Разработка урока Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)

"Сложение и вычитание десятичных дробей"

Цели урока:

Образовательные: ознакомить учащихся с приёмом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей; закрепить правила при решении примеров и задач.

Развивающие: развитие умений преодолевать трудности при решении упражнений; развитие познавательного интереса учащихся; логического мышления; математической культуры речи.

Воспитательные: воспитывать прилежание, активность, самостоятельность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: беседа; практическая работа.
Девиз урока: Знания имей отличные по теме: «Дроби десятичные».
Оборудование: презентация; телевизор; карточки с индивидуальными заданиями;

План урока:

Организация учащихся.
Мотивация урока.
Актуализация знаний учащихся, создание проблемной ситуации.
Изложение теоретического материала.
Решение задач по теме.
Домашние задание.
Подведение итогов.

Ход урока

I. Организационный момент.
Проверяется готовность учащихся к уроку

Добрый день!
Сели ровно, оглянулись.
Друг другу улыбнулись
И в работу окунулись.

I I. Мотивация урока.

Дроби десятичные – новые для Вас
Лишь совсем недавно, их узнал ваш класс
Сразу прибавилось всем теперь мороки
Учим, учим правила, готовимся к уроку.

I I I. Актуализация знаний учащихся, создание проблемной ситуации.

Обратимся к словам французского философа, математика, физика и физиолога Рене Декарта:
“Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться”. Так будем же любознательными на уроке!

1) Индивидуальная работа по карточкам. За партами работают четверо учащихся по карточкам

Карточка 1.

1) Сравнить числа:

8,57 и 4,56
0,7 и 0,69
0,957 и 0,964
0,90 и 0,900

2) Записать в порядке возрастания числа:
8,02; 9,4; 8,2; 8,22.

Карточка 2.

Сравнить числа:

3,61 и 1,69
0,034 и 0,035
0,6 и 0,59
0,6 и 0,600

Записать в порядке убывания числа:
4,5; 5,72; 4,05; 4,55.

Карточка 3.

1) Сравнить числа:

а) 23,43 и 23,9
б) 3,5601 и 4,48
в) 85,113 и 85,13
г) 148,05 и 14,805

2) Записать в порядке возрастания числа:
4,28; 3,289; 4,249; 3,78

б) Фронтальная работа с классом

1) Дать название записанных чисел
2)Прочти дроби:
7,52 6,34
0,052 3,0256
20,0017 20,12506
4,05 4,5
14,0186 14,00186
16,25 16,250000



3)Сравнить дроби

7,52 > 6,34
0,052 < 3,0256
20,0017 < 20,12506
4,05 < 4,5
14,0186 > 14,00186
16,25 = 16,250000

4) Расположи дроби в порядке возрастания:
0,3 2,06 5,4
1,48 0,08 0,29
5,39 2,1 1,5
Ответ: 0, 08; 0,29; 0,3; 1,48; 1,5; 2, 06; 2,1; 5,39; 5,4.
4) Проверка индивидуальной работы. (Листы взаимоконтроля)
5) Проверка домашней работы с экрана.

I V. Изложение теоретического материала.

Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны в реальной жизни. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач.
На предыдущих уроках мы с вами научились записывать десятичные дроби, сравнивать их, переводить в обыкновенные. Теперь наша задача – научиться складывать и вычитать десятичные дроби.

Записывается тема урока.

Историческая справка.

Выдающийся математик и астроном ал – Коши (Каши Джемшид ибн Масуд) в работе
«Ключ к арифметике» (1427 г) ввел понятие десятичной дроби. Но открытие ал – Коши в Европе стало известным только через 300 лет. Десятичные дроби открыл во второй раз голландский ученый, математик и инженер Симон Стевин (1585 г).
Отделять целую часть от дробной предлагали по – разному
Ал – Коши целую и дробную части писал в один ряд, хотя записывал разными чернилами, или ставил между ними вертикальную черту.
Стевин для отделения целой части от дробной ставил нуль в кружочке.
Принятую в наше время запятую предложил немецкий астроном Кеплер.
В России учение о десятичных дробях впервые выдал Магницкий в своей « Арифметике» (первом российском учебнике математике (1703 г))

Способ записи десятичных дробей одинаков со способом записи натуральных чисел. Оказывается, что и правила действий над дробями мало отличаются от правил действий с натуральными числами. Убедимся в этом. На экране записаны примеры:

Что можно заметить в записи примеров?

Запятая записывается под запятой.
Слайд 14

Сложить: 4,7 + 3,628 =8,328 (Алгоритм выполнения)

Слайд 15

Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей

Учащиеся самостоятельно воспроизводят алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей: разряд записывается под соответствующим разрядом, запятая ставится под запятой, недостающие знаки заменяются нулями. Рассмотреть слайд с правилом, ещё раз звучит его формулировка.

V. Решение примеров и задач на закрепление темы.

№ 705, № 709

V I. Самостоятельная работа (с последующей проверкой).

Вариант 1 Вариант 2

1)1,6+5,3 1)5,8+1,1
2)8,84+1,9 2)1,89+5,3
3)5,6-3,45 3)8,9-3,644
4)5-0,11 4)1-0,253
5)15-9,87 5)11-3,44
Ответы:

1)6,9 1)6,9
2)10,74 2)7,19
3)2,15 3)5,256
4)4,89 4)0,747
5)5,13 5)7,56

V I I . Подведение итогов.

-Что нового для себя узнали? - В чём затруднялись? - Чему научились? - Какую проблему ставили на уроке? - Удалось ли нам её решить?

Десятичные дроби вычти, сложи, Цифру под цифрой строго пиши, И запятые все сохраняй, В ряд их пиши, не забывай!

V I I I. Домашнее задание: № 706, № 710, страница 195 выучить правило.

Учитель объявляет оценки.


Дополнительно сильным учащимся
Вариант 1 Вариант 2

2,3+8,4=
6,3+49,756=
10-4,939=
2,1045-0,87=
7,324+732,4=


Ответы:
7,5+0,75=
48,9-4,82=
12,7-3,5=
0,48+4,12=
10-5,353=



1 вариант:
10,7
56,056
5,061
1,2345
739,724
2 вариант:
8,25
44,08
9,2
4,6
4,647

Б) Учащимся предлагается работа с тестом

Задание 1. В каком пункте при сложении допущена ошибка?
а)3,7+1,2=4,9
б)5,02+102=6,22
в)7,34+10,1=17,35
г)5,6+7,4=13

Задание 2. Найдите сумму чисел: 1,2; 3,04; 7,2; 0,06.
а)11,5
б)3,94
в)11,05
г)12,04

Задание 3. Первое число в последовательности 40,3. Каждое последующее число на 2,8 меньше предыдущего. Найти сумму второго и третьего.
а)34,7
б)72,2
в)74,2
г)72,8

Задание 4. Найти сумму наибольшего и наименьшего значения в последовательности:

2,03; 0,04; 17,2; 13,1; 4,001; 18,1; 2,3.
а)17,24
б)18,05
в)18,14
г)20,4

Ответы: ВАБГ

Дополнительно (если позволит время) .
А) Учитель предлагает следующее задание. Нужно узнать длину тела бобра. На экране появляется квадрат.



Задания:
Из первой строки выберите наименьшее число.
Из второй строки выберите наибольшее число.
Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число.
Найдите сумму выбранных чисел 3,6+2,7+3,7=10
Найдите сумму чисел по двум диагоналям квадрата

5,9+2,7+1,4=10
3,7+2,7+3,6=10
(Суммы равны)





15