Рабочая программа доп образования Сувенирная мастерская
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 12"
Утверждаю : Директор школы
________ Лопатин М.В.
Приказ №____
от ___.___.2016 г
Рабочая программа
внеурочной деятельности кружка
«Сувенирная мастерская».
Количество часов : 51 час (занятие по 90 минут).
Продолжительность освоения – 1год.
Возрастной диапазон – от 11 до 17 лет
Направление – общекультурное.
Составитель:
Мамоненко И.В.
Пояснительная записка.
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Цель программы:
Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе современного декоративно – прикладного искусства.
Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
Приобщать школьников к народному искусству;
Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Основные формы работы.
Основной формой работы являются внеучебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).
Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Содержание программы.
Содержание программы «Затейницы» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства.
В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества:
вязание,
работа с современными искусственными флористическими материалами,
работа с лентами и тканью
работа с фетром
Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте современного декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей вышивки, бисероплетения;
- знакомству с искусственной флористикой и современными материалами; тканью и ее свойствами
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого– педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
В основу программы положены следующие принципы:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;
связи с жизнью;
развитие индивидуальности каждого ребёнка;
единство и целостность субъект-субъектных отношений;
системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала «от простого к сложному»).
Важным условием осуществления политехнического принципа является органическая связь со всеми предметами начальной школы.
Декоративно-прикладное искусство оказывает влияние на повышение качества учебной работы ученика.
Например, развивается наблюдательность ребёнка, положительно сказывается на формировании каллиграфических навыков, улучшает глазомер учащегося и т. д.
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа «Сувенирная мастерская» разработана на один год занятий с детьми с 11 до 17 лет школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Согласно учебному плану на проведение занятий в кружке выделяется 51 час (занятие по 90 минут).
Схема методики проведения занятий.
- беседы;
- рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- выставки детских работ в школе, селе; выставки работ выпускников – в районе;
- просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций;
- видеоуроки;
- дидактические игры;
- экспериментирование с материалами;
- соревнования, развлечения;
- сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
практическая работа
физкультминутки
подведение итогов, анализ, оценка работ
приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Личностные ценности.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованью, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Первый уровень результатов – занятия художественным творчеством, приобретение начальных представлений о материальной культуре как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; начальных знаний и представлений о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; общего представления о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту;
Второй уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при оформлении своего дома, классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, участие в художественных выставках, конкурсах ДПИ в школе, .Третий уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при изготовлении подарков, художественно-декоративных и других изделий, участие в художественных акциях в окружающем школу социуме.
Формы контроля.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.
организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду);
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, села; в конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня; размещение интересных работ в Интернете);
Методы оценки результативности программы:
количественный анализ;
статистические данные;
отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности учащихся (наблюдение, диагностика);
практические материалы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство «Сувенирная мастерская» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Личностные универсальные учебные действия:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ; - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные универсальные учебные действия:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты.
-уважать и ценить искусство и художественно - творческую деятельность человека;
-понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Учащиеся должны знать:
- Крючек, разновидности крючка, нитки, виды ниток;
- особенности построения композиции, понятие симметрия, основные декоративные элементы интерьера;
- историю возникновения и развития вышивки, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ , способы декоративного оформления готовых работ;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно из лент и ткани;
- основные виды бисерного искусства, история развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме, современные направления бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера;
- основные приёмы бисероплетения- параллельное, петельное, игольчатое плетение, комбинирование приёмов;
-понятие «флористика», виды флористики. Цветовое и композиционное решение;
- искусственные материалы, используемые в флористике
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, асимметрия;
-сувенир, виды и назначение сувениров;
Учащиеся должны уметь:
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
-моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;
-понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого;
- называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах
-добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
- определять основные конструктивные особенности изделий;
– подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль
Содержание программы .Этапы:
Первый этап направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Второй этап направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
На третьем этапе, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.
Четвертый этап направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Введение: правила техники безопасности .Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
Работа с тканью и лентами
1.Вводное занятие.
Теория: История возникновения, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием тканей и лент. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2. «Ваза с цветами»
Теория: изготовление индивидуального панно с использованием цветов из ткани и лент.
