занятие кружка Математическая шкатулка
Предметная неделя математики,
физики и информатики
Открытое занятие
кружка «Математическая шкатулка»
Решение текстовых задач
Дзёма В.И.
учитель математики
ГУ «Каменская
средняя школа»
Тема: Решение текстовых задач
Цели:
Рассмотреть решение текстовых задач.
Способствовать возникновению познавательного интереса, самостоятельности, навыков учебного труда.
Развивать логическое мышление, проводить рассуждения по аналогии.
Способствовать развитию интереса к предмету математика.
Оборудование: циферблат, презентация, лист Мебиуса, ребусы
Ход занятия
Организационный момент.
Целевая и тематическая установка занятия.
Актуализация знаний учащихся.
А) задачи на логическое мышление
1. В клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как так получилось? (Одной девочке дали клетку с кроликом)
2. На одном дереве сидело 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве? (ни одной)
3.
Подумай и сосчитай
Чтоб одеть тепло сыночков,
Не хватает двух носочков.
Сколько же в семье сынков,
Если в доме шесть носков?
Ответ: четверо
4. Столько книжек у ребяток,
Сколько у Алеши пяток.
Принесла ребяткам Галя
Мячик, книжку, мишек.
Вы, ребята, посчитали,
Сколько стало книжек? Ответ: три
Б) Задачи на внимание
1. Подумай и скажи — кто быстрее переплывет речку — гусята или цыплята?(цыплята не плавают)
3. Росли 2 груши. На каждой груше по 5 больших веток. На каждой ветке по 5 маленьких веток. На каждой маленькой ветке — по 5 яблок. Сколько всего яблок? (на груше яблоки не растут)
6. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внучек у бабушки? (1)
7. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц ответь скорей? (5).
8. 60 листов книги имеют толщину 1 см . Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2)
9. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько всего машин шло в село? (1 такси).
4. Решение задач.
Задача 1. В клетке гуси и кролики. У них 24 головы и 66 ног. Сколько гусей и сколько кроликов в клетке?
Задача 2. На скотном дворе гуляли гуси и поросята. Мальчик сосчитал количество голов, их оказалось 30, а затем он сосчитал количество ног, их оказалось 84. сколько гусей и сколько поросят было на школьном дворе?
Решение:
1 шаг. Представьте, что все поросята подняли по две ноги вверх.
2 шаг. На земле осталось стоять 30 * 2 = 60 ног
3 шаг. Подняли вверх 84 - 60 = 24 ноги
4 шаг. 24 : 2 = 12 поросят
5 шаг. 30 - 12 = 18 гусей
Ответ: 12 поросят и 18 гусей.
5. Игра «Волшебный циферблат»
6. Решение задачи (кол-но)
4. Есть два ведра емкостью 4 и 9 литров. Как с их помощью принести из речки ровно 6 литров воды?
Решение.
Из полного девятилитрового ведра нужно вылить в реку 8литров воды, пользуясь ведром в 4 литра. Затем литр, оставшийся в большом ведре, нужно перелить в пустое четырехлитровое ведро. Если в него теперь добавить три литра из полного большого ведра, то в девятилитровом ведре как раз останется шесть литров воды.
7. "Математические" ребусы в картинках
Лист Мебиуса (презентация)
Лист Мебиуса. Мебиуса лента,
Что некая туманность между звезд,
Полна чудес, как старая легенда.
Извив змеи, во рту держащей хвост.
В науке точной, мистике нет места.
Лист Мебиуса замкнут, как бесконечность
Пересекать не надо край – известно:
В любую точку попадешь и так.
Танграм
Известная геометрическая головоломка. В Китае, откуда она родом, ее называют Ши-Чао-Тю , что в переводе – семь хитроумных фигур. Суть игры: на плоскости из семи частей квадрата создавать разнообразные фигуры по образцу или замыслу.
Игра «Не собьюсь»
Итоги занятия.
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь,
Наверное,
Сижу, решаю целых два часа
Одно и тоже с иксом уравнение.
Да, надо математику любить
И не считать ученье за мучение.
Все в жизни пригодится – ты учись,
Учись и не жалей на то мгновения.