Мои секреты профессионального успеха Эссе
Министерство образования и науки РФ
Министерство образования Московской области
ГОУ ВПО «Московский государственный областной
социально – гуманитарный институт»
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки
ЭССЕ
Тема:
"Мои секреты профессионального успеха"
Выполнила: слушатель
группы АИ 12-13
учитель музыки
МБОУ «Михневская СОШ »
Широбокова Ирина Владимировна
Проверила: доцент МГОСГИ
Лексина Анна Владимировна
Ступино
2013г.
В твоих руках, учитель, наш XXI век,
А веком, как известно, правит человек,
Который созидает, творит и создает,
Который за собою всегда вперед ведет!
Говоря словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства», и выходим во взрослую жизнь по окончании школы. Но вот какими мы переступаем порог школы: успешными, инициативными, с верой в добро и справедливость или, напротив, неуверенными в себе, «плывущими по течению», уносим ли с собой добрые воспоминания о школе и учителях или обиду и разочарование, – во многом это зависит от учителей, сопровождающих нас на школьном пути. Подчёркиваю – во многом, а не во всём, поскольку в настоящее время наблюдается пугающая, абсурдная тенденция винить во всём школу и учителей, даже в том, к чему они не могут иметь отношения вообще (не стану подробно останавливаться на сути данного вопроса - работающие учителя прекрасно понимают, о чём речь, и, думаю, согласятся со мной. Взять, хотя бы ситуацию с несчастными случаями, происходящими с ребёнком за пределами школы, после чего учитель обязан предоставить целую папку объяснительных документов, тратя на это несколько драгоценных часов! Иногда складывается впечатление, что школа и учителя больше ответственны за детей, чем их собственные родители!) Поэтому первым секретом успеха считаю грамотную организацию работы с родителями: это должно быть сотрудничество, основанное на обоюдном доверии и взаимоуважении. Очень важно, чтобы родитель понимал, что оптимальных результатов можно достичь лишь совместными усилиями, а также осознавал собственную ответственность за результат воспитания. С этой целью в течение года организую, тематические родительские всеобучи по актуальным темам, причём очень важно, чтобы сообщения учителя носили не формальный характер, преподносились живо, доступно, сопровождались конкретными примерами, как помочь ребёнку в той или иной ситуации. А если у родителей возникают какие-либо вопросы, они получают необходимую консультацию, придя в школу, или на моём сайте в рубрике «Советы родителям». Организую совместно с родителями праздники, походы, коллективные творческие дела и экскурсии, что способствует сплочению детского и родительского коллектива, обеспечивает атмосферу психологического комфорта, а также позволяет сделать школьную жизнь более яркой, интересной, насыщенной. А поскольку ни работу с родителями, ни работу с детьми нельзя организовать без любви к своему делу, моим педагогическим кредо является одно из высказываний ученого-историка 19 в. Василия Осиповича Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Как говорил один мудрец, « без любви ничто не имеет смысла: обязательность без любви делает человека раздражительным, ответственность превращается в бесцеремонность, справедливость становится жестокостью, правда без любви выглядит критиканством, ум преобразуется в хитрость, приветливость без любви являет собой лицемерие, компетентность превращается в упр
·ямство, власть без любви есть тирания, бережливость становится ординарной жадностью, здравый смысл без любви превращается в продажность». Ученик для меня, прежде всего, личность, которую нужно уважать, несмотря на имеющиеся недостатки. Поэтому уверена, что даже наказывать нужно с любовью, не унижая при этом достоинство ученика, критиковать поступок, а не самого ребёнка. Создание ситуации успеха для ребенка считаю необходимым условием эффективной работы с детьми. С этой целью строю обучение на основе личностно ориентированного, компетентностного и деятельностного подходов, чему способствует преподавание, которое осуществляется мною в рамках образовательной системы «Школа -2100». Выбор данной образовательной системы неслучаен, так как считаю её наиболее методически продуманной и максимально направленной на развитие ребёнка, обеспечивающей преемственность на всех ступенях обучения. Ведущий дидактический принцип этой образовательной системы – принцип мини-макса: обучение предполагает разноуровневый подход (необходимый, программный и максимальный), ребёнок имеет право выбрать задание по силам, а также ему предоставляется возможность углубленного изучения интересующего его предмета и материала что позволяет избежать перегрузки учащихся и формирования отрицательных установок у ребёнка – неуспеха и собственной несостоятельности. Формированию позитивных установок, снятию психологического напряжения, осуществлению деятельностного подхода способствует также организация работы в парах и группах, поэтому применяю такие формы работы достаточно часто. Большое значение имеет то, как учитель относится к своему делу: ведет ли урок живо, непринуждённо, занимательно, с ноткой доброго юмора, или, напротив – монотонно, скучно, не утруждая себя подбором разнообразия форм и методов преподавания, относится к работе формально, – всё это влияет на формирование не только учебной мотивации, но и жизненной позиции детей, поскольку любовь учителя к своему делу, преподаваемому предмету, передается и ученикам, подобно искорке, способной разжечь пламя, а потому любовь к своему делу считаю очень важным условием профессиональной деятельности учителя. Следующим немаловажным условием профессионального успеха учителя - постоянное стремление его к самосовершенствованию, повышению своей профессиональной компетентности. Говоря словами одного мудреца: «Хорош лишь тот, в ком ещё не умер ученик». А сейчас, в эпоху реформирования и модернизации образования вопрос повышения профессиональной компетентности учителя особенно актуален, поскольку «Чего нет в творце, не может быть в творении» (Оскар Уайльд). Вот почему считаю необходимым участие учителя в профессиональных мастер-классах, конкурсах педагогического мастерства, поскольку это позволяет не только оценить свой профессиональный уровень относительно остальных участников, но и заимствовать удачные педагогические и методические находки коллег. И в завершение сказанного хочется привести слова А.С. Макаренко: «Не думайте, что Вы воспитываете ребёнка лишь когда Вы рядом, беседуете с ним, наставляете, вы воспитываете его даже тогда, когда вас нет дома или когда вы молчите». Поэтому и педагогам, и учителям нужно чаще анализировать своё поведение и стараться самим не допускать негативных проявлений, слов и поступков, уметь признавать свою неправоту и учить этому детей.
Интернет-ресурсы: 1. http://aphorism-list.com/autors.php?page=kluchevskiy2&tkautors=kluchevskiy2 2. http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=20&s=21&id=8393 3. http://www.aphorism.ru/586_8.shtml 4. http://shoyher.narod.ru/izbrmysl/wilde.html 5. http://www.school70-krs.ru/psiholog/poslovici.html;
13PAGE 15
13PAGE 14215
15