Авторская программа работы кружка русского языка «Трудные вопросы правописания»
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»
Авторская программа работы кружка русского языка «Трудные вопросы правописания» учителя русского языка и литературы Голуб Е.В.
Объяснительная записка
Термин «орфография» создан на базе корней греческих слов огfоs «правильный» и gгаfо «пишу»; буквальным переводом (калькой) его на русский язык термин «правописание». В современном понимании орфография - это система правил написания слов. Правила эти не однотипны, поэтому и в самой орфографии выделяется несколько относительно самостоятельных частей. Основными частями орфографии являются следующие:
Буквенное обозначение звукового состава слов.
Раздельные, слитные и полуслитные (через дефис) написания (никто, ни к кому, кое-кто).
Употребление прописных (больших, заглавных и строчных букв) орел-птица, Орел-город.
Правила переноса, правила, позволяющие одну часть слова написать в конце одной строки, а другую часть - в начале следующей строки: письмо, пись-мо.
Графические (буквенные) сокращения слов на письме: сознание- с, созн;, но не «со».
Части орфографии различаются общими принципами, лежащими в основе их конкретных
правил. Принципы орфографии - это основные, исходные начала, на которых строятся
конкретные правила, а также обобщение этих правил. Принципы указывают основнойпуть достижения целей орфографии - единообразного написания слов.
Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться,
чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами,
овладевали способами применения правил на практике.
Основная цель данной программы состоит в совершенствовании орфографической и
пунктуационной грамотности учащихся, в развитии письма. Исходя из этого, программа
предлагает общие задачи:
Развитие у учащихся интереса к изучению русского языка, как учебного предмета.
Воспитание учащихся через грамотно написанное осознанное слово.
•Подготовка к итоговой аттестации в 9,11 классах в форме ЕГЭ.Свободное владение орфографией и пунктуацией родного языка предполагает умениеприменять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передатьсмысл высказывания, используя при этом возможности письма. Это находит отражение вомногих формулировках программы и реализованы в содержании материала,предлагаемого для изучения на занятиях кружка по русскому языку.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания). Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности.
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной орфограмме.
Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических явлениях видеть общие и отличительные свойства, вооружает
системой обучающих правил, которые заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из лингвистики, и умело пользоваться при выборе правильного написания. Таким образом, для достижения основных целей программы, необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии, семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма, работа с тестами по каждой языковых средств для выражения смысла средствами письма, работа с тестами по каждой теме
и тестами ЕГЭ и ГИА ,с различными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим,
который не только дает информацию о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его
написание).
Огромными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ
структурно-семантических схем слова, который развивает языковую догадку, способность
предвидеть орфографические затруднения:
поому;ться;йный.
Ожидаемый результат работы данной программы состоит в том, чтобы учащиеся правильно писали слова со всеми изученными орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики, с непроверяемыми орфограммами, умели пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Авторская программа работы кружка «Современная русская орфография» была утверждена 20.09.2006 года на заседании Методического совета школы, апробирована в практике .Учебно-тематический план программы
№ п/п тема Количество часов
1 Основные принципы русской орфографии (введение) 2
2 Морфологический принцип орфографии 1
3 Фонетический принцип орфографии 1
4 Фонологический принцип орфографии 1
5 Традиционный принцип орфографии 1
6 Дифференцирующий принцип орфографии 1
7 Нарушения морфологического принципа орфографии 7
1. Приставка на з(с) 1
2. Приставка роз(рос)-раз(рас) 1
3. Окончание именительного падежа единственного числа имён прилагательных, причастий, порядковых числительных, местоимений 1
4. Окончания и некоторые суффиксы имён существительных, прилагательных, наречий 1
5. Исчезновение двойных согласных в словах производных (кристалл, но кристальный) 1
6. Написание двух одинаковых согласных вместо трех на стыке некоторых морфем (ванна-ванная) 1
7. Правописание корней то с «о», то с «а» 1
8 Ограничения морфологического принципа орфографии 1
9 Виды буквенно-звуковых написаний 14
1. Опорные написания (сад, гора) 2
2. Проверяемые написания (сама-сам) 4
3. Беспроверочные написания (овёс, вокзал) 2
4. Непроверяемые написания 2
5. Написания с «о», «ё (е)» после шипящих 2
10 Слитные, раздельные и полуслитные написания 2
11 Употребление прописных и строчных букв 1
12 Правила переносов 1
13 Сокращение слов на письме 1
14 Звуковые значения букв, обусловленные орфографией 2
1. Орфографические значения гласных букв 1
2,Орфографическое значение согласных букв 1
Содержание программы кружка «Трудные вопросы русской орфографии»
Занятие
1-2 Организационное занятие.
