Работа по логопедии на тему: Роль оздоровительно — коррекционной работы логопеда в развитии речевого аппарата младших школьников.
Муниципальная автономная общественная организация
Луговская средняя общеобразовательная школа № 24
Роль оздоровительно - коррекционной
работы логопеда в развитии речевого
аппарата младших школьников.
Выполнила:
Учитель-логопед
Щелконогова К.С.
2015 год
Оглавление.
Введение………………………………………………………………………3.
1.Особенности развития речевого аппарата младших школьников ……5.
2. Методики коррекции развития речи детей младшего школьного
возраста………………………………………………………………………10.
3.Содержание коррекционной помощи по формированию речи младших школьников. …………………………………………………………………14.
Заключение…………………………………………………………………...20.
Список литературы…………………………………………………………..21.
Приложение…………………………………………………………………..23.
Введение.
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить, ощутимые результаты.Логопедическая работа показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями речи. У детей наблюдаются проблемы в развитии общей и мелкой моторик, снижение уровня внимания, памяти, мышления. В соответствии с этим возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми, которая включает в себя дыхательную гимнастику, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, Физминутки, упражнения на развитие высших психических функций.
Актуальным становится внедрение в практику логопедических приемов, при которых обучение, развитие, воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а способствует его укреплению. Оздоровительные приемы в образовательный процесс внедряется в условиях здоровьесберегающей среды, обеспечивающей благоприятную психологическую и педагогическую обстановку.
Использование разнообразие приемов в деятельности логопеда становится перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми на фоне комплексной логопедической помощи,оптимизирует процесс коррекции речи логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребёнка.
Работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников нашей школы – неотъемлемая часть образовательного процесса.
Цельюмоей деятельности как логопеда является развитие фонематических процессов и артикуляционного аппарата младших школьников средствами оздоровительно-коррекционных упражнений.
Цель предлагаемой работы: анализ эффективности применяемых оздоровительно-коррекционных упражнений.
Планирую свою деятельность, последовательно решая следующие
задачи:
Провести контрольную диагностику дошкольников;
Спланировать индивидуальную работу по результатам исследования;
Проанализировать результативность коррекционной деятельности
учащихся за 2012г.-2015г.;
Оценить эффективность применения упражнений.
Организуя работу по коррекции речи, я ставлю перед собой и оздоровительныезадачи:
Сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье.
Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
С помощью логопедических приемов повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
1. Особенности развития речевого аппарата младших школьников. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством
языка. Речь и язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу. Речь – это процесс общения; язык – система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения. Речь и язык относятся к общественным явлениям. Она возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общественного объединения людей. Речь обеспечивает историческую преемственность опыта людей. Речь тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей и другими. Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей человека (ребенка): коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости. В современном мире проблема развития речи у всех детей стоит очень остро. Появляются все новые и новые «шедевры технологических достижений», которые заменяют «живое» общение. Люди заняты добыванием денег (им не до детей, тем более до общения с ними). Пропадает интерес к книге не только как к источнику знаний, но и как к некой форме проведения досуга, как у детей, так и у взрослых. Мы забываем о правильной, красивой речи; все чаще из уст молодых, да и не очень молодых людей слышна нецензурная лексика. Это норма человечества?! Чему старшее поколение может научить малышей, общаясь на «таком» языке? С кого брать пример? Не стоит удивляться, по каким причинам падает уровень образованности в нашей стране; я только что их перечислила и, они далеко не все. Так хочется слышать и слушать речь правильную, красивую, грамотную. Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут.Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги мамам, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируется психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфическиеспособности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностныхкачеств. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни. Речь является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения, выражения мыслей, чувств, эмоций, средством регуляции деятельности. Исследователи выделяют разное количество этапов становления речи детей, по-разному их называют, указывают их различные возрастные границы (А.Н.Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.Н.Леонтьев, Г.Л.Розенгард-Пупко и другие). А.Н.Леонтьев выделяет четыре этапа становления речи детей:
· 1-й – подготовительный - до 1 года; В это время происходит подготовка к овладению речью, развивается система психической деятельности, которая связана с формированием речи. Крик, плач, гуление, лепет, лепетная речь, первые слова – составляющие первого этапа становления речи. · 2-й – преддошкольный – до 3 лет; С появлением у ребенка первых слов, начинается этап становления активной речи. В это время появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Первые слова носят общественно-смысловой характер. С полутора лет слово приобретает обобщенный
