Урок на тему: «Буквы е и и в приставках не-ни отрицательных наречий». 
МБОУ СОШ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ               
                                    ПРЕДМЕТОВ №8    
Открытый урок на тему «Буквы е и и в приставках не-ни отрицательных наречий».
(Учебник под редакцией Т.А Ладыженской, 7 класс)                                                                                                                                                
                                                                        Составила:
                                                                 учитель русского языка
                                                                и литературы 1КК
                                                                Черникова Ирина Анатольевна.                                                                                    
                                             -1-
Тема урока «Буквы е и и в приставках не-ни отрицательных наречий.
Цели урока:
познакомить учащихся с правописанием не и ни в отрицательных наречиях; закрепить навык правописания наречий; повторить правописание отрицательных и неопределённых местоимений (обучающая)
развивать умение осмысливать значение приставок не-ни, развивать логическое мышление; развивать умение связно излагать свои мысли (развивающая)
воспитывать интерес к русскому языку, прививать интерес к его изучению (воспитывающая).
Задача: путём использования различных методов и средств сформировать у учащихся прочные орфографические умения на основе изучаемого правила.
                                  Ход урока.
Оргмомент (учитель отмечает отсутствующих).Слайд №1 Урок русского языка
Проверка домашнего задания
-Опрос старост
-Проверка дом. задания № 223 (один ученик делает разборы у доски(3,4),а класс работает с текстом домашнего упражнения).
-Взаимоконтроль по заданной на дом теории:работа в парах:1вариант отвечает на вопросы, а 2 задаёт.
- Проверка отвечающего у доски (дополнительный вопрос: сколько значимых частей в слове «оправдывался» (6).
Учитель: ребята, сверьте свои разборы с разборами, сделанными у доски вашем товарищем, оцените себя сами и напишите «Проверено в классе».
3)Тестирование-5минут.
Учитель: ребята, мы с вами изучили половину тем одной большой темы «Наречие», и вам на дом было задано повторить определённые параграфы.
Сейчас на эти темы вы напишете небольшой тест, и я посмотрю,как вы усвоили пройденные темы. Время, отведённое на  решение тестов,-5минут.
Новая тема.
  Учитель: пишем число, классная работа. Мы продолжаем изучать тему «Наречие как часть речи», и я хочу, чтобы тему нашего урока вы мне назвали сами. (Учебники у всех закрыты).
Смотрим на доску.
Слайд №2-стихотворение.                                                                                              
                                                     -  2-
                                                   Дмитрий Румата.
                                                   Морозный пух
                                   Морозный пух такой чудесной 
                                 Периной устилает мир,
                                И каждой веткою окрестной 
                               Деревья дарят нам пломбир!  
                             Стволы застыли в крепдешине,
                            СНЕга окутали простор,
                          Стал лес пятНИстым Далматином,
                        Надев породистый узор!
Учащиеся называют свои варианты, затем называется тема: 
Слайд№3  Буквы е и и  в приставках не-ни отрицательных наречий
Учитель : ребята, эта тема небольшая по объёму и, мне кажется. не очень сложная. Поэтому вы сейчас самостоятельно читаете параграф 37 на стр. 108 и готовите свои вопросы товарищам. 
-Учащиеся работают с учебником и затем задают свои вопросы товарищам.
 -Учитель: а теперь посмотрите на доску и ответьте на те вопросы, которые не прозвучали.
Вопросы-Слайд №4
-Как образуются отрицательные наречия?
- От чего зависит выбор не-ни в приставках отрицательных  наречий ?
-Какая ещё часть речи пользуется этим правилом?
-Каким способом образуются отрицательные наречия?
Учитель:ребята, запишите сразу домашнее задание-пар.37-выучить,выписать,упр.№228. Посмотрите, прочитайте задание, есть ли у кого ко мне вопросы?
Закрепление.
Слайд№5
Задание: дополните каждое наречие ещё одним  отрицательным наречием и составьте с каждым из них предложения.
Какие наречия не имеют противопоставленных пар?
Негде-                                               
-3-
Некуда-
Неоткуда-
Некогда-
Незачем-
Никак-
Нисколько-
Слайд№6-Ключ
Негде-Нигде
Некуда-Никуда
Неоткуда-Ниоткуда
Некогда-Никогда
Незачем- (ни за чем-местоимение) НО: ( не за чем спрятаться)
Никак-
Нисколько-(несколько покраснев) НО: (несколько яблок-местоимение)
Учитель: ребята,  посмотрите внимательно и скажите, какого написания ,в отличие от отрицательных местоимений, никогда не будет у отрицательных наречий?( Раздельного) 
Учитель: Ребята, запомните одно наречное сочетание (6 слов через НИ).
 Слайд№7
 ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО 
Слайд №8
Выборочная работа по вариантам.
Задание: из предложенных словосочетаний выберите и запишите:
I-вариант-словосочетания с местоимениями
II-вариант-словосочетания с наречиями
Нкому  не известно
Нгде не видно
Нчем не измерить
Нкогда не предполагал
Нчего не пойму
Н(с) чем не соглашусь
Н(от)куда взять
Нкак  не преодолеть
Учитель: а теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга, если есть ошибки, исправьте их.
А теперь контрольная проверка.
Слайд№9
                                             -4-
Местоимения                                                              Наречия                                                                                                                                                                     
                                                                                         Нигде не видно
Никому не известно                                                 Никогда не предполагал                                         Ничем не измерить                                                  Неоткуда взять         Ничего не пойму                                                      Никак не преодолеть
Ни с чем не соглашусь                                                              
Учитель: поднимите руки-
-у кого нет ни одной ошибки
- кто нашёл ошибку у соседа? 
Учитель: у кого есть вопросы по изучаемой теме?
 Тогда давайте подведём итоги :(взаимоопрос –работа в парах).  
Учитель: работаем с текстом.
Слайд№10   
                                                  Декабрь.
Наступил декабрь и установились трескучие морозы. Снег колпаками лежал на крышах домов придавая им сказочный вид. В морозном воздухе обжигающем лица вился чуть уловимый запах еловых шишек. Пушистые снежинки падали кружась на нарядную землю и незаметно росли сугробы постепенно превращаясь в небольшие горки.
       Великолепен вид зимнй прроды. Всё опушилось блстящим  инеем.
Ясны и тихи стояли короткие зимние дни. Пртихшие птицы не покдали свои гнёзда. Иногда припекало солнце, и тогда кое(где) снег тал. Всё как (будто) хрустальное. Медленно идёшь и смотршь на тихое падение снега.
Зима -пркрасное время года!
Задание:
Первый абзац списать и вставить пропущенные запятые.(Один ученик выходит и объясняет)
Из второго абзаца выписать каждому из команды( команда-это ряд)  по одному слову с объяснением орфограммы.(Ученики с последней парты начинают:выписывюат по очереди   слова с пропуском букв на лист формата А-4и передают его вперёд. 
                                            -5-
Каждому ученику достаётся по одному слову.(Всего в абзаце 10 слов с пропусками букв). ПО окончании учитель проверяет работы и объявляет победителя. 
Победит та команда, которая быстро и грамотно выполнит задание. 
УСПЕХА!                            
15