Методическая разработка внеклассного мероприятия Они сражались за Родину!


«Всё хорошее в природе от солнца, всё лучшее в жизни – от человека (Пришвин)
Классный час.
Тема: Жизненные ценности
Форма: Путешествие
Цель: помочь учащимся осознать роль ценностных ориентаций в жизни каждого человека.
Задачи:
1) Расширить представление учащихся о понятии «духовные и материальные ценности», их проявлении в жизни человека;
2) Помочь детям провести исследование систем индивидуальных, классных, ценностей;
3) Развитие самостоятельности, стремления к сотрудничеству, творческих способностей учащихся;
4) Содействовать учащимся в понимании уникальности и ценности каждого из них.
Оборудование: презентация, рисунок «горы и рюкзака», карточки с названием ценностей, ромашки.
Ход классного часа
Введение в тему классного часа.
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие, но не просто путешествие по разным местам, а восхождение на вершину – вершину нашей жизни. Восхождение на вершину всегда очень сложно и опасно, и нам предстоит пройти ряд испытаний, прежде чем мы достигнем нашей цели. А начать наше восхождение мне бы хотелось со стихотворения:
Жизнь прекрасна и ярка,Жизнь свободна и легка,Жизнь есть солнечный рассвет,Жизнь есть неба дивный свет,Жизнь — улыбки и цветы,Жизнь полнится красоты,Жизнь есть ласка добрых слов,Жизнь есть — дети и любовь!
-Скажите, а что для вас важнее всего в жизни? (ответы детей).
-Разговор наш сегодня пойдет о ценностях. Что же такое ценности?
(ответы учащихся)
А теперь обратимся к словарю С.И. Ожегова: «Ценность» – это ценный (важный, значимый) предмет, явление.
Зачастую мы себе даже не представляем, насколько нам важно понять, ЧТО является для нас главным. Психологическая практика показала, что если жизненные ценности выстроены неверно, то у человека на ровном месте могут возникнуть проблемы. Если же жизненные ценности выстроить правильно, то в жизни начинают происходить удивительные перемены в лучшую сторону, совершенствуется качество жизни, происходит личностной рост и создаются возможности для творческого мышления.
-Но также мы понимаем, что у каждого человека могут быть свои ценности, которые влияют на его поведение. Существует огромное количество ценностей и условно их можно разделить на 2 больших группы.
-На какие? Чем материальные ценности отличаются от нематериальных? Ответы детей).Конечно, мы должны что-то есть и пить, иметь одежду, крышу над головой. Все это необходимо. Но не менее важно понимать людей, с которыми нас соединяет или сталкивает судьба; понимать смысл и причины происходящего вокруг нас, наконец, понимать самих себя — почему мы делаем что-либо так, а не иначе. Мы должны понимать и то, что и как мы едим, как одеваемся, как нам строить домашнюю жизнь.
-Откуда же берется все это понимание, кто нас учит правильно ориентироваться, разбираться? (ответы детей)
— Из разных источников: это и родители, и сверстники, и школа, и наше собственное умение осмыслять жизненный опыт.
-А кто питает сами эти источники? Если сформулировать кратко, то понимание жизни во всех ее проявлениях дается нам культурой. В этом состоит ее основная функция.
-А как вы понимаете, что такое культура?
-Дадим определение самой культуре, как мы ее понимаем.
Культура — это то, что обычно направляет нашу деятельность, мышление и чувства, что формирует наши интересы, оценки и нравственные нормы
Но наибольшее значение в человеческих отношениях имеют жизненные ценности (это то, чем человек дорожит, к чему стремится, что считает священным, престижным — например, образование, семья, государство, физическое здоровье, дети). Жизненные ценности — фундамент культуры, ее основное содержание. Но всё же вернёмся к нашему восхождению.