характер. К концу второго года появляется фразовая речь. К двум годам речь становится основным средством общения. На третьем году возникает способность к словотворчеству, вначале как рифмование, затем как изобретение новых слов. · 3-й – дошкольный – до 7 лет; После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Звуковая сторона речи при нормальном речевом развитии ребенка формируется к 4-5 годам. Продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Формируется чувство языка, словотворчество. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи, овладение связной речью. Формируется регуляторная функцияречи. В этом возрасте ребенок легко запоминает и рассказывает стихи, сказки, передает содержание картинок. К концу пятого года ребенок начинает овладевать контекстной речью. Вэтот период значительно улучшается фонематическое восприятие, заканчивается формирование правильного звукопроизношения. К седьмому году жизни ребенок употребляет слова, обобщающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем. · 4-й – школьный – от 7 до 17 лет. Особенность данного возраста – сознательное усвоение. Более подробно о данном возрасте будет говориться ниже. Развитие общения - качественно-своеобразных целостных образований, представляющих собою определенный генетический уровень коммуникативной деятельности и называемых формами общения. В первые семь лет жизни ребенка выделяют 4 формы его общения с взрослым. 1. Ситуативно-личностную: появляется в возрасте 2-6 месяцев. Ведущий мотив общения - личностный. Основные средства общения –экспрессивно-мимические операции. 2. Ситуативно-деловую: появляется у ребенка к 6 месяцам. Ведущий мотив общения - деловой. Основные средства общения – предметно-действенные операции. 3. Внеситуативно -познавательная: появляется у ребенка в возрасте 3-4 лет. Ведущим мотивом общения является познавательный. Основным средством общения являются речевые операции. 4. Внеситуативно -личностная: появляется у детей в возрасте 5-6 лет. Ведущий мотив общения – личностный. Основными средствами общения являются речевые операции. Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого, особенно в первые месяцы и годы жизни, развитие общения детей с окружающими замедляется или даже прекращается. Но активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей. Выделяют критические периоды развития речи. -Сензитивный, т.е. особо чувствительный как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. В этом сензитивном периоде речевого развития отмечаются и гиперсензитивные фазы речевого развития. Первая гиперсензитивная фаза относится к периоду от 1 года до 1,5 лет. В этот период, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения, происходит интенсивное развитие корковых речевых зон мозга. Адекватное речевое общение взрослого с ребенком в этот период позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи.
- Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится к среднему периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью, когда происходит переход от ситуативной к контекстной речи, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы. У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности: он много говорит, задает множество вопросов, активно общается свзрослыми. - Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 лет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. Это период, когда интенсивно развивается и существенно усложняется
механизм перехода внутренней речи во внешнюю. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий для возникновения нарушений речи; они могут иметь как самостоятельное значение, так и
сочетаться с другими неблагоприятными факторами – генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и др. Как видим из выше сказанного, речь формируется задолго до того, как придет сознание и является одним из показателей развития ребенка (человека), что говорит о том, что необходимо прилагать немало труда родителям и нам, педагогам, если мы хотим, чтобы наши дети были развиты.
2. Методы коррекции развития речи детей младшего школьного
возраста.
В МАОО Луговской СОШ №24 работая в логопедическом пункте было проведено первичное обследование детей поступивших в школу. После диагностики были выявлены дети для зачисления в логопункт.В сентябре 2012 года из 33 человек на занятия зачислены 18 (см. Приложение 1). В 2013 году из 32 учащихся зачислено 24 ребенка (см. Приложение 2).В 2014 году из 33,зачислено 18 детей (см. Приложение 3).По данным можно посмотреть, что детей с нарушениями речевого развития очень много.
Для исследования младших школьников использовала методики:
1.Фотекова Т.А., Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов.
2. Методика Пышненко А. Э.
В содержание входит:
- Исследование состояния фонематических процессов
- Исследование артикуляционной моторики
- Исследование звукопроизношения
- Исследование слоговой структуры слова
- Исследование навыков языкового анализа
- Исследование грамматического строя речи
- Исследование словаря и навыков словообразования
- Исследование понимания логико-грамматических отношений
- Исследование связной речи.
На основе логопедических обследований выявлены подгруппы детей - с которыми необходимы подгрупповые и индивидуальные занятия.
Удетей наблюдается:- нарушение звукопроизношения (65%);-нарушение дыхания;- нарушение общей и мелкой моторики;- повышенная утомляемость;- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
Основная форма логопедической деятельности в СОШ –это занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и развитие речевых и творческих способностей каждого ребёнка. Система логопедической оздоровительной работы в нашей школе предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных приемов и методов.В своей логопедической деятельности я использую следующие приемы:
Артикуляционная гимнастика(см. Приложение 4)
Способствует: Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проходимость; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; улучшить подвижность артикуляционных органов; уменьшить напряжённость артикуляционных органов.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению звуков. Упражнения подбираются в зависимости от того, какого звука у воспитанника нет. Каждый комплекс упражнений готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает длительную воздушную струю, что способствует постановки звуков.
Дыхательная гимнастика(см. Приложение5)
Способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно является наиболее правильным типом дыхания).Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима длядальнейшей работой над коррекцией произношения.
Развитие общей моторики(см. Приложение 6)
Замечено, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Оздоровительные паузы - физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия, они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправлению неправильной осанки. Сочетание речи с определенными движениями даёт хороший результат для детей посещающих логопедические занятия.
Развитие мелкой моторики (см. Приложение 7).
Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид способствует выработке основных элементарных умений , формированию графических навыков .Если у ребенка упущен момент ползанья, то это главным образом отразиться на развитии мелкой моторики. На занятиях мы сочетаем упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Массаж и самомассаж(см. Приложение 8)
В комплексной системе коррекционной работы логопедический массаж необходим. При системном проведении массажа усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. На занятиях мы используем : массаж и самомассаж лицевых мышц; Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; Массаж язычной мускулатуры(по мере необходимости). Цель логопедического массажа является стимуляция кинестетических ощущений, участвующих в работе речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Релаксация
Релаксация -произвольное или непроизвольное состояние покоя , расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемами расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях мы используем релаксационные упражнения по ходу занятий, если у детей возникло двигательное напряжение. Упражнения можно проводить под спокойную музыку. Умение расслабляться помогает детям снять напряжение, сконцентрировать внимание, снять напряжение, что необходимо для дальнейшей логопедической работы.
Остановлюсь подробнее на использование в логопедической работе нетрадиционных методов оздоровления:- элементы самомассажа лица и пальцев Е.Ф. Архиповойи О.И. Крупенчук.Их я применяю с целью развития подвижности артикуляционного аппарата щек и губ. Использование игрового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Дети (без лишних усилий педагогов и родителей) делают себе массаж, развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.- биоэнергопластика - это содружественные движения руки и языка. Они выполняются одновременно, ритмично с целью активизации органов артикуляции, для достижения лучших результатов по постановке звуков, оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику, улучшают внимание, память, мышление, речь.- кинезиологические упражнения О.И. Крупенчук. Они выполняются с целью улучшения межполушарного взаимодействия, улучшения мыслительной деятельности, памяти и внимания. Эти упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.
3.Содержание коррекционной помощи по формированию речи младших школьников.
В речевой системе, формирующейся в процессе общения ребенка со взрослым, мы имеет мощное средство системной организации наших психических процессов.
В процессе коррекционной по формированию речи, как и с нормально развивающимися, особое внимание уделяется ведущей деятельности ребенка.
С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения.
Логопедическое воздействие, как уже говорилось выше, осуществляется различными методами.
К практическим методам относят: упражнения, игры и моделирование.
Упражнения – это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных заданий. В логопедической работе он эффективен при устранении артикуляторных и голосовых расстройств.
Упражнения подразделяются:
· Подражательно-исполнительские (дыхательные, голосовые, артикуляторные; развивающие общую, ручную моторику);
· Конструктивные (конструирование букв из элементов, реконструирование букв);
· Творческие (использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале);
· Речевые (повторение слов с поставленным звуком и другие);
· Игровые (имитация действия, повадок животных), которые снимают у детей напряжение, создают эмоционально-положительный настрой.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами.
Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует деятельность детей.
Моделирование – это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, отношениях и связях между их элементами (графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова).
Наглядные методы – формы усвоения знаний, умений и навыков в зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
К наглядным методам относят:
· Наблюдение (применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений);
· Рассматривание рисунков, картин, макетов;
· Демонстрация диа- и кинофильмов;
· Прослушивание аудиозаписей;
· Показ образца выполнения задания, способа действия.
Использование словесных методов определяется возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями и задачами, этапом коррекционного воздействия.
Рассказ – форма обучения, при которой словесное изложение носит описательный характер. Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. Используется также пересказ сказок, литературных произведений.
Беседа в зависимости от дидактических задач может быть предварительной и итоговой, обобщающей.
Коррекция нарушений звукопроизношения умственно отсталых детей – процесс длительный и сложный. Наиболее длительным является этап введения звука в речь, т.е. этап автоматизации, который может растянуться на 1-1,5 года.
Коррекцию дефектов звукопроизношения необходимо связывать с развитием познавательной деятельности детей, формирований операций анализа, синтеза, сравнения. В логопедической работе широко используется прием сравнения на всех этапах логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения (сравнивается правильное и неправильное произношение звука, проводится сравнение отрабатываемых звуков с фонетически далекими, а затем близкими звуками и другое).
Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти.
Коррекцию нарушений звукопроизношения связывают с развитием речевой функции в целом, т.е. с развитием фонематической стороны речи, словаря, грамматического строя речи. Уделяется внимание развитию четких представлений о звуковом составе слова, выделению звука из слова, определению места звуков в словах, уточнению смыслоразличительной функции звуков речи.
Вся логопедическая работа состоит из нескольких этапов:
· Подготовительный этап – предусматривает развитие общей, ручной, речевой моторики, развитие слухового внимания, памяти, работу над правильным речевым дыханием, формированием длительного плавного выдоха в игровых упражнениях, голосовых упражнений.
Развитие артикуляторной моторики умственно отсталых детей осуществляется в двух направлениях: развитие кинетической основы движения и кинестетической основы артикуляторных движений (без зеркала).
· На этапе постановки звука используются: зрительный образ артикуляции, слуховой образ звука, кинестетические, тактильные и тактильно-вибрационные ощущения.
· На наиболее длительном во вспомогательной школе этапе автоматизации звуков проводится работа над сложными формами звукового анализа и синтеза, умением выделять звук в слове и т.д.
· Обязательным этапом работы является дифференциация звуков : уточнение произносительной дифференциации звуков, развитие слухового различения.
Пути коррекции нарушения лексико-грамматической стороны речи.
В процессе коррекционного воздействия ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей. Особого внимания требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные). Важным направлением логопедического воздействия является усвоение детьми слов обобщающего характера, местоимений, числительных, наречий.