Практическая часть. Создание панно
3. Новогодняя игрушка из лампочек. Символ года
Теория: История возникновения символов. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием ткани, лент и текстильных отделочных материалов.
Вязание крючком
1.Вводное занятие «Путешествие в страну Вязанию».
Историческая справка о вязании. Виды крючка, его свойства и применение. Виды ниток, их свойства и применение
2. Петли
Теория. Знакомство с петлями и видами петель.
Практическая часть. Показать приемы вязания.
3. Создание элементов композиции
Теория: сочетание петель, формирование узора
Практическая часть. Вязание элементов панно
4.Знакомство со средствами выразительности.
Теория : Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности. Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах.
Практическая часть: изготовление коллективного панно «Аквариум»
5. Вязаные цветы
Теория : Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах.
Практическая часть. Изготовление броши (заколки)
Флористика
1.Вводное занятие «Технология изготовления поделок из искусственных флористических материалов».
Теория История возникновения и развития флористики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием искусственных материалов. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2. «Чудо – дерево»
Теория: изготовление типиария с использованием искусственных материалов.
Практическая часть. Выполнение работы из искусственных цветов, зелени, фруктов
3. Подарок к 23 февраля. Рамка для фотографии
Теория: Для чего нужны подарки.
Практическая часть. Декорирование рамки для фотографий ракушками, бусинами
4. Сувенир к 8 марта. Летящая чашка, декоративный веер
Теория: Сувенир и его назначение
Практическая часть. Изготовление сувениров
Вышивка крестом
1.Вводное занятие «Вышивка крестом, техника безопасности».
Теория История возникновения и развития вышивки, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с разными видами вышивок. Вышивка в народном костюме. Способы оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности. Правильное положение рук и туловища во время работы.
2. Стежок «крест»
Теория: знакомство со стежком, с канвой, иглой, нитками, пяльцами
Практическая часть. Выполнение стежка
3. Вышитая картина
Теория: Вышивание картины (простейшее изображение). Способы оформления готовых работ. Правильное положение рук и туловища во время работы.
Практическая часть. Выполнение вышивки
Работа с фетром
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с материалом. . Способы оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности. Правильное положение рук и туловища во время работы.
Тема 2. Основные приемы работы с фетром.
2.1. ТБ при работе. Основы безопасного труда на занятиях. Инструменты и приспособления. Правила при работе с ножницами, иголками, булавками, клеем.
2.2. Материаловедение. Виды тканей и их получение. Свойства тканей и меха. Способы обработка различных поверхностей тканей.
Практическая работа: определить вид ткани.
2.3. Основные ручные швы. Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной».
Практическая работа: выполнение швов на фетре.
2.4. Способы закрепления нити. Различия между способами закрепления нитей и их использование в процессе выполнения игрушек.
Практическая работа: закрепление нити несколькими способами
Тема 3. Выполнение игрушек из фетра.
3.1.Матрешка. Беседа об истории народной игрушки и народногокостюма. Анализ образцов - связь материала, формы росписи.Практическая работа: Зарисовка видов матрешек. Виды фетраи их подбор для выполнения данной работы. Заготовка выкроек-лекал, раскрой каркаса и ткани, работа с клеем, сшивание деталей оформлениеигрушки.
3.2.Веселые клоуны. Беседа о декоративных лоскутных изделиях вкрестьянском быту.
Практическая работа: Зарисовка мотивов в альбоме различныхвидов игрушек. Разработка мозаики костюма клоунов. Выполнение выкроек-лекал, подбор фетра, практическое выполнение модели, оформление.
3.3. Зайчик. Объяснение выполнения работы.
Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
3.4. Игрушка по выбору. Самостоятельное выполнение объемной игрушки. Подведение итогов. Что мы можем сделать самостоятельно?
Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой фетра и пошив, заготовка и укрепление каркаса, набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
3.5. Котенок.
Объяснение выполнения работы.
Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
3.6. Львенок.
Объяснение выполнения работы.
Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
3.7. Цветок.
Объяснение выполнения работы.
Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса.
Личностные результаты.
Создание условий для формирования следующих умений:
— оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
— описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
— принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним;
— опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;
— понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД
Уметь:
— самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
— с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
— совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
— самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
— предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
— самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
— выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;
— осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД
— искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
— приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
— перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
— делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД
— формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
— высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;
— слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
— уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия Тема занятия Кол-во часов Дата
1
Ткань и ее разновидности. Ленты и кружево. Техника безопасности. Изучение образцов 1 2
3
4 Подбор материала для работы.
