Методическая разработка. М. Лермонтов Песня про купца Калашникова. Игра.
Методическая разработка
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
(В форме игры «Как стать миллионером»)
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Цели:
познакомить учащихся с поэмой М.Ю. Лермонтова;
показать мастерство Лермонтова-художника, особенности использования тропов в поэме;
обсудить проблему долга и чести в поэме;
показать особенности поэмы как лиро-эпического жанра и ее связь с фольклором.
Описание игры:
Игра построена как телеигры «Как стать миллионером», «О, счастливчик», т.е. командам задаются вопросы и даются варианты ответов. Вопросы и варианты ответов зачитывает ведущий. Команда должна выбрать правильный ответ. У команд есть возможность попросить «помощь зала», при этом игроки других команд «голосуют», т.е. ведущий подсчитывает, сколько игроков за какую версию высказалось; «позвонить» другу, т. е. попросить помощи у игрока другой команды; попросить убрать два неверных ответа («50 на 50»), но это можно сделать только по одному разу. После розыгрыша вопросов предлагаются задания и темы для совместного обсуждения.
Оборудование:
на каждом столе - наборы карточек с крупно написанными буквами А, Б, В, Г (или А, В, С, Д), причем число наборов должно соответствовать количеству игроков в команде;
таблички с названиями команд, которые ребята придумывают в соответствии с темой;
чистая бумага, ручки или карандаши на столах.
Вступительное слово учителя (ведущего)
Нередко название многое сообщает читателю. Интересно, что и слово «песнь» в названии некоторых произведений указывает на их связь с народным героическим эпосом: «Песнь о Роланде», «Песнь о вещем Олеге», АС. Пушкина... М. Ю. Лермонтов тоже называет свою поэму «песней», И мы переносимся в далекий 16 век, когда на Руси царствовал Иоанн 4, прозванный Грозным за свою суровость и жестокость. Зачем же обращается поэт ХIХ в. к столь далеким событиям, что хотел сказать читателям своей поэмой? Об ЭТОМ И пойдет сегодня речь.
Вопросы командам
Вариант №1
1. В каком веке происходят события в поэме?
(А) В 15 в.
(Б) В 16 в.
(В) В 17 в.
(Г) В 18в.
2. Кто стоит на пиру позади царя?
(А) Стольники.
(Б) Сплетники.
(В) Сводники.
(Г) Сокольники.
З. Что Кирибеевич попросил у царя?
(А) Сосватать его.
(Б) дать должность при дворе.
(В) Отпустить в монастырь.
(Г) Отпустить сражаться с басурманами.
4. Как звали старую работницу в семье Калашниковых?
(А) Елисеевна.
(Б) Еремеевна.
(В) Егоровна.
(Г) Евстигнеева.
5. Где в Москве происходили кулачные поединки?
(А) На Соборной площади.
(Б) На Каменном мосту.
(В) На Москве-реке.
(Г) В Александровском саду.
6. Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова?
(А) Владимирская.
(Б) Киевская.
(В) Суздальская.
(Г) Тульская.
7. Что такое аргамак?
(А) Конь.
(Б) Оружие.
(В) Одежда.
(Г) Напиток.
8. Какого цвета традиционно была рубаха палача?
(А) Белого.
(Б) Черного.
(В) Красного.
(Г) Голубого.
9. Где происходят события в первой части поэмы?
(А) В Зимнем дворце.
(Б) В Кремле.
(В) В Коломенском.
(Г) В Белом доме.
10. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?
(А) С алмазом.
(Б) С яхонтом.
(В) С бирюзой.
(Г ) С жемчугом.
11. Какой особый знак принадлежал Опричникам?
(А) Метла и собачья голова.
(Б) Черная лента через плечо.
(В) Ястреб на левом плече.
(Г) Перстень с изображением волчьей морды.
12. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?
(А) Царского суда.
(Б) Немилости мужа.
(В) Людской молвы.
(Г ) Лютой смерти.
13. Каков размер места, огороженного для поединка (приблизительно)? (А)100 метров.
(Б) 20 метров.
(В) 300 метров.
(Г) 50 метров.
14. Какая вещь, принадлежавшая Алене Дмитриевне, оказалась в руках Кирибеевича?
(А) Кольцо.
(Б) Фата.
(В) Туфелька.
(Г) Пуговица.
15. Кто из родственников Алены Дмитриевны оставался рядом с ней?
(А) Мать.
(Б) Младший брат.
(В) Старший брат.
(Г) Сестра.
16. С кем гусляры сравнивают царя?
(А) С ястребом.
(Б) С соколом.
(В) С орлом.
(Г) С вороном.
17. На какую глубину вошел в пол наконечник царского посоха?
(А) На дюйм.
(Б) На полчетверти.
(В) На пол-аршина.
(Г) На полпальца.
18. Где происходят события второй части поэмы?
(А) В Лефортове.
(Б) В Кускове.
(В) В Замоскворечье.
(Г) В Зарядье.
19. Куда уходила из дома Алена Дмитриевна в тот злополучный вечер?
(А) В лавку.
(Б) К подружкам.
(В) В церковь.
(Г) На свидание.
20. Что должны были сделать братья Степана Калашникова в случае его смерти?
(А) Уехать за границу.
(Б) Подать в суд.
(В) Тайно убить злодея.
(Г) Выйти на поединок.
21. Кому перед боем не поклонился Калашников?