Последовательность работы над грамматическими формами: от конкретного к абстрактному, от семантически простых форм к более сложным, от простых по грамматическому оформлению к более сложным. Проводится работа над падежными окончаниями, развитием функции словоизменения, словообразования, усвоением глубинно-семантических отношений внутри высказывания, над распространением предложений.
Формирование грамматического строя речи в младших классах специальной (коррекционной) школы 8-го вида осуществляется в следующих направлениях:
1. Формирование глубинно-семантической и поверхностной структуры предложения.
2. Формирование словоизменения и словообразования.
3. Развитие связной речи.
При построении предложений широко используется опора на внешние схемы, идеограммы, т.е. материализацию структуры речевого высказывания.
Графические схемы с помощью значков и стрелок помогают символизировать предметы и отношения между ними (например, прямоугольник – субъект, треугольник – объект, стрелка – предикат и другие).
Рекомендуются следующие виды заданий с использованием графической схемы предложения:
1) подбор предложений к данной графической схеме;
2) запись предложений под соответствующей схемой;
3) самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме;
4) составление обобщенного представления о значении нескольких предложений, соответствующих одной графической схеме.
С целью представлений о глубинно-семантической структуре предложений необходимо работать над смысловым содержанием ситуации, изображенной на картинке.
В процессе формирования словоизменения обращается внимание на изменение существительного по числам, падежные окончания существительных с глаголами и прилагательными, изменение по лицам, числам, родам и т.д. Усвоению косвенных падежей способствует применение игровых приемов, картинок, вопросов («Кто самый наблюдательный?», «Кому нужны эти вещи?»).
Работа над связной речью сначала проводится на материале диалогической, ситуативной речи, а позднее – контекстной, монологической в следующей последовательности:
1) развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и существенное, основное и фоновое;
2) формирование умения располагать смысловые компоненты в определенной последовательности;
3) развитие способности удерживать смысловую программу в памяти (запоминание последовательности картинок, пересказы текстов);
4) перекодирование каждого элемента смысловой программы в языковую форму.
Последовательность в работе над связным текстом такова:
- пересказ с опорой на серию сюжетных картинок;
- пересказ по сюжетной картинке;
- пересказ без опоры на наглядность;
- пересказ на основе деформированного текста;
- рассказ по серии сюжетных картинок;
- рассказ по сюжетной картинке;
- самостоятельный рассказ.
Применяя в своей практике данные методики можно проследить следующую положительнуюдинамику развития младших школьников.
В 2012 учебном году из поступивших 18 детей после первого полугодия осталось в логопедическом пункте 12 человек, на конец года всего 4 человека; в 2013 учебном году из 24 учащихся после первого полугодия остались зачислены 21 человек, на конец года 8 детей; в 2014 учебном году из 18 зачисленных после первого полугодия остались 13 человек (см. Приложение11).
Хотелось бы отметить,что взаимопомощь со стороны родителей была не у всех .Дети занимающиеся параллельно совместно со взрослыми в не логопедического пункта достигли больших положительных результатов. Именно они имели положительную динамику, которую смогли достичь за первое полугодие(см. Приложение 12).
Заключение.
Проанализировав работу логопедической деятельности можно сделать вывод что, после применения логопедических упражнений обучающиеся становятся более уверенными в себе, коммуникабельными. Что приводит к оздоровлению психики детей и это оказывает положительное влияние так же и на их физическое здоровье.
У детей повышается обучаемость, внимание; формируется правильное диафрагмальное дыхание; корректируется поведение, преодолеваются психологические трудности; развиваются способности к переносу полученных навыков при изучении предметного материала . Работа логопедического пункта даёт положительный результат. У детей младшего школьного возраста по средствам оздоровительно-коррекционных упражнений происходит развитие фонематических процессов и артикуляционного аппарата. Повышается работоспособность, формируются двигательные умения и навыки, повышается речевая активность, развивается общая и мелкая моторика, что способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию детей.
Внедрение оздоровительно-коррекционных упражнений в практику педагога-логопеда, позволяет сохранять и укреплять здоровье ребёнка при условии:
1. Грамотного использования системы упражнений;
2. Использование интеграции в различных видах деятельности;
3. Сотрудничества логопеда с учителями и родителями.
Список литературы:
Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. – М.: В. Секачев, 2005.
Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – (Коррекционная педагогика).
Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: метод.пособие / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – (Библиотека логопеда-практика).
Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекция у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие /Под ред. Л. С. Волковой. – СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Лопухина И. С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПБ.: Дельта, 1997.
Мазанова Е. В. Школьныйлогопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов / Е. В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции / Н. Н. Малофеев, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина // Дефектология. 2009.№1.
Тикунова Л. И., Канакина В. П. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя нач. шк. – М.: Просвещение, 1992.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под.ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод.пособие / Т. А. Фотекова. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Артикуляционная гимнастика – это выполнение специально подобранных упражнений подвижными органами (губами, нижней челюстью, языком) с целью тренировки и совершенствования их мышц.
Пассивные упражнения.
