Конспект урока по математике на тему Закономерность последовательностей. Нарушение закономерностей. Головоломки с цифрами, фигурами. Ребусы
Тема урока: Закономерность последовательностей. Нарушение закономерностей. Головоломки с цифрами, фигурами. Ребусы
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке 1.2.3.2 в простейших случаях продолжить заданную закономерность, находить нарушение закономерности (с помощью фигур, игрушек, разноцветных бус и т.д.)
Цели обучения
Все учащиеся будут: продолжать заданную закономерность, находить нарушение закономерности Решать головоломки с цифрами и ребусы.
Большинство учащихся будут: объяснять, почему нарушена закономерность
Некоторые учащиеся будут: самостоятельно составлять числовые закономерности
Языковая цель Учащиеся могут:
Предметная лексика и терминология:
Числовая закономерность
Серия полезных фраз для диалога/письма
Обсуждение: Что помогает навести порядок в жизни человека? Как порядок помогает человеку в жизни? Что такое закономерность Как установить числовую закономерность?
Ключевые слова и фразы:
Письмо:
Найди закономерность и продолжи ряды
План
Планируемые сроки Планируемые действия (замените ниже запланированными действиями) Ресурсы
Начало урока
2 минут
3 -10 мин
Середина урока
11-26 мин
Орг. момент:
Мотивация. На доске ребус.
На этой картинке зашифрованы слова. Все они связаны с зимой. Кто знает, как можно прочитать этот ребус?
Целеполагание:
-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Проблемные вопросы:
Что такое ребус?
- Кто умеет разгадывать ребусы? Актуализация
Ребус - загадка, в которой разгадываемые слова изображены в виде комбинации рисунков с буквами и другими знаками. Слово "ребус" латинского происхождения (лат. rebus, при помощи вещей, "Non verbis sed rebus" - "Не словами, а при помощи вещей"). Зародился ребус во Франции в XV веке, а первый печатный сборник ребусов был издан во Франции в 1582 году, составлен он был Этьеном Табуро. Ребусы очень полезны для развития мышления детей, развития сообразительности и логики. К тому же ребус пользуется популярностью в детской аудитории, являясь одним из самых популярных детских игр. Это хорошее детское увлечения, приносящее пользу и удовольствие.
Работа по теме урока. Например, нарисовано «стрекоза», а необходимо читать только «коза», изображен «графин», необходимо читать только «граф»:
4. Если предметы или буквы изображены один в другом, то их названия читаются с прибавлением союза «в». Например, «в-а-за»:
5. Если какая-то буква состоит из другой буквы (много раз повторенной), то читают с прибавлением союза «с». Например, «с-о-с-на»:
6. Если за какой-то буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать необходимо с прибавлением союза «за». Например, «за-м-ок»:
7. Если одна фигура или буква изображена под другой, то читать необходимо с прибавлением слов «на», «над», «под». Например, «на-пи-ток» или «над-е-ж-да»:
8. Если по какой-нибудь букве написана другая, то читают с прибавлением предлога «по». Например, «по-р-т»:
9. Если одна буква лежит возле другой, присоединена к ней, то читают с прибавлением предлога «у». Например, «л-у-к» или «с-у-д»:
10. Если в ребусе встречается изображение предмета, перевернутое вверх ногами, то название его обычно необходимо читать с конца, или иногда это делается просто ради усложнения (по-приколу) ребуса. 11. Если изображено предмет, а возле него (или на нём) написана, а потом зачеркнута буква, то это означает, что эту букву необходимо исключить из слова, зашифрованного рисунком. Если же над зачеркнутой буквой находится другая, то это означает, что необходимо ею заменить зачеркнутую. Тоже самое делают, когда между двумя буквами стоит знак равенства или переходные стрелочки. Зачеркнутые (заменяемые) буквы обычно используют для исключения (замены) их из середины слова. Например, была «груша», а стала «крупа», или был «доктор», а стал «диктор»:
12. Если зачеркнутая буква(ы) стоит как независимая фигура, то ее необходимо читать с прибавлением частицы «не». Например, «не-р-в»:
13. Если рядом с рисунком (или над ним, или под ним) стоят цифры, то это означает, что буквы зашифрованного изображением слова читаются в том порядке, который указан цифрами. Также они указывают на то, все ли буквы слова необходимо читать, или нет. Зачеркнутые (отсутсвующие) цифры указывают на отсутствие определенных букв. Например, «табуретка» превращается в «букет», а «бутылка» на «булка»:
14. Если рисунки «двигаются» один от другого или один к другому, то необходимо использовать предлоги «к» или «от». Если же какую-то фигуру в ребусе изображают, которая как бы бежит, лежит, летит, сидит и т.п., то к названию этой фигуры необходимо добавить соответсвующий глагол в настоящем времени (бежит, лежит, летит, сидит и т.д.). 15. Довольно часто в ребусах отдельные буквосочетания «до», «ре», «ми», «фа», «ля», «си» изображают соответсвующими нотами. Напри Это, по существу, все основные правила для тех, кто хочет попробывать себя в составлении ребусов или в их разгадывании. Однако процесс ребусотворчества предпологает синтез всех приведенных принципов составления ребусов и создания новых правил, понятных для большинства по логике построения.
.
Физкультминутка.
(К)Работа с учебником
Работа в группе: Разгадайте ребусы.
Критерии успеха:
Верно разгадать все ребусы.
Составить свой ребус.
Работать дружно, уважать мнение других.
Работа в группах: Повторяем закономерности. (закономерность в рисунке)
Я думаю, у всех вас бывает и так – вы напряжённо ищете выход из трудной ситуации, пытаетесь решить сложную задачу. Долго ничего не получается. И вдруг приходит озарение… Что же произошло? Это сработало замечательное свойство нашего разума – умение уловить самое важное, найти выход из этой ситуации, сравнив с похожими, с которыми вы сталкивались прежде. А сейчас покажите, как вы справляетесь с трудными заданиями на поиск закономерностей
Карточки с числами
Карточки
Разноцветные бусинки и пуговицы на нитке
Карточки для парной работы
27-31 мин
Формативное оценивание:
Задание: обведи в кружок те ребусы, которые ты смо разгадать сам
Конец урока 32 - 35 минут Итог урока. Над какой темой работали? Каковы были критерии успеха?
Рефлексия учебной деятельности на уроке Я понял…
Я узнал …
Мне было интересно …
Мне было трудно…
Я бы ещё хотел узнать …
Оцени свою работу на уроке с помощью лестницы успеха Незаконченные предложения