Урок литературного чтения Почему люди фантазируют
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 ПОСЁЛКА ИСКРА
БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»
Конспект
урока литературного чтения в 3 классе
по теме «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»
3 класс
Резванова Ольга Николаевна
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2016 год
Тема урока: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют» Т.Пономарёва «Автобус». (С. 113 – 118), поход в «МУЗЕЙНЫЙ ДОМ», фото «Нарвские ворота» и репродукция картины Павла Филонова «Нарвские ворота».
Планируемые результаты
Предметные:
- учить школьников видеть в тексте присутствие не только героев рассказа, но и героя рассказчика;
-обсудить с детьми особенности жанров сказки, рассказа, небылицы и выяснить, что они различаются по своей цели и построению;
- при помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст для подтверждения своего ответа;
- подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.
Метапредметные:
развивать наблюдательность, способность дифференцировать объекты по различным признакам;
формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
формировать эстетическое восприятие обычных предметов окружающего мира;
Прогнозируемые результаты:
третьеклассники познакомятся с тем, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.
Формирование УУД:
1. Личностные:
проявлять интерес к изучаемому материалу;
проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;
развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;
2. Регулятивные:
осуществлять самоконтроль;
учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
3. Познавательные:
а) общеучебные:
учить ориентироваться в литературных жанров;
работать с информационным материалом на компьютере;
б) логические:
анализировать, сравнивать репродукции, находить общее и отличия
в) воспитательные:
формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать;
4. Коммуникативные:
читать вслух и про себя текст на экране и в заданиях;
умение высказать свою точку зрения;
умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группе, парах);
соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;
Материалы к уроку:
презентация, репродукция картины,мозаикаОборудование:
мультимедийная установка, экран, компьютер для учителя, точка доступа для установления локальной сети класса;
Ход урока.
1.Организационный момент.
Психологический настрой учащихся (2 мин)
Учитель- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости , давайте их поприветствуем ( кивают головой)
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Ребята, я знаю, да что там, я уверена, что вы у меня самые умные, самые сообразительные, самые ответственные, поэтому ничего не бойтесь всё у вас получится!!!
СНЯТИЕ СТРАХА
Учитель
Ничего не бойся —
Ты делаешь для всех.
Лишь на тебя надеемся
И верим в твой успех.
Получится, как надо,
И даже сверх того.
Простое повторение
Давай начнем с него!
2. Актуализация и пробное учебное действие(3 мин)
Учитель Сегодня очередное занятие клуба « Ключ и заря». Мы продолжим начатую нами тему на прошлых уроках. Кто помнит, как она называется?
- «Пытаемся понять, почему люди фантазируют» (СЛАЙД)
3.Постановка цели урока.
-Учитель Да, тема у нас такая, и сегодня мы ещё раз ответим на этот вопрос «Почему люди фантазируют»
4.Определение новой темы 2 мин
-Учитель А теперь отгадайте загадку:
Что за чудо синий дом
Окна светлые кругом
Носит обувь из резины
И питается бензином?
(Автобус)
-Учитель Как же называется произведение,с которым мы сегодня будем знакомиться?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Учитель - ПРОЧТЁМ интригу на стр.113.
5. На слайде показать портрет писателя 2 мин
Рассказ ученика (Ледовская А.):
Татьяна Дмитриевна Пономарёва родилась 9 ноября 1977г. В Москве у Покровских ворот. Училась в маленькой сельской школе в подмосковном посёлке Клязьма, потом в любимой 720-й московской школе, потом в медицинском училище. Закончила Литературный институт им. Горького.
Работала медицинской сестрой, воспитателем в детском саду, библиотекарем, редактором… «Думаю – все эти мои работы были по призванию, обо всех вспоминаю с благодарностью».
В детстве хотела стать балериной, любила читать сказки.
На вопрос:
- Почему Вам нравиться быть писателем?
Она отвечает:
- Не знаю. Наверное, потому, что уже поздно становиться балериной.
А ещё потому, что мне всё время дарят ручки и разные блокнотики.