· Растягивание губ в улыбку одним – двумя пальцами снизу или сверху;
· Собирание губ трубочкой;
· Поочередное или одновременное приподнимание и оттягивание углов рта;
· Подтягивание верхней губы для открывания верхних зубов и десен;
· Оттягивание нижней губы для открывания нижних зубов и десен;
· Поднятие кончика или других частей языка к небу за верхними зубами с помощью взрослого;
· «Маятник» - ритмические движения языком ребенка влево-вправо, который захватывается стерильной марлевой салфеткой или большим и указательным пальцами взрослого, одетыми в напальчник.
Упражнения на развитие мышц нижней челюсти.
· Опускание и поднимание нижней челюсти;
· Выдвигание вперед нижней челюсти и задвигание назад сначала при закрытом, затем при открытом рте. Губы при этом отведены в улыбку;
· Подражание жеванию;
· Опускание нижней челюсти с преодолением сопротивления рукам взрослого;
· Широкое открывание рта с одновременным запрокидыванием головы назад;
· Широкое открывание рта с одновременным запрокидыванием головы назад и преодолением сопротивления рукам взрослого.
Упражнения на развитие мимических мышц.
· Поднимание и опускание бровей;
· Одновременное открывание и закрывание глаз;
· Одновременное, затем поочередное прищуривание глаз;
· Поочередное, затем одновременное надувание щек;
· По заданию взрослого изобразить выражение лица удивленного, радостного, грустного, сердитого человека.
Упражнения на развитие губных мышц.
· Вытягивание губ вперед трубочкой – «поцелуй», затем воронкой при открытых зубах;
· Приподнимание верхней губы так, чтобы показались верхние зубы;
· Дрожание губ (подражание фырканью лошади;
· Поочередное наполнение воздухом пространства под верхней, а затем под нижней губой;
· Беззвучное произнесение (без голоса) звуков «п-п-п», «у», «о», «и», «ы».
Упражнения на развитие мышц языка.
· «Лопаточка» - широкий расслабленный язык неподвижно лежит на нижней губе в течение 8-10 сек. Стараться не допускать его дрожания или опущения.
· «Чашечка» - широкий язык высунуть изо рта, затем прогнуть посередине, чтобы приподнялись вверх его передние и боковые края. Удерживать язык в таком положении 8-10 сек.
· «Воронка» - Если сразу не удается прогибание посередине широкого языка с одновременным поднятием его передних и боковых, можно попробовать свернуть язык узкой воронкой. В этом варианте упражнения передний край языка не приподнимается.
· «Чашечка в движении» - рот широко открыт, язык в этом положении выдвигается изо рта, затем задвигается обратно (повторить 4-5 раз).
· «Иголочка» - напряженный, прямой, суженный по краям язык высунуть вперед и удерживать в этом положении 8-10 сек., не давая языку расшириться и, не помогая ему зубами или губами.
· «Почисти зубы» - ритмическое проведение языком сначала по верхним, затем по нижним зубам в левую и правую стороны при сжатых губах.
· «Шаги» - рот широко открыт, губы в улыбке, язык поочередно ставится за верхние зубы, перед ними, за нижние зубы, перед ними, как будто шагает через них (повторить 4-5 раз).
· «Горка» - широкий язык поставить за передние нижние зубы, упереться в них и выгнуть спинку языка. Удерживать это положение в течение 8-10 сек. Не допускать поднятие языка за верхние зубы или нижнюю губу.
· «Часики» - узким языком поочередно дотрагиваться до правого и левого углов рта. Выполнять упражнения в медленном темпе, с усилием, можно под счет 4-5 раз.
· «Качели» - широкий язык прижать к верхней губе, будто стараясь дотянуться им до носа, затем наоборот, тянуться до подбородка, прижимая язык к нижней губе.
· «Сладкое варенье» - широким языком облизать поочередно верхнюю и нижнюю губы, двигаясь по кругу сначала в левую, затем в правую сторону.
· «Змейка» - узкий напряженный язык, как при упражнении «Иголочка», ритмично выдвигать вперед и снова убирать вглубь рта. Движения выполнять ритмично, с усилием, в медленном темпе, будто стараясь дотронуться до какого-то предмета (повторить 4-5 раз). При выполнении не придерживать язык губами.
· «Накажи непослушный язычок» - губы в улыбке, зажать широкий язык зубами, затем, открывая и закрывая рот, легко постучать по языку зубами (4-5 раз).
· «Орешек во рту» - при закрытом рте сильно упереться языком в левую и правую щеку так, будто во рту катается орех.
· «Лошадка» - рот открыт, широкий язык присосать к небу до появления щелчка, затем цокать языком медленно и сильно, растягивая подъязычную связку (8-10 раз). Если у ребенка не получается, можно положить на язык липкую конфету или жевательную резинку.
· «Грибок» - язык прищелкнуть к небу и пытаться удержать его в этом положении 5-10 сек.
· «Автомат» - быстрое ритмичное произнесение звуков «т-т-т» или «д-д-д». Рот при этом открыт, кончик языка упирается в верхние зубы и отталкивается от них, нижняя челюсть неподвижна.
Приложение 5
Упражнения для развития речевого дыхания.
Упражнения выполняются в течение 5-7 минут в положении сидя или стоя, в удобной, расслабленной позе, без напряжения.
Дятел.