(А) Жене.
(Б) Царю.
(В) Богу.
(Г) Народу.
22. Какую беду молодого опричника не предполагал царь?
(А) Одежда износилась.
(Б) Конь захромал.
(В) Любовь приключилась.
(Г) В бою одолели.
23. Что сделал Калашников перед поединком?
(А) Надел рукавицы.
(Б) Надел шапку.
(В) Надел кольчугу.
(Г) Надел крест.
24. Какие товары предлагал в своей лавке купец Калашников?
(А) Колбасные.
(Б) Шёлковые.
(В) Кондитерские.
(Г) Контрабандные.
25. Кто из главных героев поэмы «выпал» из ее названия?
( А ) Степан Парамонович.
(Б) Кирибеевич.
(В) Алена Дмитриевна.
(Г) Иван Васильевич.
26. Из какой семьи родом Кирибеевич?
(А) Михаила Романовича.
(Б) Казимира Малевича.
(В) Малюты Скуратова.
(Г) Василия Шуйского.
27. Что удивило купца Калашникова, когда он вернулся домой?
(А) Новы обои.
(Б) Незваный гость.
(В) Отсутствие жены.
(Г) Присутствие жены.
28. Сколько ударов нанесли друг другу противники в кулачном бою?
(А) Три.
(Б) Пять.
(В) Два.
(Г) Один.
29. Какой крест поставили на могиле Калашникова?
(А) Кленовый.
(Б) ) Дубовый.
(В) Сосновый.
(Г) Осиновый.
30. Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его казни?
(А) Отправить в ссылку.
(В) Запретить торговлю.
(В) Разрешить беспошлинную торговлю.
(Г) Пристроить при дворе.
31. Сколько лет было М.Ю. Лермонтову, когда он сочинил эту поэму
(А) 18.
(Б) 43.
(В) 23.
(Г) 33.
Вопросы для обсуждения
1. Какова главная проблема поэмы? Зачем поэт обращается к ней? Почему Лермонтов при решении ее обратился к истории России?
(Главной проблемой поэмы можно назвать прроблему долга и чести. Лермонтов обратился к истории России, видимо, потому, что в современной ему жизни 1830-х гг. не было жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую эту нравственную проблему О своем поколении Лермонтов писал:
«Перед опасностью позорно малодушны и перед властию презренные рабы. Можно более подробно вспомнить характеристику эпохи 3О-х гг. 19 в. А.Н. Герцен писал об этом времени: «Нужно было иметь другую закалку, чтобы дышать воздухом этой зловещей эпохи. Надобно было с детства приспособиться к этому резкому и непрерывному ветру; сжиться с неразрешимыми сомнениями, с горчайшими истинами, с собственной слабостью, с каждодневными оскорблениями, надобно было с самого детства приобрести привычку скрывать все, что волнует душу и не только ничего не терять из того, что в ней схоронил, а, напротив, дать вызреть в безмолвном гневе всему, что ложилось на сердце. Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы, с кандалами на руках и ногах, высоко держать голову».)
2. Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине?
(Народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песня правдива, ибо рассказывает о реальных или легендарных событиях, с помощью этой формы у поэта появляется возможность создать иллюзию объективного отношения к героям, ибо герои показаны как бы глазами народа. Так, в поэме народное мнение выражают гусляры.)
Первое задание найдите в тексте подтверждение тому, что «Песня...» стилизована под фольклорное произведение. Докажите, что это все же не
фольклор, а авторское произведение. (Нужно обращать внимание ребят на зачин, присказки. троекратные повторы, и параллельные сравнения, инверсии. Постоянные эпитеты)
3. Кто в «Песне...» является настоящим героем и почему?
4. В 1840 г. вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений М.Ю. Лермонтова, который начинался («Песней...». Как вы думаете, почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с «Песни...»?
Второе задание характеристика героя. Команды раскрывают образ Калашникова или Кирибеевича, используя вспомогательные вопросы.
Вариант №1.
1. Какое значение имеют картины 16 века для раскрытия характера Калашникова? Какими качествами должен обладать человек,
чтобы в этих условиях отважиться защищать свою честь перед всем
народом?
2. Лермонтов описывает Калашникова?
3. Как ведет себя Калашников в семье?
4. Почему Калашников просит братьев «помолиться за его душу грешную»? В чем его грех?
5. Почему «Песня...» заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова ?
Вариант №2.
1. Как описывается в начале «Песни...» Кирибеевич? Какие образы использовали гусляры?
2. Почему гусляры, описывая внешность, сближают Калашникова и Кирибеевича, сравнивая их с героями былин? Каково отношение
к Кирибеевичу в начале поэмы?
3. Когда меняется тон гусляров по отношению к Кирибеевичу и почему?
4. Как вы понимаете слова Белинского о конце Кирибеевича: «Ужасное
торжество совести в глубокой натуре»?
5. С каким чувством гусляры описывают смерть Кирибеевича и почему?
Вариант №3.
Конкурс импровизации. Командам предлагается сочинить и «спеть» собственную «песню». Желательно соблюдение известных фольклорных канонов. Темой для песни можно взять историю и жизни ребят или какую-то популярную сказку. Победителям этого конкурса желательно поднести угощение; сладости или лимонад.
Подведение итогов.
Подсчитываются командные очки, и награждаются учащиеся, активно принимавшие участие в игре.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15