Соединение лент при помощи наметочного стежка
Изготовление цветка из лент. 1
1
1 5
Изготовление серединки для цветка.
Оформление работы. 1 6 Изготовление сложных цветов. Фиалка. Подготовка шаблонов. Подготовка деталей 1 8 Изготовление сложных цветов. Хризантема.
1 9 Подготовка деталей.
Сбор деталей в цветок. 1 10 Разновидности листьев из атласных лент.
Изготовление листьев из атласных лент. 1 11 Изготовление деталей для панно.
Оформление панно .1 12 Разработка эскиза для сувенира.
Изготовление сувенира. 1 № занятия Тема занятия Кол-во часов дата
13 Путешествие в страну «Вязанию».
Техника безопасности при работе с инструментами для вязания. 1 14 Начальный ряд.
Цепочка из воздушных петель. 1 15
Колечко из воздушных петель. Пико.
Соединительный столбик 1 16 Столбик без накида.
Выполнение цепочки. 1 17 Столбик с накидом.
Выполнение цепочки. 1 18
19
20 Вязание кругов.
Вязание овала.
Изготовление прихватки «Улитка» 1
1
1 21 Сочетание петель.
Соединение двух деталей с помощью крючка. 1 22 Добавление петель в работе.
Убавление петель в работе. 1 23 Композиция и цветоведение. Создание выразительного образа посредством объема и цвета. 1 24
25 Разработка эскиза работы.
Подбор материала для панно.
Изготовление деталей для панно.
Оформление панно «Цветы» 1
1 26 Работа с нитками.
Аппликация попугай. 1 27 Изготовление заколки 1 28 История возникновения и развития флористики. Инструктаж по правилам техники безопасности. 1 29
30 Подбор материала для работы. Изготовление основы (каркаса) для дерева Повторение техники безопасности при работе с горячим клеем.
Сбор цветов. Изготовление топиария. Оформление топиария. 1
1
31 Разработка эскиза сувенира.
Подбор материала. 1 32 Оформление изделий. 1 33
34 Изготовление сувенира. Разработка эскиза сувенира. Подбор материала для сувенира.
Изготовление сувенира «Летящая кружка» (цветочный топиарий). Оформление работы. 1
1 35
36 Техника безопасности при работе с колющимися предметами.
Вышивка крестом. 1
1 37 Канва и работа с ней. Мулине. Пяльцы. Обучение стежку на листе в клетку 1 38 Обучение стежку на канве. Вертикальное и горизонтальное шитье. Заделывание концов нити 1 39 Вводное занятие. Знакомство с фетром. ТБ при работе с инструментами 1 40 Выполнение швов на фетре. Закрепление нити несколькими способами 1 41 Выполнение выкроек-лекал, подбор фетра, практическое выполнение модели, оформление. 1 42 Раскрой фетра. соединение их с туловищем. Пошив и набивка деталей.оформление игрушки. 1 43 Вводное занятие. Бисер. Простые элементы в бисероплетение. 1 44 Плетение элемента цветка. Сбор цветка. 1 45 Разбор схемы. Дерево из бисера. 1 46 Подбор материала. 1 47 Плетение веток 1 48 Сбор веток. 1 49 Сбор дерева. 1 50 Оформление работы. 1 51 Итоговое занятие. Выставка работ. 1 Литература, использованная для разработки программы.
1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение», Москва, 1996 г.
2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001
3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
4. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение», Москва, 2005
5. Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков
6.Учим детей мастерить , Э.К. Гульянс, «Просвещениеп», Москва
7. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004
8. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов.»ЭКСМО» Москва,
2005
9. Мягкая игрушка. Игрушки в подарок.ть «ЭКСМО» Москва,2005
10.Журнал «Школа и производство»
11. Газета «Делаем сами»
12. Газета «Мастак»
13. Узоры из бумажных лент./ Пер.с анг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.: ил.
14. Необычные сувениры и игрушки .Самоделки из природных материалов. –М.6 Изд-во
ЭКСМО, 2005. – 64 С.,
15. Ресурсы интернета