Кроссворды учащихся к урокам физики
Использование кроссвордов на уроках физики
(из опыта работы учителя физики С.Н.Емельновой)
Одной из задач школы является совершенствование форм, методов обучения и воспитания, более активного использования различных информационных источников, расширение возможности учителей выборе оптимальных методов, форм и средств обучения, повышение интересов к предмету.
Одним из видов реализации этой задачи является использование кроссвордов на уроках физики. Их можно использовать для закрепления и проверки знаний учащихся.
Можно отметить несколько положительных фактов:
1.При использовании кроссвордов вводится элемент игры (соревнование между группами, разгадывание кроссвордов на время). Это повышает интерес к предмету.
2.Для правильного заполнения кроссворда учащиеся должны знать правильное написание слов (понятия, названия приборов, единицы измерения и т. д.). Следовательно, у учащихся вырабатывается орфографическая грамотность.
3.Читая выражение, объясняющее слово, которое необходимо внести в кроссворд, учащиеся повторяют определения и другой теоретический материал.
4.Кроссворд развивает логическое и пространственное мышление, активизирует работу с книгой и другими источниками информации.
5.Кроссворд учит читать графики, электрические схемы (какие приборы входят в её состав; виды их соединения и т. д.), т.е. практически использовать имеющиеся знания.
На своих уроках и внеклассных мероприятиях я применяю кроссворды в различных вариантах.
Например:
– кроссворды на уроках повторения и обобщения изученного материала могут выдаваться для всего класса (по одной карточке с заданиями на парту). При этом можно использовать кроссворды различной сложности, которые выполняет отдельные учащиеся. Проверять кроссворды с помощью современного компьютерного оборудования удобно. По необходимости использую документ-камеру для демонстрации правильно отгаданных кроссвордов учащихся.
– иногда даю обратную задачу – не разгадать, а составить кроссворд. При этом необходимо не только его составить, но и дать объяснение каждому слову. Это заставляет учащихся лишний раз заглянуть в книгу или справочник.
Составление и решение кроссвордов часто использую и во внеурочной работе.
Ниже даны примеры составленных учащимися кроссвордов.
Кроссворд «Взаимодействие тел»
6 1 7 8
2
3
4
5 9
По горизонтали:
1.Единица измерения, обозначаемая буквой t и выражаемая в секундах.
2. Действие нескольких тел друг на друга. 3. Единица измерения, называемая в быту весом. 4. … есть – ума не надо! 5. Сохранение скорости телом при отсутствии воздействия на него других тел.
По вертикали:
6. Любое изменение формы и размера тела. 7. Расстояние, пройденное телом за определённый промежуток времени. 8. Явление, связанное с распространением запахов, перемешивания веществ и проникновение их друг в друга.
По диагонали: 9. Единица измерения, названная в честь открывателя закона тяготения и обозначаемая буквой Н.
Подготовил учащийся 7 класса Константин М.
Кроссворд «Тепловые явления»
1 7 2 3 4 5
6 По горизонтали:
1. Кожный покров животных с низкой теплопроводностью. 2. Процесс изменения внутренней энергии тела без совершения работы над телом или самим телом. 3. Вода при температуре выше 100⁰. 4. Прибор для измерения температуры. 5. Вид теплопередачи, при которой энергия переноситься потоками жидкости или газа. 6. Небесное светило.
По вертикали: 7. Посуда для сохранения пищи теплой или холодной.
Подготовил учащийся 8 класса Александр М.
Кроссворд «Световые явления»
1 2 3 4 5 5
По горизонтали: 1. Прибор для исправления недостатка зрения у человека. 2.Оптический прибор для увеличения мелких предметов или текста.
3. Видимое излучение. 4. Тело, изготавливаемое из стекла, ограниченное сферическими поверхностями. 5. Система линз в оптических приборах. 6.Оптический прибор для съемки разных объектов.
По вертикали: 1.Раздел физики, изучающий особенности распространения света.
Подготовила учащаяся 8 класса Татьяна С.
Кроссворд «Механические колебания и волны. Звук»
1 2 7 3 5 8 9
4 6
10
По вертикали: 1. Характеристика звука, которая зависит от амплитуды колебания. 2. Число колебаний тела за секунду. 3. Наибольшее смещение тела от положения равновесия. 4. Единица измерения, названная по фамилии немецкого физика. 5. Характеристика звука, которую часто называют окраской звука. 6. Физическая величина, единицами измерениями которой является радиан. 7. Резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний. 8. Время одного колебания. 9. Тяжелый шарик, подвешенный на длинной нити.
По горизонтали: 10. Движения, которые повторяются через определенный промежуток времени.
Подготовила учащаяся 9 класса Александра С.