Доклад Музейный экспонат на уроке
Музейный экспонат на уроке
Обучение в профессиональном учебном заведении - это не только подготовка к труду. В возрасте наших обучающихся интенсивно формируется характер, вырабатываются идейно-нравственные убеждения. Будущему рабочему мало дать только профессиональные знания и умения, его надо воспитать гражданином своей страны, образованным и культурным человеком. В настоящее время назрела необходимость создания целостной системы воспитания молодёжи, в том числе и музейными средствами в соответствии с возрастными, образовательными, психологическими и профессиональными особенностями. Для этого за рубежом создаются интереснейшие программы в самых разных музеях, соревнующихся друг с другом по числу изобретённых способов удивлять, заинтересовывать и доставлять радость, вовлечь в разнообразные действия посетителей. Уже десятилетия музеи всячески стремятся выйти за свои стены в общении с публикой. Американские музеи широко практикуют выдачу в школы всевозможных видов репродукций, копий, муляжей, хранящихся у них предметов. Чрезвычайно интересно и плодотворно многие американские музеи (равно как и архивы) используют в работе с детьми документальные источники, помогающие персонифицировать учебный материал и проиллюстрировать, как отразились те или иные события, даты, личности на судьбе других людей.
В музеях традиционного типа, а таких в нашей стране большинство, человеку многое остаётся непонятным, он не знает, что и почему имеет особую ценность, быстро устаёт, теряет интерес и с облегчением уходит из музея. «В течение долгого времени, - отмечает известная американская музеолог Элма Уиттлин, - музей, к сожалению, полностью игнорировал возможности познания через осязание». Сегодня муляжи или образцы, которые можно дать детям для осмотра в руки - незаменимый учебный материал в музеях. Держа предмет в руках, дети получают возможность оценить его размер, вес, фактуру, запах, форму. Это физическое ощущение в гораздо большей степени, чем слова, даёт представление об особенностях материалов, об их сходстве или различии.
Вот почему в последние годы в музееведении и образовании активно ставятся проблемы достаточно нового для России понятия - «музейная педагогика» - отрасли музееведения и проблемы внедрения её положений в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. Известный русский просветитель и музейный деятель начала XX века М.В. Новорусский называл музей «могучим образовательным орудием» и подчёркивал его огромное общекультурное значение: «Музей является живым и деятельным учреждением, которое занимает почётное, но совершенно самостоятельное место среди других педагогических учреждений. Оно работает над неодушевлёнными предметами, но работает так, чтобы оживить каждый такой предмет, заставить его говорить и сделать значимым для каждого зрителя. Во всякий такой предмет вкладывается идея или комплекс идей, а сам музей делается богатейшим проводником их, который действует конкретно и образами совершенно в том же направлении, в каком библиотека действует путём печатного слова. Работая над созданием музеев, мы не только даём конкретное воплощение современной науке, не только увеличиваем культурные ценности, но создаём для будущих поколений твёрдый и широкий базис для прогресса, который всегда нуждается в накоплениях и овеществлённом труде прежних поколений». (Шляхтина Л.М.Проблемное поле музейной педагогики.- Сб. научных и научно-методических трудов. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.)
Значимость рассматриваемой проблемы приобретает остроту ещё и потому, что в принятом в декабре 2013 года «Профессиональном стандарте педагога» прямо указывается: «Педагог должен: <> 2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. 3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся». (Профессиональный стандарт педагога / Концепция и содержание.- Вестник образования России, август 15, 2013, с. 34.)
В нашем учебном заведении на протяжении нескольких лет ведётся активная работа в этом направлении на базе имеющихся экспонатов собственного музея. Основной проблемой, которую пришлось решать в процессе конкретной подготовки, стал отбор наиболее эффективных для наших обучающихся форм, методов и приёмов работы, а также самих экспонатов, способных вызвать непосредственный и эмоциональный интерес.
Используя метод проб и ошибок, экспериментируя и собирая интересный опыт в процессе работы мне удалось найти применение музейным экспонатам на уроке. Как выяснилось, чтобы полностью реализовать возможности эмоционального восприятия подростками окружающего мира, надо не только методически верный показ музейных экспонатов и эмоциональный рассказ о них (хотя это и очень важно), но и привычная для подростка обстановка. А в учебном заведении это максимально возможно только в условиях учебной аудитории, среди своих друзей по группе и в привычной обстановке урока.
