Урок по литературе по теме «Звучащие образы в стихотворении Пивоваровой «Картина» и на полотне Васнецова «Осенние листья»»


класс__________________ дата_______________
Тема: Звучащие образы в стихотворении Пивоваровой «Картина» и на полотне Васнецова «Осенние листья» с. 30-32
Цели: продолжить линию сравнительного анализа языка разных видов искусств: поэзии и живописи; развивать исследовательские навыки; формировать умения осмысленного и выразительного чтения.
Личностные универсальные учебные действия
умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
представления о глубине и разнообразии внутреннего мира человека, отраженного в литературе разных времен и народов; желание рассказывать о любимом литературном герое как источнике положительных эмоций и примере для подражания;
- осознавать себя как личностную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней.
Регулятивные универсальные учебные действия
- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
- ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;
- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
- оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.
Познавательные универсальные учебные действия
- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
- пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии;
- ориентироваться в содержании учебника;
- представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;
- осуществлять первоначальный анализ художественного текста;
- обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
- уважать мнение собеседников;
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
- участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
- действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
Учитель демонстрирует «черный ящик».
на уроке дети читают тексты по ролям (заранее подготовлены тексты-диалоги детективов Холмса и Ватсона).
1-й лист.
Ватсон. Как вы полагаете, Холмс, что может быть в этом «черном ящике»?
Холмс. Я полагаю, Ватсон, чтобы ответить на этот вопрос, надо иметь хоть какие-то сведения. Предлагаю обратиться за помощью к нашим коллегам.
– Как вы думаете, коллеги, что в «черном ящике»? (Учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос.)
– Предлагаю помощь. Послушайте стихотворение И. Пивоваровой и определите: что в «черном ящике»?
Учитель читает стихотворение.
III. Изучение нового материала.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
– Откройте учебник (с. 30), прочитайте заголовок стихотворения. Ваши предположения оправдались? Давайте вместе с нашими детективами разберемся, почему стихотворение так названо.
– Есть ли общее между картиной, написанной словом, и картиной, написанной красками?
Детективы, на эти вопросы мы должны ответить на уроке.
2. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я И. Пивоваровой «Картина».
– Какие строчки указывают, что речь идет о картине? («И на гвоздике / Висело / На / Одном».)
– Что вы заметили? (Слова записаны по-особому, каждое слово с новой строчки.)
– Как вы думаете, зачем? (Наверное, чтобы обратить внимание на них и на то, что это картина, висящая на стене.)
2-й лист.
Ватсон. Холмс, это стихотворение замечательное, но есть одна деталь, которая меня очень смущает. Все ли, о чем рассказывает стихотворение, можно изобразить на картине?
Холмс. Вы правы, доктор, некоторые слова в стихотворении… Коллеги, внимательно перечитайте стихотворение и попробуйте нарисовать к нему иллюстрацию.
На картине в неподвижном изображении очень сложно передать движение. В стихотворении картина жизни предстает как единое гармоничное целое и показана настоящим чудом. Эту жизнерадостность, переполненность жизни передать на картине труднее всего.
3-й лист.
Холмс. А вам не кажется, Ватсон, что, кроме умения рисовать, живописцу необходимо что-то еще?
Ватсон. Верно, Холмс. Я даже знаю загадку об этом.
Я становлюсь волшебником,
Когда она со мной:
Хочу – и дождь из облака
Прольется проливной,
Хочу – и волны синие
Заплещутся в реке,
И взять могу я радугу,
И подержать в руке.
(Фантазия, воображение.)
– А как вы думаете, коллеги? Что необходимо живописцу, кроме умения рисовать? (Ответы детей.)
4-й лист.
Холмс. Позвольте мне сформулировать: любому художнику (и литератору, и музыканту, и живописцу) необходимо уметь остро чувствовать окружающую красоту, красоту мира природы и внутреннего мира человека.
Ватсон. Вы как всегда правы, уважаемый Холмс.
– С помощью слова можно нарисовать не только красочную, но и «звучащую» картину природы. Найдите в стихотворении «звучащие» слова. (Щебетало, шелестело, ржало, тренькало, свистело.)
– Скажите одним словом, что изображено на картине из стихотворения? (Природа.)
– Такая картина называется «пейзаж».
Если видишь на картине
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки,
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денек.
Нарисованным быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется … (пейзажем).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Изучение нового материала (продолжение).
Р а б о т а п о к а р т и н е Васнецова «Осенние листья»
5-й лист.
Холмс. Уважаемые коллеги, но мы с вами до сих пор не заглянули в «черный ящик».
Ватсон. Я уверен, что юные детективы уже догадались, какая именно картина в этом ящике.
Учитель достает репродукцию картины Васнецова «Осенние листья»
– Рассмотрите репродукцию картины Васнецова «Осенние листья»
В ы в о д: в картине есть что-то такое, что мы можем увидеть сразу как целое. Это общее, самое важное переживание, которое отражается в названии картины, называется образом, художественным образом.
Образ – это не то, что художник изобразил конкретно (а изобразил он пустырь, детей, дома, церковь, лошадку, колодец, забор и т. д.), но то, что получилось в результате, что воспринимается как целое.– Что мы можем обнаружить при внимательном рассматривании картины?
V. Итог урока.
– Сравним стихотворение И. Пивоваровой «Картина» с пейзажем Васнецова «Осенние листья». Что общего? Чем отличаются каритны? (Общая тема – природа. В стихотворении «Картина» пейзаж находится в движении, на картине – все замерло.)– Вернемся к тем вопросам, которые поставили в начале урока. Может ли быть картина написана средствами литературы? (Да.)
– Есть ли общее между литературной картиной и картиной художника? (Да.)
Учитель читает стихотворение Д. Лукича:
Три окна
Три окна, как три картины,
На стенах моей квартиры –
Три больших,
Три цветных,
Три живых
Картины.
Каждый день
Моя семья
Смотрит их.
Смотрю и я.
Первая картина:
Высоченный клен.
Если дует ветер,
Кланяется он.
На второй картине –
Голубятни, крыши.
Мы их видим потому,
Что наш дом повыше.
Вот картина третья:
Новый дом большой.
Он один полнеба
Заслонил собой.
Три окна, как три картины,
На стенах моей квартиры:
Пестрые – дневные,
Темные – ночные.
– Что видно из окна вашей квартиры? Нарисуйте вид из окна чем захотите: красками, словами.
Рефлексия
Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения.