Стихотворение в прозе И.С.Тургенева Русский язык
Тема: Стихотворения в прозе И. С. Тургенева.
Класс: 6
Учитель: Корбан Жанна Николаевна
Цели:
обучающие: формирование у учащихся представления об особенностях стихотворений в прозе;
формирование навыков лингвистического анализа текста.
развивающие: развитие коммуникативной компетенции учащихся;
развитие аналитических умений и навыков;
развитие творческих способностей учащихся.
воспитывающие: воспитание интереса к литературе, к творчеству Тургенева;
воспитание нравственных качеств учащихся.
Межпредметные связи: русский язык – литература – история
Оборудование: записи на доске, стенд, учебник литературы
Ход урока:
Оргмомент.
-Когда вы слышите «Иван Сергеевич Тургенев», какие ассоциации у вас возникают?
Слово учителя.
Тургеневу-писателю всегда было характерно лирическое переживание. В конце 70-х годов оно вылилось в небольшие лирические миниатюры, как итог размышлений о жизни, о смерти, о любви, о красоте. Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым за границей в последние годы его жизни, в них отразился сам писатель, его восхитительный ум, миропонимание и неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека.
« Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно,
скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня
одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь
в душу».
Тургенев не рассчитывал, что его стихотворения будут приняты публикой и называл их «материалами, этюдами». Но современники оценили его творения, называя их «калейдоскопом, составленным из разнообразных по величине и качеству бриллиантов».
Вот этим бриллиантам и будет посвящен наш урок. А работать мы будем с одной из самых
известных миниатюр, которая называется «Русский язык».
Чтение стихотворения наизусть.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
-Какие чувства испытали вы, слушая текст? К какому жанру близко это произведение? Возможно, вам поможет в этом эпиграф.
Работа с эпиграфом.
«Тургенев спел такой . русскому языку, что он будет жить до тех пор, пока будет жить русский язык, значит всегда». ( К. Бальмонт)
-Как вам кажется, какое слово пропущено в эпиграфе? Что в тексте стихотворения в прозе позволяет говорить о том, что это гимн, но гимн специфический?
5. Определение жанра.
Тургенев довольно долго искал название своим художественным миниатюрам. Вначале озаглавил их как «Посмертное», не имея намерения публиковать их при жизни. Затем возникло имя «Стариковское». И только в сентябре 1882 года Тургенев окончательно остановился на названии «Стихотворения в прозе».
Стихотворения в прозе Явление необыкновенное, удивительное, прекрасное.
- Что же необычного в этом названии?
Введение понятия ОКСЮМОРОН.
- Опираясь на свой опыт и знание родов литературы, определите, чем же лирическое стихотворение отличается от прозы? Что сближает их?
Нет рифм, не выдерживается стихотворный размер, но мы ощущаем музыкальность речи, передающей настроения, чувства, душевное состояние автора.
Отметить музыкальность самого Тургенева.
Сам Тургенев не знал наслаждения выше, чем музыка. Обладал необыкновенным музыкальным слухом.
Вывод: Перед нами прощальная песнь любви к милой, дорогой и в тоже время далекой Родине.
Ребята, лирика бывает пейзажной, любовной , философской, гражданской.
- Как вы думаете, к какому виду лирики относится это стихотворение? Почему?
6. Анализ фонетики.
Мы отметили, что одним из признаков лирического стихотворения является его музыкальность. А музыка – это звуки. Определим их роль. Работа по вариантам : 1 вариант подчеркнуть гласные(О, А, У)-печаль, боль, тоска (сомнений, раздумий, отчаяние) (О!)- торжественность, восторг (поддержка, опора, родина);
2 вариант – согласные (Р, Л,М,Н,Й)- надежда, радость, жизнь).
Выявить повторяющиеся звуки, определить их роль. Обсудить в парах.
Вывод: Смысл передается и с помощью фонетики, через употребление гласных и звонких согласных.
7. Лексика.
Работа по вариантам: 1 вариант - закрасьте синим карандашом слова, в которых выражены отрицательные эмоции лирического героя, слова с «отрицательной» эмоциональной окраской. Как вы понимаете их значение? (Сомнение – неуверенность, отсутствие веры; тягостный – трудный, обременительный; отчаяние- безнадежность, безвыходность);
2 вариант - зеленым – слова с положительной эмоциональной окраской. Как вы понимаете их значение? ( Великий – выдающийся; могучий – мощный, сильный; правдивый – говорящий правду; свободный – пользующийся свободой). Эти слова передают качества русского языка, вызывают восхищение лирического героя.
- Меняются ли чувства лирического героя на протяжении стихотворения? Чем они вызваны?
Здесь не только благодарность, но и размышление о будущем своей страны, своего Отечества.
- Какое слово говорит о том, что автор включен в исторический процесс? (Слова «судьба»). Судьба людей, судьба родины, судьба государства. Лирический герой размышляет о том, что совершалось в России, и это размышление тягостное.
Физкультпауза.
·Историческая справка (сообщение ученика).
80-ые годы 19 века. Тяжёлые и тёмные времена переживала Россия. Политически неспокойные годы, годы террористов–революционеров, смуты , путаницы в умах, годы грабительского роста капитализма, тяжёлая жизнь русского крестьянства, убийство царя Александра11. Он сомневался в правильности действий интеллигенции и народнической молодёжи. Шла русско-турецкая война. Тургенев страдал. Именно эта боль при виде того, что совершается дома, т.е. в России, и выражено в стихотворении. И эти его мысли и чувства, переживания изложены в прозе.
-Какие изобразительно-выразительные средства позволяют Тургеневу выразить
свои чувства? (Тропы).
- Что такое тропы? Давайте найдем их и определим роль в тексте.
Какой троп передает душевное состояние лирического героя и дает оценку, характеристику языка? (Эпитет. «Тягостные раздумья. Великий, могучий, язык». Определение эпитета.) Чтобы пропеть гимн, сказать благоговейное слово, выразить свои чувства, автор использует этот троп.
- С помощью какого тропа автор выражает свое свое отношение к языку, характеризуя его как «поддержка и опора»?(Метафора. Определение метафоры). Именно язык стал на протяжении нескольких лет жизни за границей поддержкой и опорой. Именно он в трудные минуты согревал писателя, давал силы жить, творить, не падать духом.
-Какое слово автор повторяет дважды? Как называется этот прием? (Тавтология) Почему это эпитет «великий»? Чтобы показать величие языка и народа. Это одна из главных идей произведения.
8. Синтаксис.
-Из скольки предложений состоит текст? ( Из трех предложений). Если бы вы давали им характеристику, как бы она звучала? (Каждое предложение интонационно оформлено). О чем это говорит? Когда мы используем эти знаки?
Работа по рядам в парах
1 ряд 1 предложение – восклицательное, значит сказанное не оставляет автора равнодушным, вызывая сильные чувства.
- Какие знаки препинания использует Тургенев в этом предложений? Их функция?
Тире разделяет предложение на две части: с «положительной» и «отрицательной» эмоциональной окраской. Но одного тире Тургеневу было не достаточно, он поставил еще и запятую.
Введение понятия АВТОРСКАЯ ПУНКТУАЦИЯ.
Вывод: Использование тире и запятой нужно для усиления эмоциональности, а длительная пауза говорит о силе чувств.
2 ряд 2 предложение – вопросительное. Заставляет задуматься об отношении к родине, к русскому языку. Здесь передано чувство безысходности, безнадежности, которое испытывает лирический герой, окрашено синим цветом.
3 ряд 3 предложение – восклицательное. Последнее предложение более эмоционально насыщено, так как в нем заключена идея и вывод.
- Давайте посмотрим, как последнее предложение соотносится с предыдущими.
9. Работа со схемой.
Автор наблюдает то, что происходит на родине – Автор размышляет о дальнейшей судьбе Отечества – Эти размышления тяжки, сопровождаются сомнениями – автор готов впасть в отчаяние – Но поддержкой и опорой ему служит русский язык – Русский язык - великий, могучий, свободный - .
Слово учителя.
Связь судеб русского языка и народа не раз отмечалась Тургеневым. Так, в одном письме он писал о русском языке: « для выражения многих и лучших мыслей – он удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе. Странное дело! Этих четырех качеств – честности, простоты, свободы и силы - нет в народе, а в языке они есть Значит, будут и в народе. По тому самому я верю, что у народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее».
- Какую связь видит Тургенев между судьбой народа и русским языком?
У народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее (запись на доске и в тетради).
- Какой человек мог так вдохновенно сказать о родном языке? (Это истинный патриот, он беззаветно любит родной народ, верит в его неиссякаемую силу и высоко ценит неповторимый его язык, верит в будущее великого народа, который талантлив, вольнолюбив, способен к подвигу, стремится к правде)
- Недаром цикл «Стихотворений в прозе» завершается именно этим произведением. От трагических и грустных размышлений к восхищению языком и народом, от отчаяния к надежде на лучшее будущее России, на воплощение в жизни тех сил, которые сокрыты в русской душе. Тогда-то он писал: «Душа моя, все мысли мои о России».
Тургенев много говорил о красоте русского языка. Уже в «Записках охотника» он сам дал прекрасные образцы русского слова. У него есть и другие высказывания о русском языке:
«Пишите просто, искренно»
«Берегите чистоту языка как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
В наше время язык утрачивает красоту: речь становится упрощённой, грубой, теряет индивидуальность, мы бездумно употребляем много иностранных слов, штампов, молодёжным сленгом. Пусть слова великого русского писателя послужат нам сигналом неким быть внимательными к своей речи.
10. Итоги. Домашнее задание.
Написать свое слово о русском языке.
15