6. Рассматривание книги «Укротитель макарон».
(СЛАЙД) 1 мин
Учитель -Поймать сбежавшего из зоопарка льва, укротить сбесившиеся макароны, успокоить грустное приведение и приютить бездомный автобус – не так уж и просто. Но отважная и добрая бабушка легко справляется с этими трудными делами.
7.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения ( 5-7 мин)
Учитель -Прежде чем прочитать произведение Т.Пономарёвой «Автобус» я предлагаю вам нарисовать по представлению автобус
(листочки и цв.карандаши)
(СЛАЙД)
8.Учитель А теперь прочтём произведение Т. Пономарёвой «АВТОБУС»
Чтение текста Т.Пономарёвой «Автобус». (с.114 – 115) (Читают дети) 3 мин
Учитель Похож ли ваш рисунок автобуса на тот, что описывается в произведении Т.Пономарёвой?
Учитель Что бы вы дорисовали?
9.Выполнение заданий с.115 — 118. 2 мин
Учитель
1.Сколько героев (действующих лиц) в этой истории? (Ответы детей)
Миша говорит, что двое, а Маша – что их не меньше трёх.
А как думаешь ты ?2.Поведение автобуса напоминает тебе чьё- то ещё поведение?
Чьё именно?
3.Объявление в газете подтверждает твою догадку?
(Дети ищут и читают заметку в тексте.)
4.Симпатичный ли человек бабушка?
5.Она похожа на твою бабушку?
10.Определение Жанра произведения . ( стр.115-117) 3-4 мин
Учитель-
Это сказка или рассказ? – спросила Машина подружка Таня Перова?
-Конечно, это сказка! – рассмеялся Миша.- Разве автобус может потеряться? Может вести себя, как собака?
-Это рассказ! – убеждённо возразила Маша, но доказать не смогла.
-Это небылица,- сказал Костя Погодин.
- Выдумка может быть и в небылице, и в рассказе, и в сказке,
- Я предлагаю сначала обсудить Костино мнение. Чтобы решить, прав ли Костя, нужно задуматься над тем, что у небылицы, у сказки и у рассказа - разные цели.
Познакомься с содержанием плаката Летучей Мыши. (СЛАЙД)
Цель небылицы - поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает.
Цель сказки - приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлённым миром природы и с волшебным миром.
Цель рассказа - «рассказать» случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.
Учитель -Теперь ты сможешь ответить на вопрос
- Обсудим мнение Маши и Миши, - Ещё раз прочитайте, каковы цели сказки и рассказа. Итак, «Автобус» - это сказка или рассказ?
Как ты ответишь на этот вопрос? Для этого выполним залание на карточках
11.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 2 мин
- Для этого разделимся на группы (Выдаются листы)
«Автобус» Т.Пономарёвой это.........СКАЗКА,РАССКАЗ
По содержанию это,,,,,,,(СКАЗКА)
- ПОСТРОЕНИЮ это точно...(РАССКАЗ)
значит это..... рассказ-сказка
Учитель - Хотите проверить своё предположение? -
- Замените в тексте слово «автобус» словом «пёс» и прочитайте ещё раз. Сразу всё увидите.А что ещё нужно изменить в тексте, что бы было более правдоподобно? ПОДСКАЗКА со спутавшейся шерстью и маленькой царапиной на боку.
- (ИСПРАВЛЯЮТ)
РАБОТА В ГРУППАХ 3 мин
Учитель Можно ли сказать, что автор этого произведения воспринимает неодушевлённые предметы как живые? Как называется такой приём? ОДУШЕВЛЕНИЕМ (СЛАЙД)
Учитель Что мы можем сказать об авторе этого рассказа-сказки, какой она человек, обладающий чем?
Итог (дети): Главная героиня (бабушка), и автор (Татьяна Пономарёва) – это люди, обладающие фантазией и развитым воображением, и что под их взглядом обычные предметы становятся чудесными, способными на превращения.
Учитель: Ну а теперь нам пора отдохнуть, прокатимся на автобусе!
