Статья «Причины затухания творческих способностей и интересов с возрастом»
В дошкольном возрасте очень многие дети любят рисовать, но к 15-ти годам детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза меньше. С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности. С литературным творчеством происходит то же самое: каждый третий подросток пишет стихи, ведет дневник. Однако у большинства взрослых людей потребность в литературном творчестве, так же как и в музыкальном, изобразительном и т.д. утрачивается. Каковы же причины затухания творческих интересов и способностей с возрастом?
Творческие интересы не могут быть одинаковы у ребенка и у подростка, т.к. «творчество и воображение принимают различный вид в различные эпохи детства. В каждый период детского развития, творчество и воображение работают особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. () Творческое воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. (..) Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует» (Выгодский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93с. )
Мне кажется, что причина затухания творческих интересов и способностей с возрастом связана еще и с тем, что очень мало семей, внутри которых сами родители проявляют интерес к творчеству. Мало семей, где родители «увлекаются» рисованием, музыкальным творчеством и другими видами творчества. Поэтому первым условием развития творческого потенциала является развитие семейного творчества. Здесь подойдут такие методы, как:
метод театрализации (где дети вместе с родителями участвуют в каких-либо театрализованных постановках, будь то, на базе школы или учреждения дополнительного образования, учреждения культуры),
соревновательные методы (это различные конкурсы и фестивали семейного творчества: декоративно-прикладного, изобразительного, вокального и других видов творческой деятельноти),
методы сотруднчества, основанные на совместной деятельности детей и взрослых «на равных», на равноправном духовном контакте взрослых и детей (совместные обсуждения, дискуссии, активизирующее общение в парах «взрослый-ребенок», в коллективе «взрослый-дети»),
метод импровизации.
Еще одну немаловажную причину затухания творческих интересов и способностей очень хочется осветить в данной статье. Это, так называемое, «Стыдно». И это «стыдно» можно рассматривать с двух позиций: подростку может быть стыдно по многим причинам, но чаще всего это происходит из-за того, что подросток не уверен в уровне своих творческих способностей, он сомневается: «Да это (мой рисунок или мое изделие, моя манера исполнения и т.п.) все равно никому не понравится». В этом случае подойдут такие приемы, как: выставки декоративно – прикладного или изобразительного творчества, смотры песни, танцевальные конкурсы и конкурсы чтецов, конкурсы актерского мастерства и т.п. внутри класса, на уровне школы, города, района, области и т.д., с обязательным оглашением «героев» как победителей, так и участников. Следующей причиной этого «стыдно» может стать и такая причина, как отсутствие популярности, актуальности и современности самодеятельного творчества в молодежной среде - «не модно» это. Если в первом случае основной задачей педагога было придать подростку веры в свои силы, то во втором случае задача перед педагогом стоит намного сложнее. Необходимо «повысить престиж самодеятельного творчества» в глазах подростка. Здесь, безусловно, будут уместны такие мероприятия, как:
тематические вечера: вечер-встреча или вечер-портрет с известными (пусть даже на местном уровне) авторами, певцами, художниками, актерами, музыкантами,
тематические классные часы – беседы о пропаганде самодеятельного творчества и, непосредственно, о самих «творцах».
фоторепортажи о деятелях искусства, об их заслугах и достижениях.
В том и другом случае необходим старый добрый метод. Метод поощрения, с помощью этого метода выражается положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Его действие предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение и др.
Наши родители с огромным удовольствием бежали на концерт, выставку, пусть даже не в качестве участника, а в качестве зрителя, но спешили. Им было это действительно интересно. А наши дети уже не охотно идут в гости. А зачем? Что бы пообщаться, достаточно включить свой компьютер, ай-пед, ай-фон, да просто мобильный телефон. Нет необходимости ехать в эрмитаж - через яндекс можно просмотреть любую репродукцию. Как следствие из вышесказанного вытекают еще две причины затухания интереса к творчеству – это технический прогресс и простая человеческая лень. Но это уже совсем другая история... Эту тему можно бесконечно обсуждать, спорить и пр. И, боюсь. педагог не в силах самостоятельно справиться с этими причинами. Здесь нужны более масштабные программы, и даже не государственные, а мировые.