Самоанализ урока литературного чтения в 1 классе К.И.Чуковский Телефон
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Учитель: Щербакова Галина Владимировна
Дата: 10.02.2015
Класс: 1-Б, МБОУ «Школа-гимназия №1» городского округа Судак
Предмет: литературное чтение
Тема: «К.И.Чуковский «Телефон»
Тип урока: Решение учебной задачи
Вид урока: урок – практикум.
Преподавание литературного чтения ведется по учебнику: Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / [В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградорская, М.В.Бойкина] – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 111 с.: ил. – (Школа России). На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «К.И.Чуковский «Федорино горе», «К.И.Чуковский «Айболит», «К.И.Чуковский «Муха-цокотуха».
Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:
образовательный: познакомить обучающихся со стихотворением К.И.Чуковского «Телефон»;
развивающий: способствовать развитию мыслительных операций, внимательности, наблюдательности;
коррекционный: расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.
воспитательный: воспитывать уважительное отношение к родному языку и литературе, прививать навыки дружеского общения, познакомить с правилами общения по телефону.
Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися);
наглядные (демонстрация презентации обучающего курса, видеосюжеты);
практические (работа с текстами и тестами, составление кластера)
по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался средний темп работы учащихся.
Урок начинается с организационного момента и постановки учебной задачи, цель которого – подготовить учащихся к работе на уроке.
На следующем этапе «Закрепление опорных знаний» было использовано несколько видов деятельности, направленных на активизацию познавательной деятельности. Вначале я использовала упражнение для повторения «Разгадай загадку», направленное на активизацию внимания, памяти, речи. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Разгадав загадки и получив иллюстрации с изображением угаданного животного, учащиеся смогли рассказать о внешнем виде, повадках, среде обитания животных, что позволяет говорить о межпредметных связях («Окружающий мир»). Дополнительной информацией было сообщение учителя о газелях. Вопрос о звуках, издаваемых животными позволил сделать переход к следующему этапу урока.
Тематическая физкультминутка «Зарядка в зоопарке» дала возможность обучающимся отдохнуть перед сменой вида деятельности.
Следующий этап - «Постановка учебной задачи». Цель данного этапа – определить объект дальнейшей работы. Для достижения поставленной цели я использовала игровой метод – «Перепутанные буквы». Обучающиеся в игровой форме решили поставленную задачу: назвали имя писателя, о произведении которого будет идти речь на уроке.
Следующий этап урока «Усвоение новых знаний и способов действий» состоял из нескольких подразделов:
1. Творчество К. И. Чуковского
2. Викторина по сказкам К.И.Чуковского
3. Беседа о телефоне.
4. Правила общения по телефону
5. Прослушивание стихотворения (видео)
6. Чтение текста (учебник, с. 96)
7. Работа с текстами стихотворения. Словарная работа
8. Выразительное чтение по ролям
Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы. Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, положительная оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.
Здесь использовался метод наглядности и метод словесного представления учебного материала, т.е. учащиеся отвечали на вопросы слайдов, работали с текстами, обобщали и систематизировали полученные сведения. На данном этапе основная форма работы – фронтальная. Так же на этом этапе была проведена самая сложная и объемная работа, выполнение которой требовало от учащихся владения определенными знаниями и умениями. Данная работа включала: отгадывание названий произведений, изученных ранее, по отрывку, составление правил общения по телефону, восприятие объяснений учителя по объяснению значений новых слов и чтение текста по ролям.
Для наглядного ориентира выразительного чтения был показан видеофрагмент с чтением текста в актерском исполнении, что позволило обучающимся в процессе дальнейшего чтения по ролям правильно выбрать интонацию и тембр голоса.
Так как в тексте стихотворения автор использовал слова, незнакомые первоклассникам, я сочла целесообразным на конкретных примерах практически продемонстрировать значение слов «пуд», «калоши», «дюжина». На уроках математики были изучены темы «Килограмм», «Число 12», что позволило с помощью межпредметных связей дать первоклассникам представление о значении устаревших слов.
Для актуализации выбранной мной темы самообразования «Методика достижения оптимального уровня чтения через систему тренировочных упражнений» первоклассникам были предложены творческие задания. Обучающиеся показали заинтересованность в работе с использованием приема ролевой игры. Сквозь весь урок красной линией проходила тема животных, зоопарка. Я считаю, доступность данного материала пониманию каждого ребенка обусловила активное участие учащихся в обсуждении рассматриваемых тем.
По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся на уроке снижается. Поэтому на этапе закрепления знаний использовалась вторая физкультминутка «Праздник в зоопарке».
5 этап урока – «Закрепление знаний и способов действий». Проведя большую предварительную работу в ходе подготовки к основному виду деятельности – чтению по ролям, я сочла нужным закрепить полученные знания в виде беседы по содержанию стихотворения, в ходе которой учащимся не составило большого труда ответить на вопросы.
С целью привлечения обучающихся начальной школы к подготовке сдаче ЕГЭ на уроках я использую работу с тестами. Проверка тестовых ответов прошла в виде составления кластера.
В течение всего урока соблюдалась логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.
Структура урока мною тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие установлению благожелательной продуктивной обстановки в классе. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.
На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз – мозг – рука. Подобранные учебные задания способствовали формированию творческих способностей учащихся.
Внимание учащихся на уроке было мобилизовано различными способами:
через прямое требование;
связывая изученный материал с жизнью школьника;
с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций.
На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.
На организационном и заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребенка, мною был использован метод «Самооценка» - объективное оценивание самого себя. Учащиеся должны были продолжить фразы: «Мне понравилось Я узнал, что» Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребенка на уроке, а учащимся почувствовать свою значимость и успешность, сделать выводы о приобретенных знаниях. Рефлексия урока показала, что большинство обучающихся получило положительное впечатление от урока, чему свидетельствовали поднятые «солнышки».
При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Объяснение нового материала я построила с учетом доступности информации, используя примеры, близкие и знакомые ученикам в повседневной жизни. Мне удалось наладить контакт с детьми, несмотря на присутствие других людей, психологического дискомфорта первоклассники не испытывали в связи с заинтересованностью изучаемым материалом, на уроке не было отчуждения и равнодушия со стороны учащихся.
Трудоспособность учащихся на уроке оценена мной как средняя. Активность обучающихся я оцениваю на высоком уровне: наблюдались заинтересованность и стремление поучаствовать в ходе обсуждений. Данный урок можно характеризовать как интерактивный, т.к. на уроке не было детей, не охваченных деятельностью, к каждому был применен дифференцированный подход.
Была проведена большая предварительная подготовка к уроку: составлен сценарий урока в соответствии с поставленными целями, разработаны универсальные учебные действия, составлены мультимедийная презентация, найдены соответствующие теме видеофрагменты и физкультминутки, тщательно продумано объяснение значений незнакомых слов с использованием наглядности и т.д.
Учитывая сложность ситуации для первоклассников (открытый урок), на случай непредвиденной ситуации были запланированы разные виды упражнений, ребусов, которые были бы введены в ход урока согласно уровню развития класса.
В целом урок был направлен на совершенствование знаний, умений и навыков учащихся. План урока был выполнен полностью.
Считаю поставленные цели реализованными, задачи решенными и достигнутыми, доказательством чего служит активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока.
Учитель _______________Щербакова Г.В.
13PAGE \* MERGEFORMAT14315