В апреле 2008 года мною была разработана музейно-педагогическая программа «Листая времени страницы». При отборе тематического материала для использования по данной программе в первую очередь я старался, естественно заботясь о сохранности самого экспоната, выбрать такие материалы, которые бы смогли одни или в комплекте с другими вызвать стойкий интерес большинства, если не всех, и эмоциональную отдачу.
Основные цели программы:
- активизировать сознание подростков путём пробуждения интереса к истории в целом и к истории своего учебного заведения в частности;
- создать условия для осознания сопричастности к событиям истории через познание определённого документа;
- содействовать саморазвитию личности подростков музейными средствами, дать навыки поведения в музее и отношения к музейным ценностям.
Основные задачи программы:
- вызвать и развивать интерес у подростков к историческим событиям через конкретный музейный экспонат;
- учить мыслить, побуждать проявлять инициативу к познанию, смекалку, творчество, стремление к поиску документов прошлого;
- формировать отношение к музейному экспонату, как к подлинной ценности, прививать осознание подлинной значимости и необходимости современному молодому человеку;
- совершенствовать эстетическое отношение к действительности, формировать нравственный вкус подростка.
Наше учебное заведение не раз меняло своё название (В настоящее время Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области «Пензенский колледж транспортных технологий» Отделение железнодорожного транспорта), а ведёт свою историю с 18 июня 1922 года, когда начала свою работу школа ученичества при Пензенских механических мастерских станции Пенза-1 Сызрано-Вяземской железной дороги. За свою историю у учебного заведения не менялись задачи - подготовка рабочих для железнодорожного транспорта. Об истории учебного заведения, его работниках и выпускниках свидетельствуют материалы музея.
По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года на базе школы ФЗУ было образовано железнодорожное училище №1. С 1 декабря начался учебный год для 390 учеников, принятых на добровольной основе, все остальные наборы в годы войны и после были мобилизационными призывами (призывы были отменены только в 1955 году).
В период Великой Отечественной войны теоретические занятия были прекращены, а учащиеся переведены на 8-часовой рабочий день в мастерские и цеха для выполнения государственных заказов. Оборонная продукция была зашифрована, заказов было много, призыв 1941 года был увеличен до 800 человек. Зачислялись и эвакуированные с оккупируемых территорий, за период 1941-1942 гг. зачислено более 90 учащихся с мест, занятых противником. В 1943 году на железных дорогах было введено военное положение, а училище было переведено на казарменное положение. За годы Великой Отечественной войны ушло на фронт 60 работников и более 220 учащихся. Сотни выпускников защищали Родину. И среди них - выпускник 1940 года Николай Петрович Драгунов, удостоенный звания Героя Советского Союза за штурм Днепра.
С окончанием войны коллектив ЖУ №1 продолжает подготовку кадров для железнодорожного транспорта. В 1955 году ЖУ №1 преобразовано в железнодорожное техническое училище №6, а в 1963 году преобразовано в ГПТУ №9, в 1970 году было закончено строительство нового здания для училища, которое до этого располагалось в здании бывших купеческих «лабазов», построенных в 1885 году. С освоением нового здания училище в 1972 году было преобразовано в ТУ №9 и перешло на обучение молодёжи со средним образованием. Менялись времена, с модернизацией железнодорожного транспорта и реформами в образовании менялось и училище, в 1985 году ставшее СПТУ №23.
Последующими преобразованиями в 2000 году ПТУ №23 преобразовано в ПУ №23, а с 2002 года в профессиональный лицей №23.
К своему юбилею в 2007 году в лицее была выпущена брошюра «Академии рабочих-железнодорожников - 85 лет», а в 2012 году к 90-летию книга «Перелистывая страницы времени». Это наши путеводители по истории учебного заведения.
В любом музейном учреждении показывается не более 10% имеющихся материалов. Музейный экспонат - это предмет, который отобран для представления публике. Он должен служить источником информации, быть внешне привлекательным и исторически достоверным, способным вызвать эмоциональный отклик, обладать хорошей сохранностью. Музейный экспонат - важный способ окунуть ребенка в незнакомый мир прошлого, сделать урок более образным и запоминающимся, оживить сухой язык учебника. Наши экспонаты давно вышли из стен музея для демонстрации на уроках, выставках, стендах наглядной агитации.
