Урок – игра в 5 классе Путешествие по стране Русский язык

игра

на тему

«Путешествие по стране Русский язык»

для учащихся 5-го класса.


























Урок – игра в 5 классе - 2 -
«Путешествие по стране Русский язык»


Цель.
Расширить и систематизировать знания учащихся в соответствии с изученной программой курса русского языка в 5 классе.

Задачи:
а) расширить знания учащихся в области лексикологии, фонетики, синтаксиса;
б) развивать логическое и образное мышление учащихся;
в) воспитывать бережное отношение к родному языку.

Педагогическая инструментировка :
карточки – задания,
карточки – указатели,
карточки – вопросы,
схемы,
ребусы, кроссворды,
выставки книг,
рабочие тетради.

Ход урока.
Описание игры.

Перед началом игры формируются 2 команды. Каждая команда подразделяется на участников ( 5 человек) и болельщиков ( все остальные). Разница между ними в том, что участники работают у доски, а болельщики отвечают с места. Болельщики могут помочь своим товарищам, отвечающим у доски, если те затрудняются. Все письменные задания дети выполняют в рабочих тетрадях.
За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание команда получает очко, а участник жетон. При подведении итогов подсчитывается количество полученных очков и определяется команда – победитель, а самые активные игроки получают оценки.

Игра рассчитана на 1 час учебного времени.

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и
Урок – игра в 5 классе - 3 -
«Путешествие по стране Русский язык»


внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.
Сегодня отправляются в путешествие 2 команды. Поприветствуем участников команд! А болельщики? Они тоже отправляются вместе с командами в путешествие и принимают активное участие в решении спорных, но очень интересных вопросов, связанных с изучением русского языка.
Наш маршрут пройдет по городам: Звукоград, Лексикоград, Частиреченск, Синтаксисград, Угадайск. Вам необходимо быть очень внимательными, чтобы вы смогли записать все самое интересное, новое, что сегодня откроете для себя и узнаете, то, что вам понравиться и о чем, конечно, вы захотите рассказать своим друзьям.
Итак, готовы?! Можно начинать.



Игра

ЗВУКОГРАД.

Задания:
-1. Сколько звуков [ш] в предложении:
Не тот хорош, кто лицом пригож,
а тот хорош, кто для дела гож?
(-4)
-2. Сколько звуков [ц] в предложении:
Наша ученица Куницына собирается
отправиться в Братск?
(-5)

Метаграмма – это загадки, в которых нужно отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим. (Дети записывают слово «метаграмма» в свои тетради)

-1. Со звуком [с] я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С [м] берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто.
(-соль, -моль).

Урок – игра в 5 классе - 4 -
«Путешествие по стране Русский язык»


-2. С [к] я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С [п] – от вас не утаю –
Тоже в классе я стою.
(-карта, -парта).
-3. Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но [к] на [ц] перемени –
Я по болоту зашагаю.
(-капля, -цапля).
-4. С [б] мучительной бываю,
С [м] одежду пожираю,
С [р] актеру я нужна,
С [с] для повара важна.
(-боль, -моль, -роль, -соль).

Логогриф – от греческого слова «логос» - слово, «грифос»-загадка. Это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значения в результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв). (Дети записывают в тетрадях слово «логогриф»).

-1. Готов вас напоить водой,
Но [э] прибавите в начале,
И соберу перед собой
Я зрителей в квартире, в зале.
( -кран, -экран).
-2. Несет меня с трудом старик,
Но если ю прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
(-ноша, -юноша).

ЛЕКСИКОГРАД.

Задания:
-1. На доске записаны слова, которые нужно запомнить:
метаграмма,
логогриф,
антонимы,
синонимы,
Урок – игра в 5 классе - 5 -
«Путешествие по стране Русский язык»


кроссворд,
ребус,
криптограмма.
(Слова дети должны записать в тетради, запомнить их правописание, должны знать, что они означают).
-2. Кроссворд: Запишите синонимы к словам:
торопиться – спешить,
учить – (изучать),
бежать – (нестись),
осилить – (одолеть),
известие – (новость),
удивить – (изумить),
фантазировать – (мечтать).
(На доске получается следующая запись):

С
П
Е
Ш
И
Т
Ь

И
З
У
Ч
А
Т
Ь

Н
Е
С
Т
И
С
Ь

О
Д
О
Л
Е
Т
Ь

Н
О
В
О
С
Т
Ь

И
З
У
М
И
Т
Ь

М
Е
Ч
Т
А
Т
Ь


-3. Антонимы.
1) Я – антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня
(- Прохлада).


