ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БРАВЫЕ ПАРНИ, СОЛДАТЫ ИДУТ»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОГИМНАЗИЯ КРИСТАЛЛИК»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«БРАВЫЕ ПАРНИ, СОЛДАТЫ ИДУТ»
Подготовила воспитатель высшей категории
Арзямова Ирина Леонидовна
г. Саратов
2016
Проект «Бравые парни, солдаты идут»
Актуальность темы: формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширять представления детей о родной стране, о своей семье, о государственных праздниках); продолжать расширять представления о Российской армии, о трудной и почётной обязанности защищать Родину; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
Работа по проекту планируется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми. Воспитание нравственности у подрастающего поколения на примерах подвигов наших соотечественников.
Цель: Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- формировать семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства; сплачивать семью ребёнка общими интересами;
- расширять кругозор детей об армии в годы Великой Отечественной войны; воспитывать чувства гордости за прадедов защищавших нашу Родину, познакомить с их подвигами;
- развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями с темой проекта;
- формировать уважительное отношение к старшему поколению;
- формировать интерес к коллективной, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности.
Тип проекта: исследовательско-творческийСостав участников: групповой
Продолжительность проекта: средней продолжительности.
Социальные партнёры: воспитатели, дети, их родители, бабушки, дедушки.
Возраст детей: 3 года
Формы реализации проекта:
ОД «День Победы – праздник Дедов». Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Сюжетно-ролевая игра «Моряки», «Военные». Выкладывание из цветных счётных Кюизенера палочек салюта, самолёта, танка. Дидактическая игра «Что делают солдаты?». Подвижные игры «Найди свой цвет», «Найди себе пару».
Беседа «Знакомство с праздником».
Рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок, открыток по теме: «День Победы» и «Великая Отечественная Война»..Прогулки. Игры «Штурм высоты», «Снайперы».
Просмотр мультимедийных презентаций по теме.
Сбор материала о прадедушках и прабабушках, воевавших в «Великую Отечественную войну». Подготовка и участие в фестивале военно-патриотической песни. Оформление стендовой информации о празднике «9 Мая». Консультации по теме.
Предполагаемые результаты:
Заинтересованность детей темой праздника «День победы», проявление их познавательной активности. Дети любознательные, активные, интересуются новым, неизвестным в истории своей семьи, в истории Отечества, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных вида деятельности: рассматривают иллюстрации, учувствуют в беседах, задают вопросы, проявляют творчество в случаях затруднения обращаются к взрослому. С удовольствием рисуют, играют. Участие и помощь родителей в совместной деятельности.
Этапы проекта:
Введение родителей в проблему. Ознакомить с планом реализации проекта, рекомендации по работе (сбор материала по содержанию проекта; включение в реализацию проекта работу дома, индивидуально со своим ребёнком).
Постановка проблемы вхождение в игровую ситуацию. В гости к детям пришёл гном Том с вопросом «А кто был защитником ваших родителей?». Варианты ответов детей.
Обсуждение проблемы, принятия задач. Гном Том принёс иллюстрации и книги о Великой Отечественной войне. Оформление выставки. Перед детьми ставиться вопрос «Что они знают о своих прабабушках, прадедушках? У кого можно узнать о них? Как они защищали свою Родину и своих близких? Кто может помочь это узнать? Обсуждаются варианты ответов детей.
Оформление стендовой информации о празднике «9 Мая».
Совместно-поисковая деятельность.
Рассматривание и обсуждения материала, который принесли дети о своих прадедушках и прабабушках, рассказы детей.
Цикл мероприятий по теме «Великая Отечественная война».
Беседа «Что мы знаем о Великой Отечественной войне?».
Чтение произведений о войне И. Туричин повесть сказка «Крайний случай»; А. Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твёрдом слове»; К. Паустовский «Похождения жука-носорога», «Волшебное колечко»; и др.
Чтение стихов о войне Т. Белозёров «День победы», А. Суркова «Красоту, что нам дарит природа…», С. Михалков «Спать легли однажды дети…», В. Берестов «Мир» и др.
ОД «День Победы – праздник Дедов».
Слушание музыкальных произведений о Великой Отечественной войне:
фронтовые песни «Землянка», «Катюша», «Три танкиста» и др.
песни о «Дне победы».
Сюжетно-ролевая игра «Моряки», «Военные». Выкладывание из цветных счётных Кюизенера палочек салюта, самолёта, танка. Дидактическая игра «Что делают солдаты?». Подвижные игры «Найди свой цвет», «Найди себе пару».
Военно-спортивные эстафеты «Метание гранаты», «Полоса препятствий» и др.
Разучивание физкультминутки «Салют». Дыхательной гимнастики «Флажок». Пальчиковой гимнастики «Этот пальчик».
Подготовка к фестивалю «Мы за Великую Державу». Подбор песен (для детского и взрослого коллектива). Разучивание их.
Оформление книжного уголка (подбор книг, иллюстраций, картинок по теме).
Презентация (на основе материала собранного родителями, воспитателями, детьми). Просмотр презентации вместе с детьми.
Практическая деятельность детей. Творческие работы детей. Оформление выставке «Праздник 9 Мая».
Создание стенда «Они защищали Родину!» (совместная работа воспитатели, родители, дети).
Участие в конкурсе военно-патриотической песни «Мы за Великую Державу».
Проведение праздника «9 Мая» (совместное мероприятие дети, родители, бабушки, дедушки, воспитатели).Постановка новой проблемы. «Что мы ещё хотим узнать о войне?» («Дети и война», «Герои войны и их подвиги» и т. д.)
Совместная работа воспитателей, родителей и детей в средней группе.

ПРИЛОЖЕНИЯБеседа «Знакомство с праздником»Задачи: Дать знания детям о празднике «День Победы», о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них; активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям. Обогащение словарного запаса. Воспитывать уважение, любовь к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них.Ход беседы. Воспитатель: 9 мая – самый главный праздник, отмечающийся в нашей стране. Что это за праздник? что это за победа? Над кем? День Победы — самый великий и серьёзный праздник как для России, так и для многих других стран мира. Не только российским солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины, взрослым и детям, было очень трудно во время войны. Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их из России, а потом и из других стран. В День Победы люди возлагают к военным памятникам венки и цветы. А теперь послушайте стихотворение:Сегодня праздник - День Победы!Счастливый, светлый день весны!В цветы все улицы одетыИ песни звонкие слышны.Воспитатель: Это была страшная и долгая война. Ранним июньским утром фашистская Германия напала на нашу мирную страну. Весь народ поднялся на защиту Родины, и наша армия, и женщины, и старики, даже дети. (По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В процессе беседы педагог сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь. Используемые приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем). Наши храбрые воины не пустили фашистов к Москве, а сами перешли в наступление. Трудной, тяжелой и страшной была эта война, много людей погибло в ней. Но наступил долгожданный день Победы. Наши доблестные воины прогнали фашистов и сами пришли к Берлину. Это случилось 9 мая 1945 года. И тех пор каждый житель нашей страны, жители других стран отмечают этот праздник.Майский праздник – День ПобедыОтмечает вся странаНадевают наши дедыБоевые ордена.(Т.Белозеров)В этой войне, как я уже говорила, участвовали не только взрослые, но и дети. Много стихов и рассказов написали об их подвигах писатели и поэты. Наш народ мужественно сражался и победил. Но не все дожили до Великой Победы. Чтобы никто не забыл доблестных героев и их подвиги, по всей стране было сооружено много памятников в память о героях войны, братские могилы, в которых были захоронены погибшие в боях воины (показ иллюстрации). Мало остается участников войны: много лет прошло со дня Победы. Наше правительство заботиться о своих героях, помогает им. Вы тоже должны с уважением и благодарностью относиться к участникам войны и ко всем пожилым людям. Они защищали нашу Родину и сберегли мир на Земле. А Родина у нас одна. Чтение стихотворения:Если скажут слово РодинаСразу в памяти встаетСтарый дом, в саду смородина,Толстый тополь у ворот.