Наиболее часто я использую следующие экспонаты:
удостоверение об окончании Пензенской школы ученичества, фотография первого выпуска, фотография первого директора;
образцы различных документов двадцатых годов прошлого века, когда бумага была большим дефицитом и любой её кусочек шёл в дело, даже с обратной стороны;
удостоверения личности членов семьи работников школы ученичества, дающего право бесплатного проезда на железнодорожном и водном транспорте в двадцатые годы;
документы сурового 1937 года - характеристика, или как записано в документе, аттестация на Белоусова Михаила Дмитриевича - заведующего учебной частью, впоследствии заместителя директора по производственной работе с упоминанием, что он работал на участке, который возглавлял вредитель и надо из-за этого его тщательно проверить;
документы о трудовом стаже работающих по найму образца 1926 и 1937 годов, анкеты учёта работников железнодорожного транспорта, подписка об ознакомлении с ответственностью за разглашение государственной тайны;
документы о шефских связях и помощи сельскому хозяйству со стороны городских учебных заведений, датированные 1949 годом;
приказы о сопровождении эшелонов мобилизованных для обучения в учебных заведениях трудовых резервов, выписки из приказов по министерству путей сообщения о присвоении персональных званий работникам железнодорожных училищ и школ ФЗО;
оригиналы автобиографий из личных дел работников училища: секретаря-машинистки Здражевской Марии Фёдоровны, родом с Украины и находившейся там в период Великой Отечественной войны (в биографии показано как фашисты издевались над населением) и Владимира Ли, эвакуированного в Пензу с Елецким железнодорожным училищем - это живые рассказы о военных годах простых жителей примерного возраста с нашими обучающимися;
фотография выпускника Сергея Недошивина, погибшего в Чеченской республике при штурме высоты у Грозного, и материалы о нём.
При использовании данных экспонатов я применяю следующие формы работы на уроках и во внеурочное время. При этом на уроке может быть и просто фрагментарное использование при изучении соответствующих тем, а во внеурочное время на классных часах, конференциях, встречах и т.п., разговор не ограничивается рамками времени.
Мною применялись следующие формы:
1. Беседа на основе нескольких экспонатов, объединённых одной темой или временным отрезком создания экспонатов. Это происходит и на уроках, собраниях, других массовых мероприятиях, в том числе с использованием передвижных выставок и отдельных экспонатов.
2. Рассказ о людях, творивших историю учебного заведения в рамках истории страны, внёсших свою посильную лепту для того, чтобы современные молодые люди - обучающиеся могли учиться в наше время.
3. Тематическая выставка экспонатов к различным датам или событиям, периодам истории, известным людям - выпускникам или работникам, например: «Никто не забыт и ничто не забыто», «Новые поступления в музей», «Я прошёл по той войне», «Наше учебное заведение в годы Великой Отечественной войны», «Герои и подвиги» и др. Мы стараемся быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно даже манипулировать музейными экспонатами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.
4. Экскурсия по тематической выставке, в процессе которой даются поисковые задания обучающимся по сбору дополнительного материала или подготовке сообщения по данным событиям или людям.
5. Рассказ об одном экспонате как основе, но при необходимости привлекаются фрагментарно и другие, но всё концентрируется вокруг одного экспоната.
6. Конференция (научная или историко-краеведческая) на основе экспонатов (документах, фотографиях или макетах).
7. Выступления обучающихся с подготовленным сообщением по экспонату в качестве домашнего задания или с мнением об изображённом событии или документе с точки зрения современного человека.
8. Отчёты о поисковой работе обучающихся с демонстрацией найденных предметов или документов, претендующих на роль музейного экспоната.
9. Чтение документа (экспоната музея) с обсуждением и необходимыми комментариями по тексту.
10. «Музейный уголок» в читальном зале библиотеки или учебном кабинете.
11. Ксерокопия документа в качестве раздаточного материала на уроке, иллюстрации к домашнему заданию или творческому отчёту.
