Конспект внеурочного занятия для 6-10 классов  Экспертное бюро «Контрольная закупка» 
Павленко Ольга Сергеевна
учитель биологии и химии 
МБОУ «СОШ № 10» г. Нефтеюганск,
 ХМАО-ЮграКонспект внеурочного занятия для 6-10 классов
Экспертное бюро «Контрольная закупка»
(Исследование показателей качества спортивной одежды школьника)
Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.                                                                   М.В.Ломоносов
Ведущая идея -  формирование у учащихся компетенций в сфере исследовательской деятельности через  внеурочную экспериментальную работу и практическую направленность содержания образования. 
Цель: исследование  качественных показателей спортивной одежды школьника.
Задачи:
   создать  условия для развития исследовательских навыков учащихся, соответствующих методологии современной науки;
  развивать  способность ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, решать аналитические проблемы, делать выводы.
Задачи учащихся:
организовать (самостоятельно и мотивированно) свою  исследовательскую деятельность (от постановки цели до получения оценки и результата).
исследовать показатели качества спортивной одежды школьника.
 сравнить свойства и требования к спортивной одежде.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная. 
Методы исследовательской  деятельности:
  1  наблюдение;
  2. эксперимент;
 3. исследование;
 4  анализ результатов.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, рекламный видеоролик «Спортмастер», футболки белые спортивные разных производителей, образцы тканей, микроскоп, спиртовка, держатель, фарфоровая чашка, химический стакан, наждачная бумага и др.Ход занятия:
Деятельность педагога Деятельность учащихся
-Еще раз приветствую всех присутствующих.
-Ребята, сегодня занятие предлагаю начать с просмотра видеоролика. 
-Посмотрите на экран (видеоролик – реклама товаров магазина «Спортмастер»)
-Что видите? 
-А на своих  уроках физкультуры как вы одеты? 
-Как вы считаете, то в чем вы одеты влияет на качество тренировки?
-А на результат?  
-Откуда Вы это знаете? 
-А что нам могут сказать старшеклассники?
-Одежда влияет на качество тренировки? А на результат?  
-Приведите пример.
-У вас качественный костюм, а он из натуральных волокон?
-Какие еще особенности у вашей спортивной  одежды?
-А занятия физкультурой вы для чего посещаете?
-И если одежда влияет на качество и на результат, то что нам важно? -Реклама…цена…дети на уроке физкультуры…игра в баскетбол…все в разном…один более успешен чем другие…он в хорошей форме
все одинаково одеты – хотят получить лучший результат
-По разному.
-Можно упасть, травмироваться, если она не подходит по размеру. Если малая -то сковывает движения.
- Для развития физических качеств, для здоровья.
- Важно, чтобы одежда была удобной, качественной.
-Кроме того, что мы сейчас  с вами обсуждаем вопрос качества,  Вы где то еще слышали, видели обсуждение подобного вопроса? 
- Я предполагала такой ответ.
- Может мы тоже проведем  «Контрольную закупку» и исследуем свойства спортивной одежды.  А в качестве экспертов выступят старшеклассники, которые владеют информацией по данному вопросу.  -В средствах массовой информации, программа «Контрольная закупка». «Угол подозрения»…
-Специально для экспертизы  мы подобрали  белые футболки    3  разных торговых марок. 
-Первыми оценить образцы я приглашаю народное жюри. Уважаемые гости, прошу принять участие в качестве народного жюри. Попрошу выйти 5 человек.
-Вы готовы?
-Почему Вы отдаете предпочтение этому образцу? (голосование проводят при помощи жетонов (приложение 1)-По результатам голосования  лидирует…. 
-Спасибо народному жюри. Народное жюри выбирается из присутствующих (старшеклассники, родители, учителя)
Результаты экспертизы народного жюри записываются на доске в таблицу (приложение 2)
 -Внешний вид, цвет , фирма, удобство , страна-производитель, бренд, состав ткани по бирке, приятно на ощупь, аккуратность отделки швов (все швы обрабатываются специальным способом, исключая натирание).
-На что обратило внимание народное жюри?
-А на что обращаете внимание Вы, когда находитесь в позиции покупателя?  На какие особенности? Высказывают свои варианты. 
Результаты записываются на доске в таблицу (приложение 2)
-Обратите внимание сколько  особенностей. 
-А случалась ли с вами ситуация, когда купленная вами вещь после первой же стирки линяла (даже при соблюдении всех указаний на ярлыке), растягивалась либо «садилась»,  появлялись катышки, в ней было не комфортно? Т.е. ваше мнение, мнение покупателя бывает обманчиво.
-И  надо иметь многолетний опыт, или невероятную интуицию – иначе нанесешь вред семейному бюджету.
Еще наши бабушки говорили: «ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ» Высказывают свое мнение.
