Поурочный план по самопознанию Вечные человеческие ценности(11 класс)
Школа-лицей имени А.М.Горького
по самопознанию
на тему: «Вечная человеческая ценность»
Провела: Балмуханова М.Н.
2015 год
село БаутиноЦели: обсудить с учащимися понятия «ценности», его буквальное и переносное значение; развивать у учащихся умение осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности.
Ресурсы: интерактивная доска, презентация, ватман, маркеры, акварельная краска.
Ход урока:
1.Орг. момент.
-Эмоциональный настрой
-Деление на группы с помощью яблоки.
2. Новая тема
1) Релаксационное упражнение «Луг – лес – река - луг»
Закройте глаза, сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моем голосе. Сделайте три глубоких вдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Уберите своего внутреннего критика, он не должен вам мешать слышать мой голос. Дыхание спокойное и размеренное, покой – покой – покой. Представьте что вместе с воздухом в грудную клетку попадает, частичками, «добрая энергия» - клубочек желтых ниток. Почувствуйте ее тепло, почувствуйте тепло в груди, оно ниточками проникает во все точки тела, эти лучики согревают своим теплом. Вам уютно, приятно, комфортно, тепло, вы отдыхаете. Вдох – выдох. Концентрируйтесь на выдохе. А теперь представьте, что вы на лугу, залитом светом солнца. Смотрите, вслушайтесь, что за звуки, почувствуйте запах, что это за запах. Цветы, какие они – цвет, форма, большие – маленькие – запах.
Идите, идите по лугу. Вы идете по дороге, что это за дорога – узкая – широкая, извилистая – прямая, что под ногами – трава – песок – щебень, что чувствуете. Лес – вы заходите в него. Запах, звуки, какие деревья. Вы в лесу. Дорога, тропа выводит из леса. Вы у реки. Какая она – широкая – узкая, глубокая – мелкая. Вы входите в воду, холодная – теплая. Почувствуйте, что вы ощущаете. Переходите реку. Снова луг. Какой это луг? Запах, цветы, ветерок. Что за аромат и свежесть… А теперь на счет три, каждый откроет глаза. На счет три – раз, два, три – открыли глаза.
Задание – изобразите в цвете все то, что каждый увидел.
2) Просмотр видеоролика.
3)Продолжи фразы:
- преуспевающий в жизни человек – это человек, который…
- человек – неудачник, это человек, который…
- если человек имеет… , то он состоялся.
- если человек не имеет … , то он не состоялся.
4)Вопросы беседы.
- Какие личные достижения считаете своим успехом?
- Что такое слово – ценности?
- Каждый ли человек талантлив? Почему?
- Что такое гениальность?
- Можно ли стать гением, задавшись этой целью?
5)Прочитайте:Песнь неудачника. Расул Гамзатов.
У других – если в пятницу дождь зарядил,
То хотя бы в субботу он лить перестал,
Светит солнце и сердце согрето!
У меня и в субботу все дождь проливной,
Словно кран не закрыт в небесах надо мной.
Что за жизнь! Никакого просвета!
Помню, в юности бросил один институт
И подался в другой… Но интриги плетут!
Не успел доучиться до лета –
Заварилась такая же каша как там,
И пришлось мне платить по обоим счетам…
Что за жизнь! Никакого просвета!
Если стану от злости плевать в потолок,
На лицо возвращается каждый плевок, -
О проклятый закон рикошета!
Если в гневе я на пол плевал иногда,
Грустный вид принимала моя борода…
Что за жизнь! Никакого просвета!
На высоком верблюде качался в седле
Или плелся на маленьком тощем осле –
Дикий пес выбегал из кювета,
И зубами на мне разрывал он штаны,
До сих пор на ногах этих зубы видны…
Что за жизнь! Никакого просвета!
Много весен и зим пролетело вот так:
Был я жертвой интриг, беспощадных атак,
Превратился в подобье скелета…
И однажды, отчаясь я дух испустил,
Проклял мрачную землю и руки скрестил:
Что за жизнь! Никакого просвета!
3.Обобщение по новой теме
1)Вступительное слово учителя.
У каждого человека, маленького и большого, взрослого и ребенка есть удивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем- то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели.
Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в жизни и давайте назовем эту лестницу лестницей желаний. (Под музыку).
У. Поднимаясь по лестнице, мы всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступаться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом. Давайте попробуем подумать над тем, каким будет наше движение.
2)Ребята моделируют различные ситуации, которые могут осложнить подъем по лестнице мечты).
3) Послушайте пожалуйста легенду.
- В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы люди узнали, что в течении многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.
- Вопросы учащимся:
- Многого ли достигла в жизни старушка?
- Как вы думаете каков был ее путь по лестнице жизни?
- Каковы были ее жизненные ценности?
4) упражнение «Формулы».
Вы сейчас сами составите формулы успеха.
(Например: талант + труд = успех. Терпение + настойчивость = успех и т.д.)Постарайтесь запомнить и следовать этим формулам.
У. – За небольшой отрезок своей жизни вы сделали достаточно много жизненных шагов. Попробуйте определить, какие из них были значимыми, важными, которые вы могли бы сравнить с поступками старушки. А о каких вам не хотелось бы вспоминать. (Ответы по желанию).
4.Итог урока
Вы понимаете, что все в мире прекрасно! А все остальное зависит от вас!