У реки березка – скромницаИ ромашковый бугор …А другим, наверное, помнитсяСвой родной московский двор.В лужах первые кораблики,Где недавно был катокИ большой соседней фабрикиГромкий радостный гудок.Или степь от маков красная,Золотая целина …Родина бывает разная,Но у всех она одна!Берегите свою Родину, растите честными и мужественными, смелыми.Рисование «Вот какой у нас салют!Задачи. Вызвать интерес к рисованию салюта в сотворчестве с педагогом. Создать условия для экспериментирования с разными материалами. Освоение способа «принт» (печать) и рисование с помощью штампа. Учить рисовать нетрадиционными способами – ставить отпечатки тряпочкой, ватным тампоном, пробкой и звездочкой, сделанной из моркови; ориентироваться на листе бумаги. Воспитывать интерес к наблюдению красивых явлений в окружающем мире и отображению впечатлений в изодеятельности доступными изобразительно-выразительными средствами.Предварительная работа. Рассматривание изображений салюта. Игры с разноцветными мячами. Освоение способа «принт» (печать).Материалы, инструменты, оборудование. Основа для коллективной композиции – лист бумаги большого формата, краски гуашевые, материалы для экспериментирования с отпечатками – ватные диски, тампоны, тряпочки, пробки, печатки, звездочки из моркови.Содержание.Воспитатель читает детям стихотворение О. Выготской «Салют»:Вокруг все было тихо,И вдруг – салют! Салют!Ракеты в небе вспыхнулиИ там, и тут!Над площадью,Над крышами,Над праздничной МосквойВзвивается все вышеОгней фонтан живой!На улицу, на улицу Все радостно бегут,Кричат: «Ура!»Любуются На праздничный салют!Педагог выкладывает на стол основу для коллективной композиции – лист бумаги темно-голубого или синего цвета. Говорит: «Это небо! А где салют?» Берет поочередно разные материалы, приготовленные для экспериментирования, и начинает ставить отпечатки, приговаривая: «Беру пробку, окунаю в краску и …шлеп (ставит отпечаток) – получился огонек! Беру звездочку, окуну в краску и …шлеп (ставит отпечаток) – вот какой огонек!Вовлекает детей в экспериментирование с разными материалами. Помогает приемом «рука в руке», жестом, словом. Дети по своему желанию выбирают материалы для рисования. В конце можно прочитать отрывок:В небе праздничный салют,Фейерверки там и тут.Чтение стихотворений на тему «День Победы»Пусть будет мирПусть небо будет голубым, Пусть в небе не клубится дым, Пусть пушки грозные молчатИ пулеметы не строчат, Чтоб жили люди, города. Мир нужен на земле всегдаДень ПобедыМайский праздник —День Победы - Отмечает вся страна. Надевают наши деды Боевые ордена. Их с утра зовет дорогаНа торжественный парад, И задумчиво с порогаВслед им бабушки глядят. Т. БелозеровЧто за праздник?(Н. Иванова)В небе праздничный салют,Фейерверки там и тут.Поздравляет вся странаСлавных ветеранов.А цветущая веснаДарит им тюльпаны,Дарит белую сирень.Что за славный майский день?Май встречает радостноНаша вся страна.По дорогам РодиныВновь идет весна.Здравствуй, здравствуй,Теплый, ясный,День Победы,День прекрасный.Спасибо, наша Родина любимая,За все твои заботы и дела,За солнце ясное, за небо синее,За все, что детям ты дала!ПобедаПесни фронтовые,Награды боевые,Красные тюльпаны,Встречи ветерановИ салют в полнеба,Огромный, как Победа.День Победы к нам пришел,Лучший праздник на земле.Очень весело сегодняИ большим и детворе!М. ПознанскаяВ лучистом цвету неоглядные дали,И песни звенят на просторах страны.И солнце, и песню в боях отстоялиГерои давно отгремевшей войны.М. ГеттуевПодвижная игра «Найди свой цвет».Цели игры: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов, тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета, поднятие настроения.Что надо для игры: флажки разных цветов, жетоны таких же цветов, стулья по числу детей.Ход игры. Прикрепить флажки к стульям (или положить на стулья), которые расставлены в разных местах комнаты. Каждому игроку вручить по жетону такого же цвета, как флажки. После слов «Идите гулять» дети расходятся по всей комнате. Но как только прозвучат слова «Найди свой цвет», они должны собраться возле стула с флажком такого же цвета, который соответствует цвету их жетонов, и каждый должен назвать этот цвет.