-И проверить качество наших конкурсантов - спортивных футболок нам помогут  эксперты - старшеклассники, которые изучают  химию, физику, биологию и др. науки на законы  и закономерности которых мы сегодня будем опираться. -Эксперт,  подскажите нам,  какие требования предъявляют эксперты к качеству  одежды?
-Поясните, какие показатели качества характеризуют эти свойства? К тканям различного назначения  и изделиям из них предъявляются разные требования, т. е. они должны обладать соответствующими потребительскими свойствами, которые  можно разделить на 4 группы: 
геометрические (длина, ширина и толщина, если речь о ткани и соответствие размеру,  если речь об изделии).свойства, влияющие на срок службы ткани (прочность при растяжении; стойкость к истиранию, усадка, или изменение размеров после мокрых и тепловых обработок, загрязняемость (отстирываемость).гигиенические (натуральность, воздухопроницаемость, гигроскопичность и влагопоглощаемость,  низкая  электризуемость, бактериологическая устойчивость). 
эстетические (устойчивость окраски, несминаемость,  пиллингуемость, художественно-колористическое оформление, заключительная  отделка изделия)
-Итак, эксперты определились с показателями качества.
-Предлагаю обсудить как мы будем их исследовать? -У нас 4 эксперта, значит мы разобьемся на 4 группы. 
-Ребята, разделитесь по экспертным группам и распределите показатели для исследования. 
-Давайте проговорим, кто – что исследует.
1 эксперт - свойства, влияющие на срок службы ткани
2 эксперт – гигиенические свойства
3 эксперт – эстетические свойства
4 эксперт –информационный центр.
-Приступаем к экспертизе. Время – 10-12 минут.
-Представители групп – получите протокол исследований (приложение 3) Исследуют свойства образцов тканей. 
-Пока формируется сводный протокол, прошу присесть и обсудить результаты.
-Остановимся на наиболее важных свойствах, от которых зависит здоровье человека. 
Обсуждение результатов исследований.
 - Гигиенические свойства- натуральность важное качество в спортивной одежде.
 -Смесовые ткани более приспособлены, адаптированы к спорту.
-Электризуемость — способность ткани образовывать и накапливать заряды статического электричества, положительные заряды не ощутимы для организма человека, а отрицательные, которые свойственны синтетическим тканям, оказывают на человека неблагоприятное воздействие.
- Выход – Микрофибра…
-Воздухопроницаемость, влагопоглащаемость…
 -Эстетические свойства могут оказывать влияние на здоровье: художественно-колористическое оформление  и заключительная  отделка изделия (оценивают визуально по ее художественной выразительности, оригинальности, новизне, соответствию гаммы цветов и рисунка направлению моды)
Эксперт информационного центра готовит заключение о результатах исследования.
-Эксперты информационного центра готовы дать заключение?
-Давайте посмотрим на этот образец.
-Ребята, мы сегодня говорили о качестве спортивной одежды и ее показателях,  выбрали образец спортивной одежды, который без вреда для здоровья поможет достигать высоких результатов. 
-Спорт сегодня на пике популярности и является непременным атрибутом  ЗОЖ,  несомненно важно уметь определять показатели  качества спортивной одежды , тщательно оценивая покупаемые  изделия, ведь от правильного выбора зависит наше здоровье , бюджет нашей  семьи, наши спортивные достижения и победы. Эксперт 4: По результатам исследований лидирует образец …… 
Он несомненно соответствует требованиям, выдвигаемым к одежде  для использования на уроках физкультуры, т.к. обеспечивает достаточную вентиляцию пододежного пространства, не прилипает к телу вследствии элетризуемости, удобный в эксплуатации – хорошо растягивается, не стесняет движений, достаточно легок, малосминаем, безвреден для человека.
-На этом экспертное бюро завершает свою работу. 
- Изучайте свойства, экспериментируйте! Не давайте  себя обмануть! 
-Спасибо за работу ребята.
Контрольная   
    закупка
Контрольная   
    закупка
Контрольная   
    закупка
Приложение  1
Приложение 2 
Таблица 1 – Результаты исследования свойств спортивной одежды
УЧАЩИЕСЯ НАРОДНОЕ ЖЮРИ ЭКСПЕРТЫ
Приложение 3 
Протокол
Лабораторных исследований  №__1__
от   ………  
Присутствовали  __ чел.
Отсутствовали:    __ чел.
№ п/пПоказатель  свойств  ткани Образцы тканей
1 2 3
1.   2. 3. Эксперт ___________________________________________________________
Эксперт ___________________________________________________________
Эксперт ___________________________________________________________
Примечание. Оценочная шкала
Балл Характеристика
3 Показатель максимально проявляется
2 Показатель частично проявляется
1 Показатель не  проявляется, либо проявляется незначительно, слабо выражен