Пестрый дятел тук да тук,
Слышим мы знакомый звук.
Это с той зеленой ели
Раздается громкий стук.
Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5-6раз).
Василек.
Распустился наш цветок –
Ярко-синий василек.
Ну, пойдем скорей гулять,
Аромат его вдыхать!
Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
Бычок.
Вышел на лужок бычок
С черным пятнышком бочок.
Ты уж не бодайся,
С нами занимайся!
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук (м), одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
Замочек.
Дверь с тобой мы закрываем,
На замочек запираем.
Не успели мы закрыться,
Кто-то в дверь уже стучится.
При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
Гномик.
Наш веселый добрый гном
Часто размышляет.
Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м»
Вслух он повторяет.
Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».
Шарик.
Будто шариком играем;
Наш животик мы сдуваем.
Дружно все вздохнули:
Шарик наш надули.
Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).
Доктор.
Горлышко свое мы
Доктору покажем.
Чтобы все увидел –
«А-а-а» ему мы скажем.
Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести « а-а-а» (5-6 раз).
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
1. Вдох и выдох через нос.Вдох – глубокий, выдох – длительный, плавный.• Вдох через одну ноздрю – выдох через другую.• Вдох толчками – выдох обычный.• Вдох обычный – выдох толчками.• Вдох и выдох толчками.• Вдох обычный – выдох с усилением в конце.
2. Вдох через нос, выдох через рот.Вдох – глубокий, выдох – длительный, плавный.• Вдох через одну ноздрю – выдох обычный.• Вдох толчками – выдох обычный.• Вдох обычный – выдох толчками.• Вдох и выдох толчками.• Вдох обычный – выдох с усилением в конце.
Приложение 6
Развитие общей моторики.
Приложение 7
Развитие мелкой моторики.
1.«Пальчики здороваются»Прикоснуться каждым пальцем к большому пальцу, начиная с указательного. Затем в обратном направлении: от мизинца к большому и т. д. Сначала правая рука, потом левая, и одновременно.2. «Крестики-нолики»«Нолик»- большой и указательный палец образуют круг, «Крестик» - скрещивание указательного и среднего пальца. Повторять по 10 раз. Каждой рукой по очереди.3. «Волшебный счет»Положить ладонь на ровную поверхность и каждым пальчиком постучать по поверхности под счет до 5. Можно считать слова с закрепляемым звуком.4. «Коза» - «Заяц»«Коза» - сжать кулачок, выставить вверх указательный палец и мизинец. «Заяц» -сжать кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы. Упражнение выполнять под счет «коза-заяц» по 10 раз каждой рукой по очереди.
5. Ручки на столе лежат,И пока что крепко спятА теперь одна проснуласьИ тихонько потянулась.(Ладонь остается прижатой к столу, а пальцы приподнимаются).6.Это правая рукаУлеглась она опять,Видно, будет отдыхать.Вот и левая проснуласьТоже сладко потянулась.(Вторая ладонь лежит на столе, а пальцы приподнимаются).7.Теперь две руки проснулись -Сильно-сильно потянулись.(Пальцы на обеих руках приподнимаются).8.Большой пальчик поднимиИ тихонько постучи.(Поднимаются по очереди пальцы на обеих руках по одному и стучат).9.Тук-тук-тук,тук-тук-тукРаздается снова стукНа руке твоей другойПальчик постучал большой.Мы по очереди всемиБудем пальцами стучать.И, конечно, отдыхать.А теперь мы будем кискиЭй, не подходите близко-Поцарапаем немножко-Не ребята мы, а кошки.(Пальцы обеих рук вместе, а потом каждая рука по очереди легко царапает стол.)10.К нам на стол забрался слон,Начал громко топать он.(Постучать пальцами ладоней по столу.)11.И лошадки прибежалиИ копытцами стучали.(Легко постучать кончиками пальцев по столу.)12.Осторожны и легкиПриползали паучки.(Медленно перебирать пальцами по поверхности стола.)13.А лягушки проскакали - И в болотце убежали.(Отталкиваться сжатыми пальцами от стола, приподнимая кисти рук.)14.Тихо по земле шуршаПолзет змейка не спеша.(Волнообразные движения кисти рук, подушечки пальцев не отрываются от стола.)15.Солнышко пригревало - Червячки уползали.Солнышко убежало -Червячки выползали.(Пальцы медленно сжимаются в кулачки, потои медленно разжимаются.)16.Светят солнышка лучи -Они очень горячи.А как тучка набежала -Видно солнышка не стало.(Пальцы раздвигаются на поверхности стола, затем сдвигаются вместе.)17.Раз купили мы арбуз,Он хороший был на вкус.(Соединить кончики пальцев, образуя шар.)18.А еще купили дыню -Сразу съели половину.(Соединить кончики пальцев, образуя овал.)19.С утра пальчики старались -в своем доме убирались.(Пальцы по очереди сближаются с большим, скребя по столу, ладошки боком лежат на столе.)20.По веселой по дорожкеБыстро пробегут две ножки.(Пальцы по парам "бегут" по столу.)21.А теперь те же ножкиПроскакали по дорожке.(Пальцы по парам отталкиваются от стола.)
Приложение 8
Массаж и самомассаж.