·2) Я – антоним слова «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я
(- Зима)
3) Я – антоним к слову «смех»,
Не от радости, утех,-
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,


Урок – игра в 5 классе - 6 -
«Путешествие по стране Русский язык»


От обиды, неудач,
Догадались? Это
(- Плач).
4) Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь
(- Тишина).

ЧАСТИРЕЧЕНСК.

Каждая команда выбирает себе карточки с заданиями. Дается одна минута для размышления.
1 карточка: Дать определение имени существительного.
2 карточка: Дать определение местоимения.
3 карточка: Дать определение предлога.
4 карточка: Дать определение союза.
5 карточка: Дать определение глагола.
6 карточка: Дать определение имени прилагательного.


СИНТАКСИСГРАД.

Задания:
-1. Составьте предложения по схемам:

а)


б)


-2. Расставьте знаки препинания, дайте характеристику предложения, начертите схему:
п. с. п. с. п. с. гл. пр. с.
а) В поле , в лесу , в роще звенели птичьи голоса.

(- Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными обстоятельствами).

Урок – игра в 5 классе - 7 -
«Путешествие по стране Русский язык»







пр. с. гл. пр. с.
б) Солнечные лучи заливают цветочную клумбу ,

пр. с. с. союз пр. с.
темную зелень сирени и садовые аллеи.


(- Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными дополнениями).





-3. Устное конструирование предложений с обращениями. (Учащиеся берут карточки – вопросы).
а) Обратитесь с просьбой, с приветствием:
(- Ребята, откройте, пожалуйста учебник на странице 43.
- Уважаемые господа! Приветствую вас на сегодняшнем заседании нашего кружка).
б) Обратитесь с вопросом, с призывом:
(- Иван Иванович, сколько сейчас времени? Который час?
- Дорогие ребята! Призываю вас принять участие в спортивных соревнованиях за честь школы).

УГАДАЙСК.

Задания (карточки «С» и «П»).
-1. Терминологический диктант:
главные члены предложения;
служебные части речи;
часть слова;
самостоятельная часть речи;
единица синтаксиса.
Урок – игра в 5 классе - 8 -
«Путешествие по стране Русский язык»



«С»
«П»

Сказуемое
Подлежащее

Союз
Предлог

Суффикс
Приставка

Существительное
Прилагательное

Словосочетание
Предложение


-2. «Волшебный круг».
Сколько слов можно прочитать в этом круге.
Словами являются и предлоги и союзы. Читать по кругу по часовой стрелке.














-3. Криптограмма (Дети записывают в тетрадь). –
надпись, сделанная одним из способов тайного письма («криптография» - тайнопись), «крипто» - греческого происхождения, - тайный, скрытый.
(Дана пословица: «Кто много читает, тот и много знает»).

1
2
3
4
5
3
6
3
7
8
2
9
10
2
,


















2
3
2
8
4
5
3
6
3
11
5
9
10
2
.




















Урок – игра в 5 классе - 9 -
«Путешествие по стране Русский язык»


Дополни предложения ключевыми словами, которые помогут прочитать пословицу.
1, 5, 8, 6, 9 – лучший друг человека.
В этом году была холодная 11, 8, 4, 9.
11, 9, 7, 10, 4 ты это сделал?
Дети слушали сказку «1, 3, 2 в сапогах».
(- Книга, зима, зачем, кот).

-4. Ребус ( от латинского «res» - вещь) – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв, знаков. (Записать слово в тетради).

Отгадать пословицу.









(- Век живи, век учись).

Подведение итогов игры и выставление оценок.

Заключительное слово учителя.
Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!










Урок – игра в 5 классе - 10 -
«Путешествие по стране Русский язык»


ЛИТЕРАТУРА.

Арсирий А. Т.
Занимательные материалы по русскому языку.-
М.: Просвещение, 1995.

Граник Г. Г.
Секреты орфографии.-
М.: Просвещение, 1991.

Давыдова М. М.
Развивающие игры для детей.-
М.: Аквариум, 1998.

Кроссворды для детей. Выпуск 3-й.
Составитель Курдюмов В.-
М.: АНКО, 1996.

Откупщиков Ю. В.
К истокам слова.-
М.: Просвещение, 1986.

Шкатова Л. А.
Подумай и ответь.-
М.: Просвещение, 1989.






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715