Немного о поисковой работе, а это в первую очередь сбор материалов о наших выпускниках - участниках войны и трудового фронта, систематизация материалов о работниках лицея и обучающихся, ушедших в РККА из стен лицея. Давно уже отгремела Великая Отечественная война, всё меньше остаётся её непосредственных участников, тем более необходимо сейчас дойти до каждого из ныне живущих, да и наши выпускники на трудовом фронте - это несколько поколений. Посетить их приходится не один раз: надо уточнить какие-то данные, возможно получить материалы, да и просто поговорить с человеком о тех годах. Представьте себе, что в селе Чаадаевка к деду Алексею Ивановичу Петрунину приходит в гости ученик того учебного заведения, которое он закончил в 1940 году и просит рассказать, как он учился и затем работал в Пензе, Забайкалье, Северной Корее. А откликаются ветераны очень охотно. Так Амелин Фёдор Фёдорович - выпускник января 1943 г. передал 19 экспонатов. А как измерить ценность общения обучающихся с ветеранами войны, теми, кого война коснулась военным детством, ранним трудом у станка или гибелью близких, родных. Из истории никогда не уйдёт всенародный подвиг во имя Победы, массовый героизм людей на фронте и в тылу, если такое общение будет продолжено. При общении с ветеранами в процессе поисковой работы, сборе материалов учащиеся получают наглядный ответ на вопросы: что же поднимало весь народ на подвиг, что побуждало даже детей идти в бой, заменять отцов на полях и заводах, что придавало сил тем, кто, казалось бы, уже всё отдал для борьбы - это, в первую очередь, беспредельная любовь к Родине.
Составной частью является и работа с личными воспоминаниями наших выпускников. Воспоминания П.И.Галкина - участника партизанских отрядов на территории Польши, где он участвовал после побега из плена, принёс его внук, который обучался у нас. Это несколько ученических тетрадей, исписанных на одной стороне листов, хранились несколько лет как экспонат музея, а затем были отпечатаны и отредактированы. А это уже и литературная работа при музее лицея. А вот с воспоминаниями Н.А.Лубенцова мы познакомились при посещении его дочери. Начало этих воспоминаний посвящено периоду событий 1917 года в Пензе, жизни и учёбе в школе ученичества на ст. Пенза. Эта часть воспоминаний также обработана и отпечатана.
Музейный экспонат может быть не только наглядным пособием, но и опорой для проблемного вопроса или проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это создание обстановки, в которой у обучающихся возникает интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки противоречий, заложенных в проблемном вопросе. Проблемная ситуация является следствием обнаружения нестыковки между имеющимися знаниями и знаниями, полученными в ходе постановки вопроса.
Так, предложенные на уроке старые фотографии и документы помогут учащимся самим сделать выводы о происходящих изменениях, их темпах в городе и деревне. Старинные конверты с адресами позволят сделать выводы об изменяющемся административном делении России в разные годы, а [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], так любимая многими - помочь понять экономические отношения в стране. Здесь важно пробудить на уроке у учеников историческую память, дать волю интуиции, основанной на изученном материале, «чувству истории». Ни один опыт общения с материальным миром прошлого не ценен так, как подобный.
С целью мониторинга внимания и эффективности применения материалов я использую по окончании общения систему заданий для обучающихся, а также вопросы по ходу общения. Этому служат несложные поисковые задания, предлагаемые по ходу выступления или на последующих занятиях с данной группой.
Источники:
1. Алексеева Е. Краеведение в школе//Белгородский краеведческий вестник. Выпуск 3. - Белгород, 2002 - с. 121
2. Белкина О. Школьный музей - Москва, 2000.
3. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. Сборник научных трудов. Министерство культуры СССР, НИИ культуры. Москва, 1989 г.
4. Золотарёв А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль, Академия развития, 2004 г.
5. Кудрявцев С.Я. Подготовка кадров для железнодорожного транспорта в профессиональном училище СПТУ №23, город Пенза. В сборнике «50 лет Пензенскому отделению Куйбышевской ордена Ленина железной дороги». Пенза, 2004 г.
6. Кудрявцев С.Я. Академии рабочих-железнодорожников - 85 лет. Пенза, 2007 г.
7. Кудрявцев С.Я. Музей лицея как хранилище и место знакомства с ценностями культуры. В сборнике «Гуманная педагогика: по ступеням человечности - к ценностям культуры». Пенза, 2007 г.
8. Кудрявцев С.Я. Перелистывая страницы времени. Пенза, 2012.
9. Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.
10. Соловьева Н. В. Педагогические возможности музея как элемента социокультурной среды /Соловьева Н. В. - Воронеж, 1996.
11. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие.- Высшая школа, 2004, с. 127.
12. Турынина Л. Научно-фондовая работа в музее//Белгородский краеведческий вестник. Выпуск 3. - Белгород, 2002 - с. 99
13. Школьные музеи. Материалы II Всероссийской педагогической конференции. - Москва, 1999
14. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике/ Министерство культуры РФ. Рос. институт культурологи. М., 2001. 224 с.
15