В технику массажа входят следующие приемы: - поглаживание, разминание, спиралевидные движения по каждому пальцу от кончика до основания; - похлопывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев; - поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и предплечья от пальцев до локтя; - похлопывание кистью ребенка по мягкой и жесткой поверхности (по руке педагога); - вращение пальцев (отдельно каждого), круговые повороты кисти, отведение-приведение кисти вправо, влево; - поворот руки ладонью вверх-ладонью вниз; - поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев. Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью карандаша. Могут применяться разные карандаши: 3 и 6-гранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий, либо длинный карандаши: - перекатывать между ладонями; - катать по тыльной стороне руки; - раскатывать одной или двумя руками по поверхности стола; - удерживать одним пальцем руки; - раскачивать, обхватив двумя пальцами (указательным и средним). Упражнения с карандашами можно сочетать с проговариванием двустиший и четверостиший. Массаж с помощью грецких орехов. С помощью грецких орехов можно массировать запястье, кисти рук ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Упражнения: - прятать орех в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой); - кончиками пальцев одной руки ввинчивать орех в середину ладони другой руки; - прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья; - скатывать орех с тыльной стороны кисти рук (как с горки); - прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно;- раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями; - удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть. Массаж пуговицами. Пуговицы можно засыпать в коробку или большую миску. Желательно, чтобы пуговиц было много. Сначала совместно с ребенком опустите руки в коробку (миску), затем выполните упражнения: - проведите ладонями по поверхности пуговиц; - зажмите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки; - погрузите руки глубоко в пуговичное "море" и поплавайте в нем; - перетирайте пуговицы между ладонями; - пересыпайте их из ладошки в ладошку (сначала одной, затем другой рукой, затем обеими руками), захватите "щепотку" пуговиц и отпустите.
Массаж лица(фото точек):
Приложение 9
Обогащение словаря.
Пополнение словарного запаса может включать в себя использование различных игр, где ребенок принимает непосредственное участие, использование потешек, скороговорок, чистоговорок, сказок небольших стихотворений.
Скороговорки.
А
Актер театра.
Алеша Ульяне
сигнал подает,
Ульяна услышит –
Алешу зовет.
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Б
Белые бараны били в барабаны.
Купила бабуся бусы Марусе.
Забавной обезьяне
бросили бананы.
Бросили бананы
Забавной обезьяне.
Отлежал бычок бочок.
Не лежи, вставай, бычок!
В
В зимний холод
Всякий молод.
Уточка – вертихвостка
Ныряла да выныривала,
Выныривала, да ныряла.
Г
Га-га-га! –
Гогочет гусь.
Я семьей своей горжусь!
На иве галка,
На берегу – галька.
Гусь Гога
И гусь Гага
Друг без друга
Ни шага.
Д
Дятел дуб долбил,
Да не додолбил.
Дарья дарит Дине дыни.
Дятел дерево долбит,
День-деньской кору дробит.
Дед Данила делил дыню:
Дольку – Диме,
Дольку – Дине.
Е
Еле-ле-
Ели-зар
Едет-едет
На базар.
А с базара,
А с базара
Не догонишь
Ели-зара.
Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.
Ж
-Еж, еж, где живешь?
Еж, еж, что несешь?
У ежа – ежата,
У ужа – ужата.
Слишком много ножек
У сороконожек.
Жук упал
и встать не может,
Ждет он,
кто ему поможет.
Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.
З
Зоиного зайку
Зовут Зазнайка.
У Зины болит зуб,
Она не может есть суп.
Змея шипит,
А жук жужжит.
И, Й
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Играл Егорка с Игорьком –
Скатился с горки кувырком.
Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
К
Клубок упал на пол.
Кот катал клубок.
Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
Покатил Костя
В Кострому в гости.
Вот веселый колобок
Покатился, как клубок.
Л
Леня лез по лесенке,
Срывал Леня персики.
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Лиса по лесу шла,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
М
Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду – много пчел.
Наши руки были в мыле.
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Н
Мандаринки у Маринки,
У Маринки – мандаринки.
Соня-незнайка,
А Зина – зазнайка.
О
В зимний холод всякий молод.
Чем меньше слов,
Тем больше дров.
П
Петя пилил пилой пень.
Пара птиц порхала, порхала –
Да и выпорхнула.
Рыбы в проруби – пруд пруди.
У пеньков опять пять опят.
Из-под пилки сыплются опилки.
Р
Варвара варенье доваривала,
Ворчала и приговаривала.
На горе Арарат
растет крупный виноград.
Орел на горе, перо на орле.
Проворонила ворона вороненка.
Роет землю старый крот,
разоряет огород.
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тараторят,
Тараторят, тарахтят.
С
Вася косил косилкой
спелый овес.
Сеня вез воз сена.
Саша любит сушки,
Соня – ватрушки.
У Сени и Сани
в сетях сом с усами.
У осы не усы, не усище,
А усики.
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Спасибо, мороз,
Что снегу нанес.
Т
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Грабли-грести,
Метла – мести,
Весла – везти,
Полозья – ползти.
У Тамары – тараторки
33 скороговорки.
