Программа учебного курса дополнительного образования «Трудные вопросы правописания» для 6 класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей № 7 Дзержинского района г. Волгограда












Программа
учебного курса
дополнительного образования
«Трудные вопросы правописания»
для 6 класса







Составитель:
С.А. Ковалев, учитель русского языка и литературы















Волгоград, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В русском языке орфография занимает важную роль. Она не только указывает на правильное написание слов, принятое и единое для всех, но и помогает правильно понимать друг друга.
Например, в русском языке есть слова, которые пишутся не так, как звучат. Некоторые из этих слов означают разное, но различимы только при написании, и потому если в написании их допустить ошибку, можно ввести в заблуждение того, кто будет читать.
Орфография основывается на правилах правописания, которые следует знать каждому культурному образованному человеку. Особенно это касается знаний родного языка. Орфография помогает сохранить богатство и многообразие языка, его особенности и отличительные черты.
Введение курса «Трудные вопросы правописания» обусловлено необходимостью повышения общей письменной культуры обучающихся, задачами гуманитаризации образования. Эта дисциплина направлена на воспитание сильной языковой и грамотной личности, необходимой в современном обществе.
Данный курс предназначен для изучения в системе дополнительного образования обучающимися 6 класса.
Актуальность данного курса заключается в том, что современное гуманитарное образование в настоящее время признается приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем в целом. 
Цель курса: обобщить и систематизировать знания в области орфографии, восполнить пробелы в знаниях учащихся, научить правильному с орфографической точки зрения письму как при самостоятельном изложении своих мыслей, так и при – записи прослушанного или прочитанного текста, развить коммуникативно-речевую культуру, расширить лингвистический кругозор обучающихся.
Главная задача курса – сформировать речевую компетенцию и орфографическую грамотность обучающихся, способствовать формированию интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию.
Количество часов: всего 30 часов, в неделю 1 час.
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать:
- теорию возникновения правил орфографии;
- принципы русской орфографии, лежащие в основе буквенного обозначения фонем: морфологического, фонетического, традиционного;
- алгоритмы написания трудных орфограмм.
уметь:
- соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи;
- выполнять орфографический разбор слова;
- применять орфографические словари при решении орфографических задач;
- анализировать, сопоставлять, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности.






СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Общие вопросы письма и правописания.
История возникновения правил орфографии, их основы, возможностями графики.
Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.
Особенности слогового принципа русской графики, вытекающие отсюда орфографические вопросы. Отступления от слогового принципа русской графики. Орфограммы на основе исторического (традиционного) принципа. Употребление буквы ё.
Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу.
Принципы орфографии, лежащие в основе буквенного обозначения фонем: морфологический, фонетический, традиционный. Отыменных, отглагольные модели. Употребление и правописание букв о-ё после шипящих для обозначения ударного [о]. Правописание -н- и -нн-. Употребление и правописание частиц не и ни.
Правописание морфем.
Правописание корней. Правописание префиксов. Правописание суффиксов. Правописание флексий.
Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.
Общие принципы слитного, дефисного и раздельного написания слов. Разграничение приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное написание не с формами на -мый. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Правописание производных предлогов, союзов, частиц.
Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи.
Употребление предлогов, выражающих отношения между словами в словосочетании. Употребление предлогов с определенными падежами. Группы союзов по происхождению, синтаксическая функция союзов, отличие союзов от союзных слов. Правописание союзов, отличие союзов от других частей речи. правописание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление.
Трудные вопросы орфографии, возникающие вследствие смешения самостоятельных и служебных частей речи.
Смешение самостоятельных и служебных частей речи. Образование и правописание производных предлогов. Отличие производных предлогов от имен существительных с предлогом, наречий, деепричастий с частицей не. Правописание «смешанных» частей речи.

















Тематическое планирование учебного материала
Раздел
Тема изучения
Количество часов

Общие вопросы письма и правописания
Орфография как система правил русского правописания. Принципы русской орфографии.
2 часа

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики
Русская графика. Принципы русской графики.
Обозначение мягкости согласных на письме. Слоговой принцип русской графики. Отступления от слогового принципа. Больной вопрос русского письма.
6 часов

Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу
Правила орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем. Употребление буквы е (ё) и о после шипящих. Сложный выбор: н-нн. Не или ни – вот в чем вопрос.

4 часа

Правописание морфем
Правописание корней. Правописание префиксов. Правописание суффиксов. Правописание флексий.
4 часа

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием
Принципы слитного, дефисного и раздельного написания слов. Разграничение приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное написание не с формами на -мый. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Правописание производных предлогов, союзов, частиц.
5 часов

Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи
Употребление предлогов, выражающих отношения между словами в словосочетании. Употребление предлогов с определенными падежами. Группы союзов по происхождению, синтаксическая функция союзов, отличие союзов от союзных слов. Правописание союзов, отличие союзов от других частей речи. правописание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление.
5 часов

Трудные вопросы орфографии, возникающие вследствие смешения самостоятельных и служебных частей речи
Смешение самостоятельных и служебных частей речи. Образование и правописание производных предлогов. Отличие производных предлогов от имен существительных с предлогом, наречий, деепричастий с частицей не. Правописание «смешанных» частей речи.
часа











Список литературы

Литература для учителя:
1. Акимова Т.П., Кудрявцева А.А. Практикум по орфографии. Волгоград, 2007.
2. Селезнева Л.Б. Русская орфография и пунктуация. Волгоград, 1994.
3. Селезнева Л.Б. Укрощаем орфограмму (алгоритмизированное обучение). Волгоград, 1993.

Литература для учащихся:
1. Андрущенко Е.В. Русское правописание. Зарафшан, 2005.
2. Войлова К.А., Леденева В.В. 90 основных правил русской орфографии для школьников и абитуриентов. М., 1997.
3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.
4. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. М., 2002.
5. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. М., 2010.
6.Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Русский язык: 50 основных правил русской пунктуации для школьников и абитуриентов. 5-11 классы. М., 2001.

15