Наглядные пособия по Русскому языку для 1-2 класса 
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
(ПО ЗВОНКОСТИ И ГЛУХОСТИ, ПО МЯГКОСТИ И ТВЁРДОСТИ)
М Н  Р Л Й Г  З  Д  Б  В  Ж - ЗВОНКИЕ
	   ГЛУХИЕ -  К  С  Т  П Ф Ш Ч Щ Х Ц
*ПРИМЕЧАНИЕ:  остальные согласные могут быть и твёрдыми и мягкими
ГЛАСНЫЕ БУКВЫ 		звуков не обозначают – это только буквы:
     А О Э У Ы					Ъ      Ь
     Я Ё Е Ю И					
Хитрые буквы я, е, ё, ю 
2 звука     
1 звук
я
ю
е
ё
[й, а]
[й, у]
[й, э]
[й, о]
- в начале слова   
юла [ й, у л а], 
й,
у
- после согласных 
люк [ л, ук]
л,
у
к
- после гласных
каюта [ к а й, у т а]
а
й,
у
- после ь и ъ 
вьюга [ в, й, у г а]
в,
й,
у
г
а
ЗАПОМНИ!
1) После твёрдого согласного звука при письме ставим ту гласную, какой гласный звук слышим. 
2) После мягкого согласного звука  слышим:
[ А ] , но пишем Я
[ О ] , но пишем Ё
[ У ] , но пишем Ю
[ Э ] , но пишем Е
ЧА и ЩА
пиши с буквой
А
ЧУ и ЩУ
пиши с буквой
У
ЖИ и ШИ
пиши с буквой
И
ЧК и ЧН
пиши
 без Ь
Звук [Ы] после звуков [Ж] и  [Ш] записывается буквой И – ЖИ, ШИ
-------------------
ЖИ и ШИ
пиши с буквой
И 
Звук [Э] после звуков [Ж] и  [Ш] записывается буквой Е – ЖЕ, ШЕ
-------------------
ЖЕ и ШЕ
Е
Сочетание звуков [Ч,А] после звуков [Ч,] и  [Щ,] записывается буквой А – ЧА, ЩА 
-------------------
ЧА и ЩА
А 
Сочетание звуков [Ч,У] после звуков [Ч,] и  [Щ,] записывается буквой У – ЧУ, ЩУ 
-------------------
ЧУ и ЩУ
У 
Сочетания 
ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, 
ЩН, ЩР, РЩ, ЧТ 
пишутся без мягкого знака.
*Примеры: чтение, дочка, прочнее и т.д. 
Безударная гласная в корне слова.
Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне слова, нужно так изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы гласный звук оказался под ударением или в сильной позиции.
Изменение формы слова:
нога – ноги
Подбор однокоренных слов: 
трава – травушка
Парные согласные в корне слова,
на конце слов.
Чтобы правильно обозначить буквой парный согласный звук в корне слова или на конце слов, нужно так изменить слово, чтобы после данного согласного стоял гласный звук.
Пример: 				 						  
зуб [з у п]  – зубы [з у б ы]  л,  							        
шубка [ш у п к а]  – шубы [ш у б ы]                                    							                             
сказка[с к а с к а] – сказочка, [с к а з о ч, к а], 
Порядок действий
при списывании:
Прочитай предложение. Пойми его.
Прочитай чётко первое слово предложения так, как оно писано.
Повтори слово, сверь с написанным. Запомни, как пишется слово.
Запиши слово, чётко диктуя его себе.
Проверь себя: читай написанное и сверяй с напечатанным.
Так же списывай остальные слова предложения.
Схемы предложений:
																		.
																		!
																		?
Слоги, ударение, способ чтения
    ма – ма				    стул		
А – лё – ша				ли – сич – ка
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:			СПОСОБ ЧТЕНИЯ:
- деление на слоги  								- отдельный звук
- ударение		- слияние согласного и                                                                       гласного звуков
* ПРИМЕЧАНИЕ: в словах с одним слогом и в словах с буквой ё – ударение не ставится
СЛОВО
ПРЕДМЕТЫ		ПРИЗНАКИ				ДЕЙСТВИЯ
								ПРЕДМЕТА				ПРЕДМЕТА
(ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)		(ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)				(ГЛАГОЛ)
КТО?					КАКОЙ?		ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЧТО?					КАКАЯ?		ЧТО СДЕЛАТЬ?
								КАКОЕ?
								КАКИЕ?  
*Примечание: термины (имя, существительное, имя прилагательное, глагол) 
Предлоги
со словами пишутся раздельно.
Воспользуйся подсказкой:
Если между словом (с, на, по, под, за, перед, в, до, от, из) и другим словом вставляется вопрос или другое слово, то в этом случае это предлог и необходимо писать его раздельно. 
*Пример: на (чём?) столе, в (чёрном) пальто, с (чего?) вешалки, по (широкой) дороге, под (густым) деревом, за (бурной) рекой, перед (чем?) остановкой, до (чего?) двери, от (чего?) огня, из (хорошей) ткани.
ФУНКЦИИ Ь И Ъ:
МЯГКИЙ ЗНАК
ТВЁРДЫЙ ЗНАК
РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ
(РАЗДЕЛЯЕТ СОГЛАСНЫЙ И ГЛАСНЫЙ):     
     СЕМЬЯ                                  ВЪЕЗД
     ВЬЮГА                                  СЪЕЗД
2. СМЯГЧАЮЩАЯ:
ЛЕНЬ, ПЕНЬ, ДЕНЬ
ДЕНЬГИ, КОНЬКИ
Заголовок 115