Для любого восхождения нужен рюкзак, а для восхождения на лестницу жизни – рюкзак наших ценностей. Поднимаясь на вершину и преодолевая испытания, мы будем наполнять рюкзак наших ценностей. - А как вы думаете, почему их назвали общечеловеческими ценностями? (ответы детей)
Общечеловеческие ценности потому так и называются, что они являются общими для всего человечества, для всех людей, независимо от их расы и национальности, политических убеждений и религиозных верований. Мы определились, что же такое “ценности”. И в рюкзак я кладу это понятие.
Привал “Дом”.
Начинаем наше восхождение. Внезапно пошел снег, поднялся сильный ветер. Совершать дальше восхождение нельзя. Перед нами открывается одиноко стоящая хижина. Мы в ней и останавливаемся. Так как каждый совершает восхождение на свою собственную вершину жизни, то вы оказываетесь одни в хижине. У вас есть запас воды, еды и топлива, магнитофон, телевизор, библиотека, компьютер с играми. Связь с внешним миром потеряна. Что вы будете делать, пока переживаете бурю?
На следующий день повторилась та же ситуация. Что вы будете делать?
А если ситуация продолжается месяц?
В рюкзак кладется ценность человеческого общения.
Ну а теперь отправляемся дальше.
Привал “Спор ценностей”.
 Жизненные ценности человека всегда состоят из целого ряда компонентов, они очень сложные. Например дружба:
-Что вы понимаете под этим понятием? (ответы детей)

Сейчас я вам предлагаю доказать, какая же ценность важнее.
Раздаются листочки с написанными на них ценностями. По очереди группы доказывают, что их ценность важнее. Предлагаются ценности: деньги, власть, любовь, добро. Так какие из ценностей мы положим в рюкзак?
В рюкзак кладутся любовь и добро.
А почему мы не положили в наш рюкзак власть?
В художественной литературе писателями также очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь.
В сказке А.С. Пушкина «Золотая рыбка» мы видим пример стремления человека к власти. Старуха получая все больше и больше стремится стать владычицей морской, но жадность и властность не приносят ей ничего хорошего. Получая многое она теряет всё и остаётся у разбитого корыта.
- Эта сказка показала нам на примере, что человек может обладать целым рядом отрицательных качеств, а это значит, что ценности в жизни этого человека, тоже являются отрицательными. В науке их называют антиподы ценностей. И совершая наше дальнейшее восхождение, давайте остановимся на следующем привале и подумаем, а какие же существуют антиподы ценностей
Привал «Антипод»
(учащимся предлагается подобрать антонимы к каждой жизненной ценности)
Ц е н н о с т и Антиподы ценностей
Добро
Вера
Надежда
Любовь
Доброта
Честность
Справедливость
Искренность
Достоинство
Милосердие
Прощение
Совершенство
Красота
Свобода
Нетерпимость к злу
Великодушие
Бережное отношение к жизни
Мудрость
Благородство Зло
Неверие, атеизм
Безнадежность
Ненависть
Жестокость
Нечестность
Несправедливость
Лукавство, хитрость
Самоуничижение
Равнодушие
Злопамятность
Неуклюжесть
Уродство
Неволя
ПриспособленчествоБездушность
Убийство
Глупость
Подлость
Я предлагаю положить в наш рюкзак бережное отношение к жизни
Привал “Ромашка счастья”.
Итак, до вершины остается совсем немного. Но чтобы её достичь, нужно определить главные ценности вашей жизни. Мы будем создавать “ромашку счастья”. Ведь все хотят быть счастливыми! Напишите на лепестках ромашки главные ценности, необходимые вам для удовлетворенности жизнью.
Заключение.
Итак, мы достигли вершины.
-Ребята, а как вы думаете, почему на самой вершине я не поставила флажок?
Да потому что у каждого из нас своя вершина жизни. У кого-то она маленькая и гладкая, у кого-то величественная и неприступная. И мы несём на своих плечах наши поступки, ценности, идеалы. У каждого в жизни свой путь. И как мы его пройдем и достигнем ли мы поставленной цели, зависит только от нас самих. У каждого человека ценности в жизни могут быть разными, и важно это понимать