче ближнего
- Подать милостыню
- Стремиться быть богатым человеком
- Помогать ближним
- Завидовать
- Сделать кормушку для птиц
9. Рефлексия.
?ђЗаголовок 115