Игра с платочками «Найди себе пару» (с сопровождением музыкой)Цели игры: развитие координации движений, чувства ритма, формирование правильной осанки и тренировка вестибулярного аппарата, тренировка подвижности нервных процессов, умения различать цвета, поднятие настроения.Что надо для игры: платочки разных цветов по числу детей.Ход игры. Каждому игроку вручить по платочку разного цвета. Когда звучит музыка, дети свободно танцуют, выполняя разные движения. После слов «Найдите себе пару» дети расходятся по всей группе и подходят к тому ребенку, с которым у них совпадает цвет платочка. Каждый должен назвать этот цвет.Пальчиковая гимнастика "Этот пальчик"Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я,Вот и вся моя семья. Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.Дыхательная гимнастика «Флажок»Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха.Оборудование: красный флажок.Посмотри-ка, мой дружок,Вот какой у нас флажок!Наш флажок прекрасный, Ярко-ярко красный.Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, губы трубочкой сложили и долго дуем.Повторить 4-6 раз. Физкультминутка «Салют»Вокруг все было тихо. (Встать прямо, руки опустить) И вдруг - салют! Салют! ( Поднять руки вверх) Ракеты в небе вспыхнули (Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влево-вправо). и там, и тут! Над площадью, над крышами, (Присесть, встать, руки с раскрытыми пальчиками поднять вверх 2—Зраза)Над праздничной Москвой Взвивается все вышеОгней фонтан живой. На улицу, на улицу (Легкий бег на месте). Все радостно бегут, Кричат: «Ура! », (Поднять руки вверх, крикнуть «Ура»). Любуются (Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влево-вправо)На праздничный салют!Сюжетно-ролевая игра «Моряки» Цель: Формирование умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Учить действовать в импровизации самостоятельно. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.Словарная работа: якорь, капитан, корабль, штурвал, рулевой, матрос.Предшествующая работа: чтение художественной литературы о кораблях, моряках, просмотр фотографий и видеороликов о море, моряках, кораблях. Оборудование: морской воротник, фуражка капитана, медицинский халат, якорь, штурвал, бинокли, строительный материал.Ход игры:- Ребята, я предлагаю сегодня вместе отправиться в путешествие. На чём можно отправиться в путешествие? (На самолёте, на поезде, на машине, на корабле)- Чтобы оправиться в путешествие на корабле, что для этого нужно сделать? (Построить корабль)- Из чего мы будем стоить корабль? (Из большого деревянного строителя и мягких модулей)Дети совместно с воспитателем строят борт корабля, на палубе размещают штурвал, устанавливают трап, якорь, места для пассажиров.- Вот корабль и готов. А кто бывает на корабле? Кому что надо для работы? (Воспитатель берет на себя роль капитана и помогает распределить роли, кто кем будет. Затем можно и кому-то из детей предложить быть капитаном).Дети: Капитану - бинокль, матросам - бескозырки, для врача - чемоданчик с инструментами, лекарством, коку – посуда и продукты.- Что делает капитан? Определяет курс корабля и отдаёт команды. Право руля, лево руля! Полный вперёд! Рулевой у штурвала. Матросы надраивают палубу. Радист сообщает о движения судна. Врач следит за здоровьем команды на корабле. Кок готовит еду для всей команды.Звучит музыка «Шум моря».Капитан даёт команду: «Всем приготовиться к отплытию, пройти медицинскую комиссию». Врач осматривает всю команду. Команда после допуска к плаванию заходит на судно. Капитан даёт команду: «Пассажирам занять свои места!». Занимают места на корабле. Капитан отдает команду: «Поднять якорь! Поднять трап! Полный вперёд! ». Капитан постоянно отдаёт команды рулевому «Полный вперёд! Лево руля!». Капитан просит кока приготовить обед для команды.Вот матросы увидали – Впереди земля.Капитан велит к причалу,Штурман - у руля (Дети приставляют ладонь ко лбу, вглядываются вдаль).Все возвращаются домой, покидают корабль сначала пассажиры, доктор, матросы, последним уходит капитан.