Открытый урок по теме Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей


План-конспект открытого урока по форме ФГОС
Подготовила и провела: учитель математики
лицея №39 г.Махачкалы
Кузьмина Ольга Александровна
Тема урока: Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей.
Цели урока: обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей». Совершенствовать вычислительные навыки. И умение решать задачи, развивать умение выполнять логические задачи. Развивать умение анализировать и рассуждать.
Образовательные:
формировать умение оценивать стоимость покупки(прогнозировать результат), давать качественную оценку ответа к задаче (Можно ли купить? и т. д.)
формирование умений планировать свою покупку
закреплять умения складывать, вычитать, умножать и делить трехзначные числа
Развивающие:
развивать речь учащихся, мышление, память
Воспитательные:
формировать навык работы учащихся при работе в паре и в группах;
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий
Метапредметные:
Личностные:
- создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе,
- положительное отношение к изучению математики,
формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности
Регулятивные:
- формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,
- оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя
оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»)
Познавательные:
- уметь устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные:
-адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке,
- формулировать своё мнение,
- воспринимать различные точки зрения
формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме
Методы обучения: продуктивный метод.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, самостоятельная.
Планируемый результат: уметь самостоятельно выполнять задания, используя полученные знания, уметь оценивать работу одноклассников, свою работу.
Средства обучения: учебник и индивидуальные карточки, наглядные пособия.
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы урока и целей.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение десятичных дробей. Будем учиться сравнивать, складывать и вычитать десятичные дроби.
Актуализация знаний.
Как сравнить десятичные дроби? (Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала уравнять у них число десятичных знаков, приписав к одной из них справа нули, а потом, отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа. Десятичные дроби можно сравнивать и по разрядам: сначала сравнивают целые части; если целые части равны, то сравнивают каждый разряд.)Как сложить и вычесть десятичные дроби? (Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, надо: 1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой; 2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой; 3) выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую; 4) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях)
Устный счёт (слайд). Сравните десятичные дроби
6,31 < 17,285,025 < 5,03
6,837 > 6,82916,2302 > 12,23
43,24 > 43,1270,5 > 0,49
0,527 < 0,5726,001 < 6,010,0302 > 0,00321,82 < 18,2
Работа в тетрадях. Вычислите удобным способом, используя свойства сложения и вычитания
3,875 – (1,3 + 1,875) = 3,875 – 1,875 – 1,3 = 2 – 1,3 = 0,7
8,12 + 1,93 + 1,88 = 8,12 +1,88 +1,93 = 10 + 1,93 = 11,93
67,37 – (56,83 +2,37) = 67,37 – 2,37 – 56,83 = 65 – 56,83 = 8,17
34,27 – 1,83 +11,73 = 34,27 +11,73 – 1,83 = 46 – 1,83 = 44,17
Страничка «Готовимся к ЕГЭ». На экране 3 задачи на недостаток и избыток для каждого ряда по одной. Обучающиеся решают, а потом предлагают свое решение. (слайд)
Задача 1. Для ремонта квартиры требуется 45 рулонов обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна рачка клея рассчитана на 8 рулонов.
Решение: 45 : 8 = 5 (ост.5), поэтому понадобится 5 + 1 = 6 (пачек клея)
Задача 2. Стоимость полугодовой подписки на журнал составляет 890 рублей, а стоимость одного номера журнала – 38 рублей. За полгода Аня купила 25 номеров журнала. На сколько рублей меньше она бы потратила, если бы подписалась на журнал?
Решение. 38*25 = 950 (руб.) она заплатила; 950 – 890 = 80 (руб.) меньше.
Задача 3. Поезд Москва-Брянск отправляется в 23:50, а прибывает в 5:50 на следующий день (время московское). Сколько часов поезд находится в пути?
Решение: до 24.00 – 10 минут, и еще 5ч50мин. Итого 6 часов.
Физминутка.
Поднимите руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть»
Молодцы!
Индивидуальная, дифференцированная работа. Шестерым учащимся раздаются отдельные дифференцированные задания из д/м №258, №259, №260.
Работа с классом. Решить задачи №1224, №1225, №1221
№1224. Целью решения данной задачи преследуется понимать и уметь находить зависимости величин одной от другой и обратные зависимости)Веревку разрезали на пять кусков. Первый кусок больше второго на 4,2 м, но меньше третьего на 2,3 м. Четвертый кусок больше пятого на 3,7 м, но меньше третьего на 1,3 м. Какова длина веревки, если длина четвертого куска 7,8 м?
Решение:
I - ? на 4,2 м больше на 2,3 м меньшеII - ?III – ?IV – 7,8 м; на 3,7 м больше на 1,3 м меньше
V – ?7,8 – 3,7 = 4,1 (м) – V
7,8 +1,3 = 9,1 (м) – III
9,1 – 2,3 = 6,8 (м) – I
6,8 – 4,2 = 2,6 (м) – II
6,8 + 2,6 + 9,1 + 7,8 +4,1 = 21 + 9,4 = 30,4 (м) длина веревки
Ответ: длина веревки 30,4 м.
№1225. Целью решения данной задачи является вспомнить нахождение периметра треугольника и находить обратные зависимости.
Найдите периметр треугольника АВС, если АВ=2,8 см, ВС больше АВ на 0,8 см, но меньше АС на 1,1 см.
Решение: В
АВ – 2,8 см
ВС – ? на 0,8 см больше на 1,1 см меньше
А С АС – ?
Р – ?
2,8 + 0,8 = 3,6 (см) ВС1,1 + 3,6 = 4,7 (см) АС
2,8 + 3,6 + 4,7 = 11,1 (см) Р треугольника
Ответ: РАВС = 11,1 см.
№1221. Целью решения данной задачи преследуется знать связь между собственной скоростью, скоростью течения, скоростью против течения.
Скорость теплохода по течению равна 37,6 км /ч. Найдите собственную скорость теплохода и его скорость против течения, если скорость течения реки 3,9 км/ч.
Решение:
ϑсоб=ϑпо теч-ϑтеч=37,6-3,9=33,7 кмчϑпр теч=ϑсоб-ϑтеч=33,7-3,9=29,8 (кмч)Ответ: ϑсоб=33,7кмч, ϑпр теч=29,8кмчПодведение итогов. Домашнее задание: №1262, №1263(в,г)
Самостоятельная работа
р/т (автор Ерина) стр.101 №1,№2,№3,№4.