•Сообщение целей и задач, плана работы кружка «Трудные вопросы русской орфографии »
•Теоретическое знакомство с основными принципами орфографиирусского языка (прослушивание лекции учителя, запись основныхположений изучаемого материала)
•Написание словарного диктанта, его анализ
•Работа с тестами по орфографии
Занятие
3 Знакомство с морфологическим принципом орфографии (сообщение учителя)
•Словарный диктант
•Работа с тестами по орфографии
Занятие
4 Фонологический принцип орфографии (сообщение теории учащимся) • Работа с тестами
Занятие
5 Традиционный принцип орфографии (изучение теоретического материала в форме составления конспекта) • Работа с тестами
Занятие 6 Дифференцирующий принцип орфографии
•Работа с разными видами словарей
•Составление тестов по словарям
•Защита тестов
Занятие 7 Нарушение морфологического принципа русской орфографии
•Исследование нарушений морфологического принципа орфографии(практическая работа)
•Приставки на «з»/«с»
Занятие 8 Правописание приставок (повторение, обобщение)
•Словарный диктант
•Работа с тестами по теме
Занятие 9 Окончание имён прилагательных, причастий, числительных, местоимений (изучение теории)
• Практическая работа (вставить пропущенную букву в окончания)
Занятие 10 Окончание и некоторые суффиксы имён существительных, прилагательных, наречий (сообщение учителя)
*Работа с текстом
•Тест
Занятие 11 Исчезновение двойных согласных в словах производных (типа кристалл-кристальный)
•Составление словарных диктантов (используя словарь слов с удвоеннойсогласной)
•Взаимодиктовка составленных словарных диктантов
•Работа с тестами
Занятие
12 Изучение теоретического вопроса о написании двух одинаковых согласных вместо трёх на стыке некоторых морфем (чтение, обсуждение) • Работа с тестами
Занятие 13 Написание корней то с «о», то с «а» (повторение) • Игра-путешествие по стране Орфографии
Занятие14 Ограничения морфологического принципа орфографии (сообщение учителя)
14 • Интерактивный диктант в Интернете
Занятие 15 Виды буквенно-звуковых написаний
•Практическая работа
•Работа с тестами ГИА, ЕГЭ
Занятие 16 Опорные написания (закрепление)
•Словарная работа
•Работа с тестами ГИА, используя ресурсы Интернета
Занятие
17 Проверяемые написания
•Словарная работа
•Работа с тестами ГИА, ЕГЭ
Занятие 18 Проверяемые написания
•Словарная работа
•Работа с тестами ГИА, ЕГЭ
Занятие 19 Проверяемые написания
•Словарный диктант
•Работа с тестами ГИА, ЕГЭ
Занятие 20 Проверяемые написания
•Зачет
•Работа с тестами ГИА, ЕГЭ
Занятие 21 Беспроверочные написания
•Словарная работа (вставить пропущенные буквы)
•Изобразительные средства русского языка
Занятие
22 Беспроверочные написания
•Словарная работа
•Изобразительные средства русского языка
Занятие
23 Непроверяемые написания (практическая работа) * Работа с тестами ГИА,ЕГЭ
Занятие
24 Непроверяемые написания
•Составление словарных диктантов
•Работа с тестами ГИА, ЕГЭ
Занятие
25 Написание с «о», «ё(е)>> после шипящих (повторение правила) • Диктант
Занятие 26 Слитное, полуслитное, раздельное написание (повторение правил)
•Работа с текстом
•Виды разбора (фонетический, лексический, морфемный,морфологический)
Занятие
27 Слитное, полуслитное, раздельное написание
•Словарная диктовка
•Комплексный анализ текста
Занятие
28 Употребление прописных и строчных букв (из истории русской грамматики)
•Диктант
•Работа с тестами ГИА, ЕГЭ
Занятие 29 Правила переноса слов
• Комплексный анализ текста
Занятие 30 Сокращение слов на письме
• Работа со словарями разных типов
Занятие 31 Звуковые значения букв, обусловленные орфографией • Работа с тестами ГИА, ЕГЭ в Интернете
Занятие
32 Орфографическое значение гласных букв • Работа с тестами ГИА , ЕГЭ вИнтернетеЕГЭИнтернетеЗанятие 33 Орфографическое значение согласных букв
Работа стестами
34 занятие Итоговое занятие в форме пробного экзамена
Литература
Панов М.В. И всё-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии.- Москва, 2000 год.
Моисеев А.И. Современная русская орфография.- Москва, «Просвещение», 2001 год.
Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно .- Москва, «Просвещение», 2002 год.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку встарших классах средней школы. -Москва, «Просвещение», 2000 год.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии .-Москва, 2005 год.
Львова СИ. Использование схем при обучении орфографии. Пособие для учителя.-
Москва, 2000 год.
Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные
Материалы .-Москва «Просвещение», 2007 год. Тесты по ГИА