Только Таня утром встанет,
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять! –
Таня любит танцевать.
У
Стала утка на пруду
Учить своих утят;
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Летел на болото
Носатый удод,
Глядел на удода
Усатый Федот.
Ф
У Фани – фуфайка,
У Феди – туфли.
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Х
Муха – горюха
Села на ухо.
Прохор и Пахом
Ехали верхом.
Хохотушка буква Х
Рассмеялась:
- Ха-ха-ха!
Ц
Бегают две курицы
Прямо на улице.
В цветнике цветут цветы.
Очень часто бьются
У Танечки блюдца.
Из соседнего колодца
Целый день водица льется.
У кольца нет конца.
Цыпленок цапли
цепко цепляется за цепь.
Ч
Пекарь пек калачи в печи.
У нас в печурочке
Золотые чурочки.
Шубка овечки
Теплее любой печки.
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали.
Черепаха, не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
Ш
В шалаше шесть шалунов.
Шапка да шубка –
Вот и весь Мишутка.
Шишки скользкие шуршали,
Шумно шлепались с сосны.
Саша шапкой шишку сшиб.
Пыхтит, как пышка,
Наш пухлый Мишка.
Простоквашу дали Клаше.
Недовольна Клаша:
«Не хочу я простоквашу,
Дайте просто кашу».
Щ
Волки рыщут,
Пищу ищут.
Мой руки чище и чаще.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Щипцы да клещи –
Вот наши вещи.
Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.
Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не отпущу.
Ы
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Милая Мила мылась мылом.
Ю
Юла возле Юльки
Крутится, поет,
Юле и Юре спать не дает.
Я
Ящерка яблоки на ярмарку везла.
Яхта легка и послушна моя,
Я бороздить на ней буду моря.
Дидактическая игра «Добавь словечко».
Мама сыплет соль в солонку.
Масло я кладу в ...
Много хлеба в хлебнице,
А конфет в …
Льется чай из чайника,
Кофе - из …
Вот салат в салатнице,
А сухарь в …
Вот идет усатый кот
И ведет …
На поляне рыжий лис,
А рядом два …
Белка спит в дупле с …
Зайчиха прыгает с …
Придумала я три словечка:
Река, реченька и речка.
Ну а хитренький мальчонка
Подсказал слово …
Бородатый старичище
Вдруг назвал слово …
А с косичками девчушка
Слово вспомнила …
У реки песок какой?
Все ответили …
На реке цветы какие?
Ну, конечно же …
А вода в реке какая?
Ясно всем, она …
Приложение 10
Фонетическая ритмика – сиситема специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).
В комплекс утренней гимнастики или при изучении букв и звуков можно включать упражнения на выделение фонем.
«А» - дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произнося гласный, они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх. Интонация радости.
«О» - дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный, они плавно поднимают руки вверх и соединяют их в кольцо над головой. Интонация удивления.
«У» - и.п. руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося звук, дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз. Интонация угрозы.
«Цапля» - «цап»- дети делают хватательное движение к себе.
«ля» - делают одно вращательное движение кистями рук («фонарик»).
Развитие фонематического слуха.
«Спрячь ручки» - прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.
«Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке и воде, проговаривая слоговые дорожки.
«Водолаз» - со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы или специальные картинки для игр в воде с дифференцируемыми звуками.
«Два моря» - таз делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря ( например, в море «с» или море «з»).
«Ширма» - за ширмой взрослый прячет некоторые предметы, которые могут звучать, например, колокольчик, барабан, стеклянная банка, деревянный кубик. Педагог издает звук при помощи предмета, а дети должны догадаться, какой предмет прозвучал.
Формирование слоговой структуры слова.
«Полоски» - ребенок чертит заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово. Можно рисовать полоски на воде. Тогда задача усложняется, т.к. нужно удерживать в памяти количество полосок.
«Рассели картинки в домик» - дети учатся выделять первый и последний звуки в слове и соотносить их со схемой.
«Исправь ошибку» - логопед чертит ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
Формирование лексико-грамматического строя речи.
«Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные (в воде или песке) различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их с существительными.
Возможно использование пиктограмм, например
Рисунок – заяц,
задание – назови ласково,
образец ответа – заинька, зайчик, зайчишка.
«Кто (что) лишний (-ее)? – найти среди животных того, кто чем-то отличается от остальных (волк, рысь, лиса,собака ).
Коррекция дисграфии.
· Игра «На что похож предмет»?
· Срисовывание серии изображений.
· Находить сходства и различия по предъявляемым рисункам.
· Из представленных элементов сложить буквы.
· Реконструирование букв (РвВ, Ж в К).
· Применение изограмм (обведи рисунок по точкам; прочитай слово).
Развитие связной речи.
· Деформированные предложения, текст.
· Игра в «потому что» - где взрослый начинает предложение, а ребенок, начиная со слов «потому что», продолжает.
· Использование картинок – символов при пересказе или составлении рассказа (сказки).
· Составление рассказа по плану.
План рассказа:
- семечко; - способы ухода; - всходы; - плоды.
· Загадки – описания:
Форма – овальная, величина – большая, цвет – рыжий, мех – пушистый, живет – в норе.
Приложение 11
Приложение 12