ФИЗМИНУТКА 1 мин
По дорожке дальней – дальнейЕхал маленький автобус.Остановки делал часто – Только руку подними;От начальной остановкиДо конечной остановкиА деревья у дорогиКланялись ему листвойОт начальной остановки До конечной остановкиЕхал маленький автобусЕхал маленький автобусТам сидели мы с тобой.
11. Учитель А сейчас мы отправимся в «музейный дом»
откройте репродукцию картины Павла Филонова «Нарвские ворота» и фотографию «Нарвские ворота»
Послушаем Висаева Рамзана1) Рассказ ученика про Нарвские ворота. 1 мин
Эти ворота находятся в Петербурге. Они были построены в 1834 году в память об Отечественной войне 1812 года, когда Россия воевала с Наполеоном. Сами ворота кирпичные, покрытые медными листами. А наверху - колесница. Конями управляет богиня Славы. Кони сделаны из меди!
2) Выполнение Заданий на с.122 – 124. 2 мин
Рассмотри Нарвские ворота на картине художника Павла Филонова. --Видишь коней?
--Фигуру наездника?
--А арку под конной группой?
--Догадываешься, какое время года изобразил художник?
-- Почему ты так думаешь?
--А какой день: погожий и солнечный или хмурый и пасмурный? Докажи своё мнение. --А теперь сравни ворота на картине и на фотографии.--Где ворота слились с городом в единое целое?
--А где они стоят обособленно, отдельно от города?
--Где видно, что ворота - это вход в большой город с многоэтажными домами?
--Сравни изображение коней на картине и на фотографии.
Учитель - Знаете, как называется изображение, составленное из разноцветных кусочков какого-нибудь материала? -
- Такое изображение называется МОЗАИКОЙ. (СЛАЙД)
-А ты когда-нибудь видел(а) мозаику? Может быть, ты сам(а) составлял(а) мозаичное изображение?
- Художник пишет свою картину так, чтобы создать впечатление мозаики
- - Кто догадался, зачем он это делает?
А тебе удалось догадаться?
( Из-за этой мозаики кажется, что на улице очень солнечно и снег блестит. Маша уверена, что разноцветные пятнышки делают картину нарядной и праздничной.
- Мозаика из пятен создаёт впечатление большого города, который сверкает окнами многоэтажных домов. )- Учитель Чем обладает Павел Филонов?
Итог (дети): Для того, чтобы глядя на Нарвские ворота, изобразить их так, как это сделал Павел Филатов, нужно обладать воображением и фантазией.
12. Я предлагаю вам тоже пофантазировать и составить мозаику из кусочков цветной бумаги ( работают )(показ работ ,похвалить) 5 мин
Учитель-Так давайте ответим на наш главный вопрос «ПОЧЕМУ ЛЮДИ ФАНТАЗИРУЮТ?»
Людям нужна фантазия. Люди без фантазии никогда ничего не создадут большого и ценного, нового. Люди без фантазии - сухи и скучны, они только наполовину живут. Человек с фантазией живет сто жизней сразу. Он умеет жить за себя и за других, в прошлом и будущем. (Александра Михайловна Коллонтай) Советский партийный деятель, дипломат, публицист. Нет на свете человека, который мог бы прожить, ни разу не погрузившись в фантазии, ни разу не отдавшись воображению, романтике жизни, ибо в мечтаниях он обретает тот приют, в котором ум его найдет отдохновение. (Гилберт Кит Честертон) английский писатель.
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
13.Подведение итогов и контроль результатов.
6. Рефлексия (1мин) (Слайд )- Оцените свои достижения на уроке. Выберите и продолжите любое предложение.
(Предложения записаны на доске)
1.На сегодняшнем уроке я узнал …
После урока мне захотелось …
На этом уроке я похвалил бы себя за …
13. Творческое домашнее задание (1мин)
с.114-118 прочитать и нарисовать рисунок к произведению Т.Пономарёвой «АВТОБУС»
А как называется рисунок к рассказу, сказке, стихотворению? ИЛЛЮСТРАЦИЯ
СПАСИБО ЗА УРОК!